Утилизация внутренних реальностей пациента

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
УТИЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА




Утилизацию внешне проявляемого пациентом поведения можно обобщить для принятия и утилизации его внутренних реальностей: его мыслей, чувств и жизненного опыта. Эриксон иллюстрирует это на следующем примере.

Другая разновидность техники утилизации заключается в привлечении внутреннего, в противовес внешнему, поведения пациента, т.е. в использовании его мыслей и понимания в качестве основы для наведения. Эта техника применялась в экспериментах и в тех терапевтических ситуациях, где сопротивление пациента делало целесообразным ее использование. Она с успехом применялась также на простых испытуемых. Обычно требуется хороший интеллект, некоторая степень искушенности, а также серьезность намерений.

Процедура относительно проста. Субъекта в экспериментальной или терапевтической ситуации просят и позволяют ему свободно выражать свои эмоции, свое понимание и собственное мнение. Затем ему предлагают размышлять вслух все более и более пространно о том, какие мысли и чувства могли бы у него быть, если бы он должен был развивать трансовое состояние. Если пациент это делает или если даже он заявляет о невозможности таких предположений, его высказывания в своей сути повторяются за ним, как если бы гипнотизер настоятельно искал понимания или подтверждал его заявления. Затем проясняются все комментарии пациента, которые в свою очередь повторяется гипнотерапевтом. При работе с более искушенными субъектами наблюдается большая спонтанность, но иногда наивный, даже необразованный субъект может оказаться на удивление восприимчивым.

В этой технике высказывания пациента могут каждый раз сильно отличаться, но следующий пример приводится достаточно подробно, чтобы проиллюстрировать метод.

Пациентка, искавшая психиатрической помощи, заявила: «За три года психоанализа у меня нет никакого прогресса, и год, который я потратила на гипнотерапию, тоже окончился провалом, я даже не вошла в транс. Я очень сильно старалась и ни к чему не пришла. Меня перенаправили к вам, но я не вижу в этом смысла. Вероятно, будет очередной провал. Я даже не могу представить себя погружающейся в транс. Я даже не знаю, что такое транс». Эти высказывания, вместе с информацией, полученной перед этим от соответствующего терапевта, дали возможность использовать собственные высказывания этой женщины в качестве процедуры наведения.

Слова Эриксона выделены курсивом.

Вы действительно не можете представить, что такое транс — нет, не могу, что это? — Да, что это! — Психологическое состояние, я полагаю. — Психологическое состояние, вы полагаете, что же еще? — Я не знаю — вы действительно не знаете — нет, не знаю — вы не знаете, вы задаетесь вопросом, вы думаете — думаю, что — да, что вы думаете, чувствуете, ощущаете? — (пауза) — Я не знаю — но вы можете спросить себя — ты засыпаешь? — нет, усталая, расслабленная, сонная — действительно, устала - итак, очень устала и расслаблена, что еще?-я растеряна — вы растеряны, озадачены, вы думаете, вы чувствуете, что вы чувствуете? — мои глаза — да, ваши глаза, как?— все расплывается — расплывается, они закрываются — (пауза) — они закрываются — закрываются, дыхание глубже — (пауза) — устала и расслаблена, что еще? — (пауза) — спать, устала, расслаблена, спать, дыхание глубже — (пауза) — что еще — мне весело — весело, очень комфортно, очень познавательно — (пауза) — познавательно, да, узнаешь все больше и больше — (пауза) — глаза закрыты, дыхание глубокое, расслаблена, комфортно, очень комфортно, что еще?— (пауза) — я не знаю — вы в самом деле не знаете, но в самом деле учитесь, как погружаться все глубже и глубже — (пауза) — слишком устала, чтобы говорить, только спать — может быть слово или два — я не знаю (сказано с трудом) — дыхание глубокое, и вы действительно не знаете, просто погружаетесь глубже, крепко засыпаете, все более и более крепко, не беспокоясь, просто узнавая, продолжая погружаться все глубже и глубже и узнавать все больше и больше с помощью вашего бессознательного разума.

