Как специалист по 5-Path может преуспеть в детском гипнозе

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Как специалист по 5-Path может преуспеть в детском гипнозе

Кельвин Баньян, бакалавр и магистр клинической психологии.​

Очень многие выпускники нашего курса по 5-Path спрашивают нас о том, как работать с детьми, так что я считаю, что пришло время осветить специфику этой работы. Я надеюсь, что вы найдете это руководство полезным и интересным, что оно наведет вас на размышления.

Работа с детьми может оказаться очень интересным опытом для тех, кто решит заняться этим направлением. Все, что вы изучили, когда проходили нашу программу, будет использовано и здесь, но есть несколько интересных различий.

Когда мы работаем с детьми, мы часто предлагаем и самим родителям пройти гипнотерапию. Мы говорим им, что так они смогут лучше понять, что переживает сам ребенок. Одна из основных причин, по которым мы начали применять такой подход, в том, что нам стало очевидно, что ряде случаев проблема ребенка была лишь следствием куда более крупной проблемы в самой семье.

Например, если родитель слишком критично относится к ребенку, то какую бы работу не проделал гипнотерапевт, все полезные эффекты быстро сойдут на нет, как только ребенок вернется в привычную обстановку дома. Поэтому сделайте все, что возможно, обсудите этот вопрос с родителями, если вам кажется, что такой подход пошел бы на пользу здоровью ребенка.

Также, запомните, что в большинстве штатов (и, возможно, в каждом штате, не могу сказать точно о других странах), если вы узнали о насилии в семье, то по закону вы обязаны сообщить об этом властям. Так что лучше заранее проинформировать об этом родителей, если их ребенку меньше 18 лет.

Перед тем, как я перейду дальше, я дам вам определение термина "ребенок" с терапевтической точки зрения. С правовой точки зрения (в большинстве случаев), определяющим фактором является то, сколько человеку лет. Например, там, где живу я, возраст совершеннолетия равен 18. В случае прикладных техниках гипнотерапии куда труднее провести такое же строгое разграничение.

Как специалисты по 5-Path, мы обладаем одними из самых эффективных инструментов работы. Мы можем применять их всех при работе с детьми, однако нужно принимать во внимание зрелость и степень интеллектуального развития каждого ребенка.

Одним из самых трудных моментов будет первый контакт с ребенком (так, чтобы вы ему понравились, и он начал вам доверять), другой важный момент - провести процесс так, чтобы он был понятен и приемлем для ребенка. Работа с детьми - это особый случай.

Как вы помните и видеоурока, все, что мы запоминаем в жизни, хранится на уровне подсознания нашего разума. Эти переживания развиваются в привычки и суждения о самом себе, других людях и о мире в целом.

Когда вы работаете с ребенком, нужно понимать, что у него нет такого обширного и богатого жизненного опыта, как у взрослого. Из-за этого ребенок не может в полной мере критически оценивать новую информацию, особенно у него нет представления о предмете разговора. Это приводит к тому, что критический фактор у ребенка либо отсутствует, либо очень ослаблен, что делает ребенка практически идеальным объектом гипноза!

Вообще, вы даже можете применить гипноз настолько слабый, что многие даже бы отказались считать его гипнозом. Из-за того, что ребенок знает о мире куда меньше взрослого, например, чем его родители, происходит интересная вещь. Ребенок заимствует критический фактор родителей! Когда вы будете объяснять ход будущей сессии, ребенок будет следить за реакцией родителей на ваши слова. Если вы сможете убедить его родителей, тогда вы сможете обойти критический фактор и внести нужные изменения!

