Общий план реабилитационных занятий с ребенком, больным ДЦП, по методике Сандакова Д.В

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Основной принцип методики.

ДЦП – это власть патологических рефлексов над нервной системой ребенка. В случае нормального развития здорового ребенка развитие нервной системы происходит следующим путем: Сначала угасание рефлексов новорожденного (патологических рефлексов), затем последовательное формирование установочных рефлексов с головы на туловище и других установочных рефлексов.

В основу методики Сандакова Д.В положен подход, согласно которому развитие нервной системы ребенка больного ДЦП должно направляться по тому же пути развития, по которому должен развиваться здоровый малыш.

Принцип методики: Гашение патологических рефлексов и последовательное формирование рефлексов, необходимых для вертикализации, путем укладок, пассивной и активной гимнастики, массажа и точечного массажа.

В течение месяцев идет целенаправленная работа по последовательному формированию рефлексов:

1.Установочный рефлекс с головы на туловище. Переворот со спины на живот и обратно. Ползание, опора на четвереньки.

2. Установочный цепной рефлекс с туловища на таз. Навык самостоятельно садиться и сидеть без поддержки.

3. Установочный рефлекс с туловища на ноги. Рефлекс вертикализации. Навык к самостоятельной вертикализации и вертикальной стойке без опоры.

4. Пяточный рефлекс. Самопроизвольная опора на пятки. Самостоятельная ходьба с перекатом стопы.

Очень важна последовательность в формировании рефлексов. Пока ребенок не начал уверенно ползать, нельзя его учить ходить. Даже, если удастся ребенка научить ходить, в такой ситуации, походка его будет далека от походки здорового человека.

В соответствии с описанными принципами рекомендуются все виды ЛФК, массажа и укладок, направленные на достижение описанных этапов, если они не способствуют развитию паталогических рефлексов. В большинстве случаев, не рекомендуются фармакологические воздействия, ортопедические приспособления, инъекции стволовых клеток, частое использование мануальных манипуляций с позвоночником. По крайней мере, для детей первых лет жизни.

Периодичность и продолжительность занятий.

Продолжительность одного комплексного занятий 60 минут. В зависимости от степени развития рефлексов ребенка меняется продолжительность работы с конкретными этапами плана так, что бы общая продолжительность нагрузки оставалась около 60 минут.

Укладки могут выполняться три и более раз в день, но так, что бы не допускать значительного утомления ребенка.

Идеальное время для комплексного занятия – до обеда. Но допустимо любое другое время. Периодичность либо два-три раза в неделю либо курсами по 12 занятий с перерывом на два месяца. Возможна комбинация этих двух принципов.

Требования к выполнению занятий.

Перед проведением занятий надо убедиться, что ребенок в достаточной степени здоров. Отсутствуют вывихи, подвывихи, грыжи, ломкость костей (остеопороз) и острые воспалительные процессы.

Занятия выполняются на столе, на полу и на мяче. Многие упражнения выполняются с участием двух взрослых. Один взрослый фиксирует ребенка, второй выполняет упражнения с конечностями. Либо один из взрослых выполняет упражнение, а второй мотивирует ребенка выполнить то или иное движение.

Не допускается выполнение упражнений на синтетических коврах, что бы не допустить повреждения кожи ребенка при трении о ковер.

Если ребенок падает с мяча, когда взрослый держит его ноги. Не допускается отпускать ноги ребенка, чтобы попытаться удержать ребенка за туловище, во избежание травматизма. Ноги надо не резко поднять вверх, что бы уменьшить силу удара ребенка о пол.

Массаж и гимнастику следует выполнять чистыми и сухими руками. Массаж и пассивная гимнастика выполняются за счет движения мышц туловища взрослого, а не кистей и предплечий. Нога, выставленная вперед, должна быть немного согнута. После выполнения комплекса взрослому рекомендуется принять душ.

Не допускается массаж внутренней зоны бедер, области селезенки и печени. Массаж области шеи следует проводить осторожно.

При выполнении упражнения дистальный сустав ребенка должен быть зафиксирован, движения конечностей должны осуществляться по осям. Не допускаются движения, которые приводят к выдергиванию конечности из сустава.

Перед проведением массажа надо ознакомиться со строением основных мышц скелета, суставов и нервных окончаний по анатомическому атласу.

Проприорецепторный массаж (для уменьшения спастики мышц при ДЦП) выполняется проксимальными суставами пальцев достаточно жестко. Для обычного расслабляющего массажа здоровых пациентов рекомендуют использовать подушечки пальцев – что не эффективно при ДЦП.

Описание упражнений
Укладка в положении лежа на спине на двух валиках.
Снимок.JPG

Выполняется укладка с целью снижения активности патологических рефлексов.

