Утилизация критических ситуаций

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
УТИЛИЗАЦИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ




Все критические ситуации без исключений вызывают транс. Чик (Cheek & LeCron, 1968; Cheek, 1959, 1966, 1969, 1974) показал, что многие ятрогенные проблемы и невротические симптомы могут возникать в результате случайно услышанных неудачных замечаний во время критических или стрессовых ситуаций, когда пациент погружался в спонтанный транс (как примитивная защитная реакция на опасность) и вследствие этого был в состоянии повышенной внушаемости.

Эриксон показал, как можно утилизировать такие критические ситуации для постепенного введения терапевтических внушений. Далее следуют два примера с его собственными детьми.

Семилетний Алан упал на разбитую бутылку и сильно порезал свою ногу. Он вбежал в кухню, громко рыдая от боли и страха, крича: «Она истекает, она истекает кровью!»

Влетев в кухню, он схватил полотенце и начал бешено вытирать кровь. Когда он перестал кричать, чтобы перевести дыхание, ему настойчиво сказали: «Вытри кровь, вытри кровь, используй банное полотенце, используй банное полотенце, используй банное полотенце, используй банное полотенце, не полотенце для рук, а банное полотенце», — и вручили банное полотенце. Он бросил полотенце, которым уже вытирался. Ему тут же сказали настойчиво, повторив несколько раз: «Теперь оберни его вокруг ноги, оберни крепко, оберни крепко».

Всю дорогу на пути к хирургу ему спокойно объясняли, что его повреждение не настолько опасно, чтобы накладывать столько же швов, сколько делали его сестре, когда она повредила свою руку.

Однако ему настойчиво рекомендовали и убеждали, что это будет полностью его ответственность — проследить, чтобы хирург наложил как можно больше швов. На всем пути к врачу его тщательно инструктировали по поводу того, как решительно отстаивать свои права.

Не ожидая никаких расспросов, Алан решительно заявил медсестре в кабинете хирурга, что он хочет 100 швов. Она просто заметила: «Сюда, сэр, в операционную». Алану объяснили, когда он пошел за ней: «Это только медсестра. Доктор в следующем кабинете. Теперь не забудь сказать ему все так, как ты хочешь».

Войдя в комнату, Алан заявил хирургу: «Я хочу 100 швов. Смотрите!» Разматывая полотенце, он показал на ногу и сказал: «Вот здесь нужно 100 швов. Это больше, чем было у Бетти Элис. И не делайте их слишком далеко друг от друга. И не загораживайте мне вид. Я хочу смотреть. Я хочу посчитать их. И я хочу черную нитку, чтобы их было видно. Эй, я не хочу бинт. Я хочу швы!»

Хирургу объяснили, что Алан хорошо понимает всю ситуацию, и что ему не нужна анестезия. Эриксон объяснил Алану, что ногу предварительно нужно промыть. Затем он должен был проследить за наложением швов, чтобы они не были слишком далеко друг от друга. Он должен был тщательно считать каждый шов и не допускать ошибок.

Алан считал швы и пересчитывал их, когда хирург делал свое дело в озадаченном молчании. Он требовал, чтобы швы были наложены ближе друг к другу и жалобно сокрушался тому факту, что у него не будет столько же швов, как у его сестры. Он говорил, что если бы хирург приложил еще немного усилий, то у него было бы швов больше.

По дороге домой Алан успокоился по поводу небольшого количества наложенных швов, и его справедливо похвалили за то, что он хорошо следил за всем процессом. Ему предложили плотно поужинать и после всего этого пойти поспать. За счет этого его нога могла бы зажить быстрее, и ему не пришлось бы потом ложиться в больницу, как его сестре. Полный рвения, Алан принял предложение.

За все это время никто ни разу не упомянул ни о боли, ни об анестезии, и никто его не утешал. И не было никаких попыток формально навести транс. Вместо этого были использованы различные аспекты всей ситуации, чтобы целиком отвлечь внимание Алана от фокусировки на боли, а сфокусировать его на ценностях, имеющих значение для семилетнего мальчика, чтобы добиться его полного активного сотрудничества и интенсивного адекватного участия в работе с проблемой.

В подобных ситуациях пациент испытывает чрезвычайно острую потребность что-либо сделать. Осознание этой потребности и готовность ее утилизировать с помощью каких-либо действий, непосредственно связанных с причиной потребности, является самым эффективным типом внушения, гарантирующим полное сотрудничество пациента для принятия адекватных мер.

Маленькая Роксана вернулась домой в слезах, расстроенная незначительной (но не для нее) царапиной под коленом. Необходимая для такого случая терапия состояла не в том, чтобы убедить ее, что повреждение было слишком маленьким, чтобы его лечить, и даже не в том, чтобы сказать ей, что она смелая мамина девочка, и что мама поцелует ее и боль утихнет, а царапина заживет. Вместо этого эффективная терапия основывалась на утилизации личной потребности чего-то, непосредственно относящегося к царапине. Поэтому поцелуй справа, поцелуй слева и поцелуй над царапиной послужили для Рокси мгновенным исцелением раны, и весь инцидент стал частью ее волнующего исторического прошлого.

Такой тип техник, основанный на утилизации сильной личной потребности, эффективен как для детей, так и для взрослых. Его легко можно адаптировать для ситуаций, требующих в какой-то степени сильных, активных реакций и участия пациента.

Как можно видеть из этих примеров, гипнотерапевт все время утилизирует внутреннюю систему представлений пациента, даже в таких внешних критических ситуациях. Дальнейшие иллюстрации этого крайне важного использования внутренних реальностей пациента представлены в следующем разделе.
 
Сверху