Все, что вам нужно сделать дальше - следовать стандартным инструкциям и техникам. То есть, я имею в виду, что вы можете сказать его родителям, что с ребенком все будет хорошо, что дети отлично реагируют на гипноз и пр. вещи (в зависимости от причины, по которой к вам обратились) и что все, что ребенку нужно сделать, - сесть в кресло для клиентов и расслабиться на несколько минут, и тогда ребенок сможет быстро и эффективно преодолеть проблему. В таком случае, если вам удалось достаточно хорошо убедить родителей,

Все, что вам нужно сделать - убедить девочку сесть в кресло и расслабиться, а также применить директивный гипноз для решения проблемы. Очень часто это все, что нужно сделать! К счастью, наши возможности этим не ограничены. Однако и это уже неплохой старт. Для ребенка самый убедительный аргумент - верят ли мама с папой, что гипноз ему поможет.

Помните о том, что у детей магическое мышление. Они верят во множество вещей, просто потому, что родители говорят, что это правда (Санта-Клаус, Пасхальный кролик, феи, монстры и пр.) Так что если ребенок видит, что родители верят в то, что гипноз поможет, то и сам ребенок начинает считать так же.

При работе с ребенком (в зависимости от возраста ребенка, как правило, ребенку должны быть по меньшей мере 5 лет, он должен уметь слушаться и следовать инструкциям), вы можете использовать мгновенное и быстрое наведение.

Я люблю использовать взрывное наведение (Blast of induction) или же наведение Дейва Элмана. Есть и другие техники наведения, которые отлично подходят для работы с детьми. В этих техниках наведения ребенка, как правило, просят представить, вообразить что-то. Если вы можете убедить ребенка представить что-то, то тогда вы получаете доступ к подсознанию.

Вот две наиболее типичные техники гипнотического наведения, которые были специально для работы с детьми. В одной ребенок просто сидит с закрытыми глазами и либо представляет, что смотрит любимую программу по телевизору, либо же играет в любимую видеоигру.

Гипнотерапевт просто поощряет ребенка представить себе эти образы и рассказать ему, что ребенок "видит" на экране. Пока разум ребенка сосредоточен на этом, вы применяете гипноз. Другая вариация этой техники - просто попросить ребенка представить себе большое ведро с водой, и что в руках у ребенка надутый воздушный шар. Пусть он представит, как он пытается втолкнуть шар в воду, и как тот пытается выплыть на поверхность и давит на руку ребенка снизу. Пока ребенок представляет себе этот процесс, гипнотерапевт применяет гипноз.

Какие внушения стоит применять при гипнозе? Лучше всего работают короткие и простые скрипты. Помните, мы работаем по технике 5-Path, у нас Фаза 1. Самый сильным средством убеждения для ребенка было то, что его родители приняли идею о том, что гипноз может помочь. Но также вы можете использовать тест на каталепсию век, искажение восприятия времени, тест на каталепсию рук и чувствительность к красному цвету. Все это сработает с ребенком не хуже, чем со взрослым, возможно даже лучше. В конце данного текста я дам вам несколько примеров возможных скриптов.

Во время сессии директивного гипноза с ребенком, стоит сделать время директивного гипноза покороче, около 10 минут, в зависимости от степени внимания ребенка и его возраста (для детей постарше, 12 или 13 лет, продолжительность можно увеличить).

С некоторыми детьми в возрасте 12-13 лет можно работать и как со взрослыми. Я работал с "детьми", которым было 13 лет, однако по своему уму и зрелости они на самом деле тянули лет на 25. Бывает и наоборот: я работал со взрослыми, которым было за 20, но по своему развитию они были скорее подростками.

Конечно, для того, чтобы точно определять степень зрелости человека, нужен большой опыт, нужно внимательно изучать каждого клиента, с которым вы работали. С маленькими детьми вам, возможно, нужно будет лишь применить директивный гипноз, и больше ничего делать не потребуется. Дети в этом возрасте крайне внушаемы, и, если ребенок сам хочет измениться, например, перестать писаться во сне, до успеха можно достичь и за 2-3 сессии директивного гипноза.

Возрастная регрессия уместна, как правило, для всех и в любом возрасте, главное ее корректно применить, а также важно, чтобы ребенок в достаточной мере мог понимать и следовать вашим инструкциям.