В положении лежа на спине на двух валиках. При выборе валика под шею надо стремиться к тому, чтобы подбородок касался груди. Второй валик расположен под крестцовой областью. Размер второго валика подбирается так, что бы таз был выше коленного сустава. Если патологические рефлексы мешаю правильно выполнять укладку, можно временно использовать валики меньшего размера.

Ноги прямые. Пятки лежат на ровной поверхности.

Помощник фиксирует плечи так, чтобы лопатки стремились лежать на поверхности.

Руки ребенка фиксируются в одном из двух положений. Вытянуты вдоль тела и зафиксированы вторым валиком. Или ребенок обхватывает сам себя руками за плечи.

Инструктор располагается со стороны ног и фиксирует их путем давления на зону бедра. В рамках комплекса выполняется 4 минуты.

Также эту укладку рекомендуется выполнять отдельно 3-4 раза в день.

Упражнения с ногами в положении лежа на спине на двух валиках.
Затем в течение 6 минут выполняются упражнения с ногами. При этом туловище и руки остаются в положении укладки.

Инструктор выполняет сгибание ног в коленном суставе. Частота пассивных сгибаний постепенно нарастает и достигает двух движений в секунду. После этого следует выполнять глубокий массаж мышц голени и бедра, не затрагивая внутренней поверхности бедер.

Упражнения с руками в положении лежа на спине.
Снимок2.JPG


Ребенок располагается на столе. Ноги свисают на краю стола. Под спину подложен один валик в области таза. Помощник фиксирует ноги. Инструктор выполняет пассивные упражнения с руками в течение 4х минут (см видео).

Массаж передних мышц живота.
В том же положении инструктор ладонью выполняет расслабляющий массаже передних мышц живота. Затем легким штриховым движением справа и слева расслабляет подреберную область и рефлекторно главную мышцу бедер. Продолжительность 2 минуты.

Кивки головы.
Снимок3.JPG

Ребенок лежит на спине без валиков. Голени свисают со стола. Руки вдоль тела. Пытаемся зафиксировать под ягодицами ребенка. Инструктор со стороны ног наклоняется над ребенком. Внешней стороной ребра ладони (кисти) расправляет плечи ребенку и фиксирует их к рабочей поверхности. Четырьмя пальцами с обеих сторон инструктор захватывает затылочную область и производит насильственные кивки, стремясь коснуться подбородком грудины. Выполняется 20 раз. Или фиксируем положение кивка в течение 20 секунд. Затем поворачиваем голову в бок на 30 градусов и производим кивательные движения, стремясь коснуться подбородком ключицы так же 20 секунд. Затем в поворачиваем голову в другую сторону и повторяем упражнение.

Это уникальный прием для растяжения глубоких затылочных мышц, в особенности, лестничных мышц.

Так же в этом положении можно повторить упражнения с руками.

Укладка в положении лежа на животе.
Снимок4.JPG

Укладочная позиция на животе. Валик положен под плечи. Руки вытянуты вперед. Кисти открыты. Их фиксирует помощник. Инструктор сбоку. Одной рукой он фиксирует таз. Другой рукой фиксирует голову за подбородок В строго вертикальном положении.

Так же упражнение выполняется в качестве самостоятельной укладки в течение 4 минут три раза в день.

Укладка может являться проверочной позой с целью проверки развития установочного рефлекса на голову. В норме ребенок к 3,5 месяцев должен свободно выполнять условия укладки и удерживать голову в течение 3х минут.

Гимнастика ног в положении лежа на животе.
В положении лежа на животе, выполняется пассивная гимнастика ног, массаж задней части бедер и голеней, ягодиц, спины, голеностопа и стопы.

Для массажа подошвы и пятки надо согнуть ногу в коленном суставе на 90 градусов. Массаж энергичный Глубокий массаж пяточной области с акцентом на свод стопы.

Запрещается производить тыльное сгибание стопы и поворачивать стопу внутрь во избежание активации патологических рефлексов.

Захватываем пальцы в кисть. Осуществляем их сгибание и оказываем одновременное давление на область подушечек на ноге. Выполняем умеренные сгибательно - разгибальные движения стопы.

Гимнастика рук в положении лежа на животе.
В том же положении выполняем пассивные упражнения с руками при фиксированном тазе.

Повороты головы в положении лежа на животе.
Инструктор пальцами обеих рук поддерживает голову в строго вертикальном положении за подбородок и оказывает давление ладонью на височную верхнечелюстную кость ребенка. Запрещается поворачивать голову за нижнюю челюсть во избежание вывиха челюсти.

Выполняет 60 поворотов в одну сторону, стремясь к 90 градусов. Затем 60 поворотов в другую сторону.

Это упражнение способствует формированию установочного рефлекса на голову.

