Терапия при поражение мозга у детей по методике Бобатов 2

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Первая часть

Снимок.JPG

Снимок2.JPG

Снимок3.JPG


лежащим на нем в положении на животе ребенком вперед, с поддерживанием голеней ребенка в неподвижном по отношении к шару положении. Прежде всего ребенок в соответствии с реакцией равновесия поднимает голову вверх, затем в реакции выпрямления разгибает руки в локтевых суставах, желая сохранить вертикальное положение головы, я сгибает ноги (рис. 61).

Установка в позиции, показанной на рис. 62 и 63, помогает ребенку, лежащему на шаре на спине, достичь сначала поворота туловища и опоры на предплечья, затем перейти к опоре на ладонь и, наконец, в положение сидя без опоры. В описанных выше упражнениях на шаре объединяются элементы реакций выпрямления и равновесия.

Качение шара в разных направлениях с небольшим объемом движения при фиксации больного на нем с помощью бедренного ремня вызывает наклоны и выпрямления туловища в соответствии с реакциями равновесия (рис. 64), Таким образом, можно добиться совершенствования положения сидя и укрепления связанных с его поддержанием мышечных групп.

Аналогичные упражнения можно выполнять и без шара. На рис. 65 у ребенка, помещенного в не вполне стабильную позицию, верхом на одном колене у методиста туловище отклонено по отношению к состоянию равновесия, начиная с тазового пояса. Это вызывает рефлекторное выпрямление туловища и головы.

Направление отклонений должно быть противоположным желаемым направлениям отклонения туловища. При этом ребенок может сидеть лицом или шиной к проводящему занятие. Это дает возможность располагать большим разнообразием нужных видов стимуляции.

Другим типом упражнения равновесия является выведение ребенка из положения равновесия на стабильной поверхности. На ряс. 66 демонстрируется способ выполнения подталкиваний в области плечевого пояса, на рис. 67—выведения из состояния равновесия за область тазового пояса.

На рис. 68 показан способ облегчения движения отведения бедра путем воздействия на плечевой пояс. Наклон оси плеч путем подъема правого плеча и растяжения мышц правой стороны туловища высвобождает рефлекторное отведение правой ноги (в реакции выпрямления).

Поворот плечевого пояса, как изображено на рис. 69, когда левое плечо выталкивается вперед и несколько вверх по отношению к правому, облегчает шаг в сторону нижней конечности — из положения на обоих коленях в положение на одном колене.

Выталкивание плечевого пояса вперед, производимое лицом, выполняющим упражнение с ребенком, таким образом, чтобы нагрузить шагнувшую ногу, облегчает переход больному из положения на одном колене в положение стоя (см. рис. 69) (оба указан-ных действия основаны на реакции выпрямления).

Техника перехода из низких позиций в положение стоя зависит от уровня развития возможностей ребенка, меняется и совершен-

Снимок4.JPG

Снимок5.JPG




Снимок6.JPG

Снимок7.JPG


ствуется. На рис. 70 показано, как занечатляется навык вставания через положение на корточках. При этом всегда нужно следить за соответствующим наклоном туловища вперед (рис. 71) и за нагрузкой на всю стопу. Чтобы добиться способности стоять с опорой на широкую базу, несмотря на существующую у детей с ДЦП.

Снимок8.JPG


Снимок9.JPG


тенденцию перекрещивать ноги и стоять на пальцах ®о всех возможных ситуациях, необходимо обеспечить позицию обратного выпрямительного синергизма нижних конечностей (распрямление коленных суставов с отведением и наружным вращением бедра и тыльным огибанием стопы) (рис. 72).

Позиция сидя с расставленными ногами (рис. 73) преодолевает не только (выпрямительный патологический синергизм, но и сгабательный (поскольку сгибание в тазобедренных суставах здесь соединено с выпрямлением коленных суставов).

Нужно стремиться, чтобы в итоге ребенок был способен самостоятельно удерживать конечности в положении отведения и наружного вращения при тыльном сгибании стоп (рис. 74).

Разработку попеременного движения нижних конечностей вначале ведут главным образом с приложением помощи к плечевому поясу. Блокирование локтевых суставов позволяет удерживать голову поднятой и оперировать плечевым поясом (рис. 75, 76).

Поднятие и выдвижение вперед плеча облегчает сгибание тазобедренного сустава с одноименной стороны и рефлекторное перемещение соответствующей ноги вперед при движении ,ползком, на четвереньках или при ходьбе в зависимости от исходного положения. Со временем переходят к запечатлению попеременных движений.

Обучение искусству ходить, таким образом, начинается с самых ранних упражнений. 'Подготовка представляет собой управляемое ползание, передвижение на четвереньках, на коленках, вперед, назад и в стороны.

Самостоятельная ходьба предваряется обучением умению стоять и ходить с опорой на мебель, стулья, кровать или стену.

Хождение с шестами (рис. 77) сначала осуществляется с помощью методиста, который удерживает эти шесты и помогает ребенку попеременно двигать конечностями при перемещении.

Хождение с опорой на шар — это уже этап формирования самостоятельного хождения, поскольку нестабильная опора создает: условия для совершенствования чувства равновесия у ребенка в положении стоя.

Одновременно с общей двигательной стимуляцией проводятся упражнения коррекции разных фаз движения. На рис. 78 демонстрируется техника одного из упражнений, обучающего нагрузке на пятку в опорной фазе ходьбы. Здесь используется известная закономерность, связанная с описанными выше синергизмами и заключающаяся в том, что тыльное сгибание голеностопного сустава наиболее легко выполняется при согнутом коленном суставе. Эта позиция стопы фиксируется пассивно во время фазы переноса и затем при установке стопы на полу в фазе опоры на ногу, что ведет к появлению у ребенка ощущения того, как правильно следует нагружать пятку при ходьбе (с гиперкоррекцией).