Во время моего первого учебного визита в Сингапур, я работал с маленькой девочкой, которой было только 11. У нее была проблема в школе - она не могла справиться с волнением перед тестами и контрольными, не могла запомнить то, что выучила. Вот как я с ней поработал. Я выслушал ее и ее маму, они описали ситуацию, затем я заверил их, что гипноз может решить проблему.

Я несколько раз посетил девочку в присутствии мамы. Затем, когда мы с девочкой наладили контакт и стали друзьями, я попросил ее маму выйти из комнаты. После я применил быстрое наведение (мою версию наведения Дейва Элмана) и после применил пару техник открытого тестирования, тесты на каталепсию век и рук, дал ей несколько внушений для того, чтобы она почувствовала себя уверенно и хорошо во время контрольных в школе и могла сконцентрироваться.

И затем я применил тест на чувствительность к красному цвету. Затем девочку я вывел из гипноза, и мы поговорили о сессии. Во время разговора я узнал, что девочка чувствовала себя отличном была очень удивлена тем, что не могла поднять ни руки, не веки.

Затем я попросил у нее разрешение провести еще одну сессию сразу же после небольшого перерыва. Первая сессия длилась только 12 минут. Я сказал ей, что в этот раз она погрузится в гипноз еще глубже, и что результаты будут в 10 раз сильнее. Я быстро применил повторное наведение при помощи более краткого скрипта, а затем возрастную регрессию при помощи техники эмоционального моста.

Мы вернулись к паре моментов в школе, когда девочка испытывала симптомы проблемы. Затем я проверил, чувствовала ли она себя так и раньше, оказалось, что эти чувства были ей уже знакомы. Затем мы вернулись ко времени, когда девочка была вместе со своей семьей и чувствовала страх.

Я применил технику осознанного ребенка, и мы пережили с ней первоначальное сенсибилизирующее событие и последующие сенсибилизирующие события.

Я не стал отдельно проводить сессию по прощению, а помог ей простить людей, которые вызвали проблему (страх) по ходу проживания первоначального и последующих сенсибилизирующих событий.

Детям бывает куда проще простить, чем взрослым, так что им обычно не требуется отдельная сессия для прощения. Я не проводил с девочкой пятую фазу, та как она обычно требуется при совместной работе с родителями и детьми.

После сессии мы отслеживали успехи девочки в школе. На следующий день после сессии у нее была контрольная, и после она рассказала маме, что она чувствовала себя очень спокойно и уверенно на устном экзамене.

И как оказалось, учительница, сама того не зная, помогла девочке, - она пришла на работу с красной сумочкой! Как сказала девочка, когда она увидела красную сумочку, то знала, что все у нее будет здорово.

Если бы у нее после сессии были проблемы, то я бы сделал то же самое, что и при работе со взрослым клиентом. Первым делом, я бы узнал, как она себя чувствовала во время устного экзамена. Если бы она чувствовала, то же самое, что и до сессии, я бы мог подозревать, что мы либо не нашли ПСС, либо же не поработали с ним должным образом на этапе возрастной регрессии. В этом случае нужно было бы провести возрастную регрессию еще раз.

Если бы чувство было новым, то я бы провел возрастную регрессию еще раз, но уже сосредоточившись на этом чувстве. Оно могло быть и раньше, просто ребенок мог его не замечать из-за других эмоций. Или же я могу решиться применить технику работы с частями личности и поработать с чувством вторичной выгоды, которое ассоциируется с симптомом. Итак, все это звучит знакомо, не правда ли?

Так и должно быть.

Система 5-Path - это универсальный подход в гипнотерапии, и ее можно применять и для работы с детьми.

Теперь же я хочу приложить несколько простых скриптов для наиболее распространенных детских проблем и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться гипнотерапевтам.

В каждом скрипте предполагается, что вы уже навели гипноз и применили техники открытого тестирования, а теперь готовы применить скрипт внушения.
 
Сверху