Движения свисающей головы
Снимок5.JPG

Инструктор за затылок страхует голову. Производит прерывистые стимуляционные движения головы вверх 10-15 раз. Затем такое же упражнение из положения лежа на животе. При этом помощник фиксирует тело.

Подъем ног.
Снимок6.JPG


В положении лежа на животе. Ноги свисают со стола. Инструктор стимулирует подъем ног вверх, желательно выше горизонта. Продолжительность 4 минуты.

Подъем туловища.
Снимок7.JPG

Ноги и таз лежат на столе. Туловище и голова свисают со стола. Инструктор стимулирует подъем туловища вверх. Продолжительность 4 минуты.

Аналогичное упражнение модно выполнять на мяче.

Переворот со спины на живот.
Выполняется на счет 4.

  1. Приводим одну ногу к животу. Сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах.
  2. При умеренно фиксированном плечевом поясе переводим голень на противоположную сторону, стремясь поставить стопу на противоположную сторону.
  3. Отпускаем плечи. Стремимся положить голень на рабочую поверхность. Одновременно с этим ожидается кивательное движение головы. Руку в сторону поворота вытянуть вверх.
  4. После чего выполняется скользящее движение голени по столу. Выпрямляем ногу, осуществляя переворот.
Выполняем по 10-20 раз в каждую сторону.

Тренировка цепного установочного рефлекса.
Снимок8.JPG

Ребенок в положении лежа на спине. Голени свисают с рабочей поверхности. Фиксируем руку прямую вдоль тела под углом 90 градусов за кисть. Инструктор находится со стороны ног.

  1. Одно плечо поднимаем на 90 градусов, второе плечо лежит на рабочей поверхности.
  2. Глубоким, полукруговым движением сгибаем тело в тазобедренном суставе под 90 градусов.
  3. Стабилизируем полодение тела с выраженным боковым наклоном. При этом область плечевого сустава находится под кистью, а согнутый локоть выступает за спину. Оба плеча фиксируем во фронтальной плоскости.
  4. Стимулируем толчок согнутой руки с целью вертикализации положения сидя.
В каждую сторону по 10-12 раз.

Упражнения на мяче.
Для упражнений на мяче используется гимнастический мяч диаметром 75 см. или 85 см. Мяч должен быть не сильно надут.

Кладем ребенка на живот. Выкатываем вперед, вниз, влево, вправо. От 30 сек. До 2 мин. До глубокой релаксации.

Наклоняем вперед. Стимулируем выбрасывание рук, ходьбу руками, жим от пола.

Укладываем ребенка на мяч на спину. Так же выкатываем в стороны с целью релаксации.

С мяча можно делать упражнения на цепной рефлекс.

Если у ребенка получается опираться на руки. Тогда из положения лежа на мече стимулируют хождение руками по стене.

Упражнения сидя на полу.
Инструктор сидит на полу с ногами шире плеч. Сажает ребенка спиной к себе. Ноги ребенка фиксирует помощник в прямом положении. Выполняет пассивные упражнения рук. Руки вверх, вперед и в стороны. Наклоны тела вперед и к каждой ноге.

Ребенок берет гимнастическую палочку в вытянутые руки, поднимает вверх, опускает за голову. Опускает прямые руки вниз. Двадцать раз.

Ребенок держит палку на вытянутой руке вперед. Производит вращательные движения палки на 90 градусов вправо и влево. Кладет палку на живот.

Упражнение корзинка. Руки назад, ноги сгибаются. Ребенок держит ноги за голеностоп. При этом таз и спина должны находиться в выраженном вогнутом положении. Стимулируем, что бы ребенок в этом положении поднимал голову.

Стоя на мяче .
Помощник, сидя на стуле, мягко фиксирует мяч коленями обеих ног и фиксирует положение стоп на мяче. Инструктор с противоположной стороны от помощника. Ребенок стоит на мяче лицом к инструктору. При этом его руки фиксированы в прямом положении впереди на уровне плеч. Осуществляем приседания на двух ногах 10 раз.

Помощник фиксирует одну ногу в колене и тазобедренном суставе, так что бы колено было направлено на инструктора. Приседания на одной ноге 10-20 раз. Потом приседания на другой ноге.

Ребенок выполняет прыжки на двух ногах на мяче.

Прыжки по переменно на коленях и на ногах. (три раза на коленях, потом три раза на ногах). Помощник помогает ребенку изменить положение ног.

Из исходного положения ребенок опирается на инструктора и осуществляет жимы.

Ставим ребенка на колени. Стимулируем подъем таза с прогибом в сторону инструктора.

Из положения на коленях стимулируем выпад тела вперед с прогибом к полу и в исходное положение. Это упражнение для развития цепного рефлекса на голову.

Скачать статью бесплатно после регистрации:
Скрытое содержимое. Вам нужно войти или зарегистрироваться.
 
Последнее редактирование:
Сверху