Ввиду ограниченного объема настоящего руководства здесь приведены лишь отдельные примеры упражнений. Можно было бы описать десятки других упражнений, и их состав все еще не

Снимок10.JPG


Снимок11.JPG


Снимок12.JPG


Снимок13.JPG



Снимок14.JPG


Снимок15.JPG


ные упражнения проводят в груипе, однородной с точки зрения двигательного уровня. Методист, выполняя упражнения с одним больным, инструктирует таким образом, группу родителей с их детьми, которые, подражая -методисту, ассистируют детям при тех же упражнениях. Родителей может заменять не обученный специально медицинский персонал. Кроме того, мы применяем упражнения в воде, езду на велосипедах (рис. 79), реже (из-за недостатка возможностей) —верховую езду, а также подвижные игры на пересеченной местности. Вопреки пожеланиям Бобатов не сочетать их методику с другими методиками мы черпаем опыт из всех доступных источников и используем различные возможности в зависимости от нужд ребенка.

Бобаты не рекомендовали оперативного лечения и никаких ортопедических аппаратов для своих больных. Мы согласны с ними, что эти виды лечения изменяют нейрофизиологические стереотипы и тем самым вводят новые элементы сложности в дополнение к существующим. Однако, не будучи в состоянии по разным причинам посвятить реабилитации каждого ребенка достаточное для этого время, мы вынуждены ввести ортопедическую помощь, которая увеличивает время упражнений без постоянного обращения к посторонней помощи, а также прибегать к операциям, корректирующим результаты упущений, допущенных в свое время в тренировке детей, и тем самым ускорять успешную реабилитацию. ;

Чаще всего при ДЦП применяют следующие виды ортопедической помощи: футляры из эпоксидной смолы, ортопедические ботинки, трости, балкончики, барьеры, специальные поворотные столы для вертикальной установки туловища с опорой спереди, мешочки для хождения на четвереньках, доски для ползания, аппараты, корректирующие установку нижних конечностей, специально приспособ ленные кресла и столы, лыжи для тренировки ходьбы с фиксированным положением пятки и т. п.

Сочетание кинезитерапии с обучением практическим навыкам и речи

У больных ДЦП часто снижена способность перенесения навыков, приобретенных во время упражнений, в ежедневную житейскую практику. Поэтому необходимо обратить внимание на систе^ матическое использование приобретенных навыков в необходимых ребенку действиях самообслуживания и на приспособления к разным жизненным ситуациям. Тесты самообслуживания (табл. 15) показывают, в какой последовательности развивается эта активность. Стимулирование развития манипуляции, тесно связанной с самообслуживанием и обучением письму, также должно проходить в последовательности, согласующейся с правильным развитием этих функций.

На рис. 80 эта последовательность представлена в виде схематических изображений (1—16) в соответствии с естественным ходом развития и в таком порядке, как это должно происходить при обучении.

Умелый подбор двигательных заданий, препятствий для пре- одоления и игрушек содействует совершенствованию координации

123.jpg


Рис. 80. Последовательность естественного развития мануальных действий (схема).

движения, зрительной оценке и ощущению сноровки которые в сочетании с обучением конкретным практическим навыкам фор-, минуют общую культуру движения больного.

В ходе кинезитерапии .появляется возможность развить речь ребенка методом подражания параллельно с развитием простран-ственно-временных представлений и ощущения собственного тела (которое часто бывает нарушено).

Выполняемые действия всегда обозначь простыми словами и указывать направление действия, при этом нужна стремиться установить словесный и интеллектуальный контакт с, ребенком. Это создает условия для развития речи - сначала пассивной а с течением времени и активной.

Необходимо всемерно поощрять ребенка к словесному обозначению выполняемых им действий. Осознание выполняемых действий благодаря их словесному определению способствует более быстрому выучиванию данных движении.

Параллельно с проведением общей кинезитерапии следует обучать детей таким навыкам, как самостоятельность при еде, письме. Обучению принятию пищи начинают с младенческого возраста, и часто оно длится много лет. На всех его этапах, как и:-примюу-чении письму, следует обеспечить по возможности правильное положение ребенка.сидя без излишнего мышечного напряжения, возникающего в результате тотального выпрямительного синергизма Патологический разгибательный синергиэм высвобождается в том случае когда тазобедренные суставы согнуты под тупым углом Следовательно, сидеть нужно в позиции, в которой туловище установлено под острым или прямым углом по отношению к бедрам но не больше чем под углом 90°. Бедра при этом должны находился в Состоянии отведения (что одновременно предупреждает включение нежелательного синергизма). Предплечья или запястья опирающиеся о стол, облегчают прямое держание головы. При обучении ребенка тому, как нужно подносить ложку ко рту следует придерживать его предплечье и кисть. При этом надо обеспечить захват ложки или карандаша с противопоставлением 1пальца ,сгибанием в локтевом суставе и с пронацией предплечья (что противоположно патологическому -сгибательному синергизму верхней конечности).

При обучении питью используют чашку с двумя ручками во избежание формирования асимметричных рефлексов верхних конечностей и головы, а также для обеспечения правильной ее установки при этом действии.

Скачать статью с таблицами бесплатно после регистрации:
Скрытое содержимое. Вам нужно войти или зарегистрироваться.
 
Последнее редактирование:
Сверху