Виды абреакций

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Виды абреакций


Существуют три основных вида абреакций: интенсивная, умеренная или минимальная. Некоторые клиенты склонны подавлять абреакцию. Чтобы применить клиентоориентированный подход, следует по-разному обращаться с этими видами абреакций. Обратите внимание, что некоторые клиенты будут пытаться подавить эмоциональную разрядку, даже при том, что они говорят в настоящем времени. В любом случае полезно иметь под рукой пачку одноразовых платочков, так как даже мужчины среднего возраста во время регрессивной терапии могут разразиться слезами.


Интенсивные абреакции

У некоторых людей чувства находятся настолько близко к поверхности, что они могут испытывать абреакцию, даже не входя в формальный гипнотический транс – просто рассказывая о событии прошлого. По этой причине психотерапевты и специалисты в сфере психического здоровья, которые часто сталкиваются с тем, что их клиенты говорят о прошлом, вполне могут задуматься о прохождении формального обучения гипнотерапии и ГРТ. Это позволит им научиться замечать, когда клиент входит в спонтанный транс, или обучиться основам регрессивной терапии, чтобы избежать неправильного ведения.

Когда у клиента, находящегося в регрессии, начинается интенсивная абреакция (всхлипывания, крики, он громко ругается и др.), мы можем воспользоваться одним из двух вариантов действий, описанных ниже, если будет необходимо снизить эмоциональную интенсивность абреакции. Кроме того, не забудьте дать клиенту платок.

1. Эмоциональное дистанцирование (или диссоциация)

Сейчас вы можете представить себе, что вы наблюдаете это событие как невидимый наблюдатель, или вообразить, что смотрите его на киноэкране. Пожалуйста, скажите, что для вас будет проще…

Применяйте те образы, которые выберет клиент. Затем задавайте открытые вопросы, слушайте и работайте с тем, что будет проявляться.

2. Снижение интенсивности:

Сейчас позвольте этой сцене исчезнуть, и вернитесь в свое безопасное и спокойное место, или в тот момент, когда вы СЧАСТЛИВЫ и полностью довольны собой. Оставайтесь там, ощущая, как прекрасна жизнь в этот момент времени… или просто вернитесь в свое спокойное и безопасное место. Глубоко вдохните и РАССЛАБЬТЕСЬ, и просто ощутите, как прекрасна в этот момент жизнь.

Для вашего будущего счастья важно, чтобы вы вернулись в предыдущую сцену, которую вы только что ощущали. Но на этот раз переживания будут значительно менее интенсивными. Ради своего счастья – хотите ли вы через короткое время вернуться обратно к этой сцене?

После получения ответа «да» задайте соответствующие открытые вопросы и компетентно работайте с тем, что будет появляться.

Хотя необходимости применения описанных техник с большинством клиентов нет, клиентоориентированный подход предполагает применение диссоциации, если во время регрессии человек испытывает очень интенсивные чувства.


Умеренная абреакция

Клиенты, которые демонстрируют умеренный уровень абреакций, на практике встречаются чаще всего, и к счастью, им легче всего помочь. Они могут плакать (хотя и не столь интенсивно) и вербализировать определенные чувства. В этом случае нужно просто дать клиенту салфетку.

Просто позвольте клиенту реагировать – и внимательно слушайте. Когда первоначальная абреакция начнет утихать, мы можем двигаться дальше к следующему шагу, который будет описан далее.


Минимальная абреакция

Пристальное наблюдение за выражением лица клиента и невербальным языком (тон голоса) может помочь гипнотерапевту установить, ощущает ли клиент какие-либо эмоции. Иногда признаком их может служить одна одинокая слезинка, дрожание руки или несколько нецензурных слов.

В такой ситуации мы можем продолжить, задавая открытые вопросы, пока не получим достаточно информации для установления корневой причины, которую можно будет высвободить. Внимательно слушайте, чтобы убедиться, что клиент не подавляет эмоции, сопровождающие это событие.


Подавленная абреакция

Некоторые клиенты будут пытаться подавить или вообще избежать абреакций, хотя они и говорят о ситуации в настоящем времени. Когда такое происходит, можно стимулировать абреакцию, задав вопрос:
Что вы при этом ЧУВСТВУЕТЕ?

Сделайте ударение на слове «чувствуете». Этот вопрос отлично работал для обоих авторов в течение многих лет – когда они выступали как в качестве гипнотерапевтов, так и в качестве клиентов. После того, как вопрос задан, внимательно слушайте ответ. Если клиент начинает вербализировать чувства, задайте больше открытых вопросов. Если клиент делает дальнейшие попытки подавить эмоции, либо описывая ситуацию в прошедшем времени, либо говоря что-то вроде «Я думаю, что он должен быть добрее по отношению ко мне», тогда можно использовать следующую фразу:


Не пытайтесь об этом размышлять. А вместо этого в точности скажите мне, что вы ЧУВСТВУЕТЕ.

Обратите внимание на использование слова «пытайтесь» в этом утверждении, которое сопровождается словом «не». Подсознание игнорирует отрицание (к примеру, «не думайте о собаке»), в то время как сознательный ум воспримет все это утверждение. В то же время слово «пытаться» для подсознания означает неудачу – а мы не хотим, чтобы клиент думал о процессе. Вместо этого ему необходимо прочувствовать ситуацию, чтобы ему было легче ее высвободить и успешно пережить катарсис. В течение многих лет Рой успешно пользуется этими двумя фразами для работы с клиентами аналитического склада.


Техника спокойного места и информированного ребенка


Когда абреакция начинает стихать и у нас есть достаточно информации о событии, которое мы обнаружили в ходе регрессии, мы можем снова направить клиента в его/ее спокойное и тихое место. Нет никакого научно обусловленного момента, в который мы могли бы догматично сказать, что настало время это сделать: подобное решение скорее делается интуитивно, на основе того, что мы внимательно слушаем и наблюдаем. Если даже клиент слишком долго пробудет в регрессии, это не проблема. Но иногда это вызывает несколько больше дискомфорта, чем необходимо для работы по высвобождению. Однако если мы слишком быстро уведем клиента прочь от события, это может замедлить полное высвобождение. А потому для того, чтобы выбрать правильное время для конкретного клиента, вам потребуется хороший клинический опыт.

Когда настанет время, скажите:

А сейчас отправляйтесь в свое спокойное место. Глубоко вдохните и РАССЛАБЬТЕСЬ.

Если нужно, можете дать клиенту еще несколько внушений, чтобы углубить гипнотическое состояние и дать возможность немного отдохнуть перед применением техники «информированный ребенок». Когда клиент будет готов, скажите:
Через минуту я попрошу вас снова вернуться к тому же событию, но со ВСЕЙ вашей нынешней мудростью взрослого человека, знанием, пониманием, обучением и опытом.

А сейчас… снова еще раз вернитесь в это событие и вам будет (возраст регрессии) лет, но вы будете обладать своей нынешней взрослой осознанностью.

Вы просто (обобщенно назовите событие)… каково ваше НОВОЕ восприятие этого события?

Внимательно слушайте, а затем примените ролевую «гештальт-игру».
 
Сверху