Управление абреакцией

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Обучение тому, как справляться с абреакциями – это абсолютная необходимость для любого практикующего современного гипнотизера.

Абреакция – это не просто воспоминание события, вызвавшего травму. Клиент в действительности снова переживает пугающее событие из своего прошлого. Он его видит, чувствует его запах и вкус, слышит и ощущает его. Для такого человека все это происходит впервые. И это драматическое переживание может включиться тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем. Реакцией на это может стать крошечная слезинка, скатившаяся из уголка глаза – или дикие крики. Вы можете никогда не столкнуться с этим за всю свою карьеру – или это может происходить по пять раз на неделе. Профессиональный гипнотизер должен понимать это и быть способным либо воспользоваться абреакцией, когда она возникает – либо уметь ее разрядить.

Существуют три основных типа абреакций, к которым мы должны быть готовы:

Направляемая
Ненаправляемая
Спонтанная
Развлекательная.

Направляемая абреакция. Когда гипнотизер применяет технику регрессии, которая уводит клиента обратно в известную ему ситуацию или событие, вызвавшее эмоциональную реакцию, то регрессия, как правило, вызывает абреакцию. Так как гипнотизер ставит своей целью именно это, то абреакция не становится для него неожиданностью. Терапевтическая абреакция служит двум и только двум целям. Первая – узнать, что произошло. Вторая – обнаружить, кто принимал участие в ситуации. Как только эта информация получена, абреакцию необходимо прекратить и начать трансформационную терапию.

Ненаправляемая абреакция. С применением этого метода гипнотизер направляет клиента назад во времени в первую ситуацию или событие, вызвавшее проблему, с которой клиент пришел на прием. Фактически это определенная разновидность управляемой регрессии – мы посылаем клиента в конкретное место. Но так как мы не знаем, куда именно он отправляется, то такая абреакция называется ненаправляемой.

Спонтанная регрессия. Когда вы гипнотизируете людей, некоторые спонтанно уходят в абреакцию и начинают плакать, кричать или двигаться. Заранее предсказать, с кем это произойдет, нельзя ни на основании внешнего вида клиента, ни после беседы с ним. Он может страдать от последствий какой-то глубокой эмоциональной ситуации, знания о которой на сознательном уровне у него нет. Иногда когда человек переживает очень травматичное событие, память о нем не сохраняется на сознательном уровне, так как человек ощущает: если сознательный ум будет об этом помнить, человек не сможет справиться с этими воспоминаниями. А потому он полностью блокирует их из памяти. Это может быть изнасилование, избиение и тому подобное. Иногда в процессе гипнотической индукции расслабление приводит к ослаблению механизмов подавления – и память о событии возвращается.

Развлекательная абреакция. Многие люди очень интересуются вопросами регрессии в прошлое. Некоторые верят в концепцию прошлых жизней и хотят убедиться в правильности своего мнения. Гипнотизеру необходимо помнить: всегда, когда он применяет технику регрессии, существует возможность, что клиент регрессирует в высокоэмоциональную ситуацию, которая вызовет длительную абреакцию. Что же делать, если такое произойдет?

Во-первых, если клиент не обратился к вам по поводу той проблемы, которую раскрыла абреакция, никакой терапии проводить не нужно. Клиент платит вам не за это. К примеру, если клиент пришел к вам, чтобы бросить курить, и регрессировал до изнасилования или до какого-то случая на войне – просто остановите абреакцию. Если вы начнете с этим работать, то уверяю вас: выйдя из гипноза, клиент вас за это не похвалит. Не нужно с этим работать. Работайте только с тем, за что вам платит клиент.

