Преодоление абреакции

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Преодоление абреакции


Когда клиент испытывает эмоции, связанные с давно подавленными воспоминаниями, это может оказаться чрезвычайно драматичным и даже несколько пугающим. В такой ситуации терапевту очень важно сохранять спокойствие и оставаться надѐжной опорой для клиента, продолжая разговаривать с ним успокаивающим и уверенным голосом.

Объясните клиенту, что вернуться к неприятному событию и пересмотреть его – очень важно, и не сто ит этого бояться, поскольку это всего лишь воспоминание. То, что когда-то случилось, было страшным, но это – давно пережитое, и теперь его нет, так что это никоим образом не сможет снова навредить. Сейчас, после осознанного рассмотрения, это событие прошлого полностью утратило свою способность причинять боль.

Прежде чем переходить к регрессии, я предусмотрительно даю клиенту внушение о том, что если, например, я прикоснусь рукой к его лбу, он немедленно вернѐтся в безопасное место, которое было создано до регрессии. Это может быть сад или пляж, знакомая комната и т. д., главное, чтобы это было место, где клиент может чувствовать себя защищѐнно и в безопасности. Стабилизировав ситуацию и вернув клиента в состояние расслабления, я затем предлагаю ему ещѐ раз обратиться к той сцене, которая так напугала его. Однако на этот раз я вначале объясняю всю важность просмотра события, для того чтобы весь негатив, связанный с ним, был окончательно нейтрализован и сформировалась более благоприятная перспектива.

Применяя визуализацию, можно использовать методы диссоциации – например, дать внушение на просмотр видеозаписи с этим неприятным событием, сказав клиенту, что у него есть пульт дистанционного управления, с помощью которого видео можно воспроизводить, останавливать, перематывать назад или вперѐд, включать режим замедленного или ускоренного воспроизведения. Чем больше возможностей для управления ситуацией может быть предложено, тем комфортнее будет чувствовать себя клиент, и, таким образом, он ощутит, что может справляться с негативом прошлого.

Подводите клиента к ситуации поэтапно, возможно, на первом этапе он просто услышит, как кто-то говорит об этом событии, или увидит эту сцену издалека. Затем, когда клиент приблизится к этому месту, в воспроизводимом событии он может сначала увидеть не себя, а лишь своѐ изображение на картинке или фотографии, но постепенно сцену можно полностью анимировать, дополнив еѐ необходимыми деталями, включая введение в сценарий клиента, и воспроизвести еѐ с реальной скоростью.

«И теперь, когда Вы знаете, что там на самом деле происходит… Вы можете очень ясно увидеть себя в том месте и в то время… на счѐт «три» Вы будете там – в том месте и в то время».

Существует много различных способов подведения клиента к такой ситуации, всѐ зависит только от воображения и опыта терапевта. Вы будете находиться там вместе с ним, чтобы определить, как лучше адаптировать выбранную вами стратегию, действуя профессионально и ободряюще. «Я знаю, и Вы тоже знаете, что это событие, произошедшее в то время и в том месте, значительно повлияло на Вашу жизнь, и поэтому рассмотреть его очень важно для Вас… и я хотел бы, чтобы Вы взяли меня с собой и разрешили присутствовать там, когда Вы снова будете переживать это событие… Но из-за того, что я не могу видеть или слышать, что там происходит… или ощущать Ваши чувства и эмоции… пожалуйста, помогите мне, рассказывая всѐ, что происходит… и что Вы испытываете… Здесь нет ничего, что могло бы навредить Вам, и я хочу, чтобы Вы знали, что я тут, рядом с Вами, и Вы в полной безопасности».

Главное для терапевта – сохранять спокойствие, ведь вы понимаете, что регрессия в неприятную ситуацию никак не сможет навредить клиенту и принесѐт только пользу, поскольку освобождает его от всех негативных эмоций, которые так долго сдерживались и, наконец, выплеснулись наружу. Абреакция – это высвобождение, и для терапевта это самый мощный индикатор того, что происходит значительный прогресс. Так что всегда держите в своѐм кабинете огромную коробку бумажных носовых платков.
 
Сверху