Асимметричный цепной рефлекс в висячем наклонно-боковом положении, головой кверху

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
АСИММЕТРИЧЕСКИЙ ЦЕПНОЙ РЕФЛЕКС В ВИСЯЧЕМ НАКЛОННО-БОКОВОМ ПОЛОЖЕНИИ, ГОЛОВОЙ КВЕРХУ
Альбрехт Пейпер, «Особенности деятельности мозга ребёнка», Государственное издательство медицинской литературы, 1962.

Если ребёнка поддерживать в поясничной области и приподнять кверху, придав ему висячее наклонно-боковое положение, то его тело принимает своеобразную позу (рис.33): голова поднимается под влиянием лабиринтного рефлекса на голову, приводя её в нормальное положение в пространстве, верхняя часть туловища следует за этим движением, так что она оказывается наполовину выпрямленной. Таз несколько приподнят в сторону, и всё тело образует дугу, открытую кверху. Руки и ноги оказываются также в своеобразном положении.

Если, например, туловище наклонено вправо, то левая рука и левая нога разогнуты и приподняты влево и в сторону до горизонтального положения. Правая рука отведена как можно дальше влево, левая нога согнута в тазу и слегка повёрнута кнаружи, а стопа разогнута, так что отчётливо поднят её край (см. рис.33).

Если переместить туловище ребёнка из одного наклонного положения в другое, то голова сохраняет прежнее положение в пространстве, а конечности меняют своё положение. Опыт можно повторить любое количество раз, хотя самостоятельные движения ребёнка могут его нарушить, особенно в нижней части тела. Завязывание глаз не имеет значения для этого рефлекса. У очень маленьких детей своеобразное положение рук часто отсутствует.

Подобную же позу Магнус получал у таламического кролика: «Животное поддерживается за таз свободно в воздухе так, что нижняя часть тела находится в правом боковом положении. Поворачиванием позвоночника главным образом в средней части, голова и передняя половина тела приводятся в нормальное положение (лабиринтный установочный рефлекс на голову и присоединившийся шейный рефлекс)».

Таким же образом возникает и у детей лабиринтный двигательный рефлекс на голову и шейный установочный рефлекс, за которым затем следует все тело. В какой степени положения рук и ног определяются тоническими лабиринтными рефлексами, сказать трудно. Во всяком случае этот рефлекс представляет собой полную противоположность вышеописанному симметрическому цепному, рефлексу в положении на животе, который также зависит от лабиринтного установочного рефлекса на голову.

Подобно последнему, он также угашается пассивным движением головы. При повороте головы ребёнка в сторону положение рук и ног не меняется. При повороте головы вокруг сагиттальной оси [наклон вбок] к плечу верхняя часть туловища и таз внезапно опускаются, руки и ноги слабо свисают вниз (см. рис.33в). Нагибание головы ребёнка вперёд и назад не даёт постоянного эффекта.

Положение, принимаемое ребёнком в висячем наклонно-боковом положении, способствует сохранению равновесия, бывшего под угрозой. Хотя этот рефлекс чётко выражен, однако в повседневной жизни висячее положение роли не играет. Соответствующие рефлексы возникают, когда ребёнку в положении сидя и стоя угрожает опасность упасть набок. На рис.34, например, нижняя часть тела ребёнка оттеснена исследователем в сторону. Если не возникнут движения туловища, рук и ног, направленные в противоположную сторону, ребёнок потеряет равновесие. При сравнении рис.34 с рис.35, где ребёнок висит в наклонно-боковом положении, можно видеть, что у сидящего и висящего ребёнка разыгрываются одни и те же цепные рефлексы. На рис.36 изображено другое положение рук, в котором грудной ребёнок сохраняет равновесие тела. Небольшие сдвиги равновесия тела, которые немедленно выравниваются подобными рефлексами, происходят очень часто. Тело свободно сидящего грудного ребёнка покачивается в большей степени, чем тело взрослого, который также сидит не неподвижно.

Асимметрический цепной рефлекс в висячем наклонно-боковом положении в чистой форме, описанной выше, встречается редко. Часто установка рук и ног выражены не полностью. Плохое настроение или сильные посторонние движения его затормаживают. Выпрямление головы в положении на боку, о котором упоминает и Ландау, обнаруживается у детей на этой стадии развития регулярно. Этот рефлекс возникает во 2-й четверти первого года, ранее он отсутствует (рис.37). Его появление всегда вызывается пассивным движением головы.

Если голову ребёнка в положении на боку повернуть на 90° вниз так, чтобы она была направлена наклонно вниз, то туловище и конечности принимают такое же положение, как при наклонно-вертикальном положении верхней части туловища. Лицо при этом немного поворачивается к плечу.

RO3idhCFU74.jpg

ntfJaednExA.jpg

aEwJ4_WE.jpg

1r7t83ZsO9U.jpg

1-mtjZ8_t3k.jpg
 
Сверху