Абреакцию остановить несложно. Есть определенные инструкции, которых вам следует придерживаться:

Никогда не давайте клиенту заметить, что вы испуганы. Ваш голос всегда должен оставаться спокойным. Это не значит, что нельзя повышать голос, чтобы вас услышали, к примеру, когда вокруг шумно. Но вы не должны выказывать никакого страха. Вы – тот, кто контролирует ситуацию.
Никогда не прикасайтесь к клиенту. Если вы касаетесь человека, вы, скорее всего, заякорите ситуацию. И это значит, что когда все закончится, через шесть месяцев клиент может отправиться в местный паб, отлично проводить там время. А потом кто-то подойдет к нему, хлопнет по плечу – и отправит его прямо в абреакцию, а они не будут знать, что произошло. Не трогайте клиента. А потом скажите такие слова:
Скажите следующие слова. Они всегда останавливают абреакцию. «Сцена исчезает, и вы обращаете внимание на свое дыхание». Я уверен, что есть и другие слова, которые могут оказаться настолько же эффективными. Но пока вы их не обнаружили, эти слова сработают отлично.

У некоторых людей есть то, что мы называем подавленными эмоциями. Может быть, их жизнь ужасна. Может, они вышли замуж не за того человека или у них жалкая работа. Иногда они просто подавляют эти негативные эмоции и надевают на лицо большую улыбку. Обращайте внимание на тех людей, которые постоянно улыбаются и постоянно находятся в приподнятом настроении, так как обычно они находятся как раз на противоположном конце спектра, то есть очень подавлены.
Когда вы начинаете индукцию и наступает релаксация, это зачастую подобно тому, как будто вы открываете паровой клапан. Совершенно неожиданно человек может расплакаться. Он не переживает ужасное событие из прошлого – он просто плачет. Лучшее, что можно сделать для этого человека – просто позволить ему выплакаться, немного утешить его и сказать: «Все хорошо. Пусть эти чувства выходят. Когда они выйдут, вам станет намного лучше» (а затем просто позвольте ему поплакать).

Даже если вы больше ничего не сделаете для этого человека – когда он откроет глаза и уйдет домой, в течение долгого времени он будет чувствовать себя на миллион долларов. До тех пор, пока внутри него снова не накопится это давление. Не путайте это с абреакцией. Абреакция более выраженная и более сильная, нежели просто плач средней интенсивности.

Применение регрессии до абреакции – это один из самых важных и полезных инструментов в наборе гипнотерапевта. Научившись безопасно применять этот инструмент, вы сможете корректировать глубокие и серьезные проблемы, с которыми никогда не справляется прямое внушение. К сожалению, техники применения регрессии и абреакции в настоящее время не преподаются в большинстве школ гипноза. Причина чаще всего в том, что инструктору не хватает обучения и понимания соответствующих процедур. Либо он боится, что студент не сможет справиться с абреакцией, когда она возникнет. Это печальная и ошибочная концепция.
Гипнотизер, который отлично владеет техникой, легко может справиться с любой возникающей абреакцией. Наша задача заключается в том, чтобы применять любые доступные нам инструменты для работы с проблемами, за которую нам платит клиент. Кроме того, иногда доктор может попросить вас провести регрессию. И если у вас нет необходимых навыков, он больше не будет рекомендовать вас своим пациентам. Доктора обычно ожидают, что гипнотерапевты владеют всеми необходимыми навыками. Попытки применить обычное прямое внушение при работе с серьезными проблемами, от которых человек хочет избавиться, обычно приводят к тому, что еще один клиент будет всем рассказывать: «Я попробовал гипноз – но для меня он не сработал».

Помните!!! Любая терапия, в ходе которой применяется регрессия/абреакция, может быть классифицирована как практика в сфере медицины или психологии без лицензии. Прежде чем проделывать это с кем-то, получите направление от врача. Убедитесь в том, что в этом направлении будет написано, что вы работаете под прямым наблюдением или предписанием этого доктора. Воспользуйтесь образцом направления, который дал вам во время обучения инструктор – скорее всего, он содержит правильные формулировки. ПОЛУЧИТЕ ПИСЬМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ!

Если вы не практикуете абреакцию, снова вернитесь к обучению и научитесь ею пользоваться. Вы никогда не получите со своими клиентами желаемых результатов, если не приобретете этот навык.

Не бойтесь. Имея соответствующее обучение, вы всегда будете контролировать то, что происходит на вашей сессии. Вы сможете профессионально справиться со всем, с чем вам приходится сталкиваться.
 
Сверху