С этого места и далее стало возможно работать с ней просто и напрямую, без каких-либо специальных сложностей во внушениях.

За счет использования постгипнотических внушений была обеспечена возможность вхождения в транс в последующем.

Вышеприведенный пример является кратким примером утилизации высказываний пациента для наведения транса. В общем, здесь повторений больше — обычно повторяются только определенные идеи, которые меняются от пациента к пациенту. Иногда эта техника действует очень быстро. Часто с тревожными, страдающими от страха пациентами она помогает успокоить их убеждением, что они в безопасности, что с ними ничего не сделают, что их не будут заставлять, и они чувствуют, что могут спокойно контролировать каждый шаг процедуры. Поэтому они могут полностью сотрудничать, чего было бы очень трудно добиться, если бы они чувствовали, что им усиленно навязывают подобный стиль поведения.

Как видно из вышеприведенного примера, опыт незнания пациента: «Я не знаю, что такое транс», может быть идеальной отправной точкой для инициации транса и исследования внутренней реальности. Следующий пример служит дальнейшей иллюстрацией того, как можно использовать опыт пациента, чтобы способствовать наведению транса.

На лекции в университете добровольный участник опыта заявил перед группой: «Однажды несколько лет назад меня загипнотизировали. Это был совсем легкий транс, не очень удачный, и хотя я хочу сотрудничать с вами, я совершенно уверен, что меня нельзя загипнотизировать». — «Вы можете вспомнить место, где вас гипнотизировали ?» — «О, да, это была психологическая лаборатория в университете, который я посещал». — «Не могли бы вы, по мере того как вы сидите, назвать и описать обстановку той ситуации транса?»

Он охотно описал в деталях лабораторию, в которой его слегка загипнотизировали, включая описание кресла, в котором он сидел, и профессора, который наводил транс. За этим последовал соответствующий просьбе Эриксона ответ, когда он описал четко и максимально всесторонне, насколько это возможно, свои воспоминания о происходивших внушениях и его ответах на них.

Медленно, задумчиво, субъект описывал технику закрывания глаз, внушения расслабления, усталость и сон. По мере того как он постепенно описывал свои воспоминания, его глаза медленно закрывались, тело расслаблялось, речь становилась все более медленной и прерывающейся, ему приходилось все сильнее побуждаться, пока не стало очевидным, что он находится в трансовом состоянии. Вслед за тем его попросили ответить, где он находится и кто там присутствует. Он назвал предыдущий университет и бывшего профессора. Тотчас же его попросили внимательно выслушать еще и то, что хотел сказать ему один из авторов, а затем на нем был продемонстрирован феномен глубокого транса.

Росси обнаружил, что вопросы, фокусирующие пациента на воспоминаниях, могут служить надежным способом оценки его возможности погружения в транс и часто прекрасным средством облегчения наведения транса. Так, когда одну женщину спросили о ее ранних воспоминаниях, сначала она рассказала о том, которое ей было хорошо известно. Когда ей предложили исследовать их дальше, она помедлила несколько мгновений, проявляя внутреннюю фокусировку, которую мы называем повседневным трансом, а затем стало заметно, как она, казалось, смотрела вверх на яркий свет, и ничего не видела. Мгновение спустя ее левая нога стала подниматься, в то время как все тело оставалось без движения и заметно расслабленным. Затем она сказала, что чувствует крик, застрявший у нее в горле. С этими словами она внезапно покачала головой, зашевелилась, и по-видимому перешла в бодрствующее состояние. В своем внутреннем поиске ранних воспоминаний она спонтанно погрузилась в транс и моментально впала в настоящую возрастную регрессию, в детство, когда ее зрительное поле и тело, видимо, не полностью были у нее под контролем, и она почувствовала, что может заплакать, как ребенок. Это напугало ее, и она спонтанно вернулась в бодрствующее состояние.

Хотя мы не часто наблюдаем такие драматичные реакции, мы часто обнаруживаем, что вопросы, направляющие пациентов на внутренний обзор их жизни и деятельности, облегчают внутренний поиск и бессознательные процессы, что ведет к распознаваемому терапевтическому трансу.
 
Сверху