Укладки или лечение положением.

Статьи

Укладки или лечение положением.

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
По сути – это фиксация на какое-то время в определенном положении.
Цели могут быть разными.
Например, для придания телу необходимого положения при работе с мышцами и суставами какой-то одной конечности, как исходное положение для выполнения упражнений и как способ дать ребенку возможность отдохнуть после занятия в правильном положении.

Виды укладок:
  • «облегчающие» - это такие положения, которые обеспечивают сближение точек прикрепления мышц для их релаксации и торможения
  • укладки в среднем положении используются для постепенного растяжения мышц (лежа на спине с прямыми ногами или лежа на животе с прямыми ногами);
  • укладки корректирующие - для исправления порочных поз, торможения гиперкинезов, лечения контрактур (лежа на животе, ноги разведены, руки - “крылышки”; лежа на спине, под головой подушка, ноги разведены).

Для детей с дцп укладки считаются одним из способов уменьшения влияния тонических рефлексов и исправления связанных с ними порочных положений;
Так же применяются для уменьшения гиперкинезов; для снижения гипертонуса мышц и в качестве профилактики образования контрактур.

Но есть одно непременное условие – такое лечение положением не должно превращаться в пассивное лежание в течении долгого времени. Эффекта от такого «лечения» будет не много.

Пассивные укладки могут быть достаточно эффективными в самом начале, в первые месяцы жизни ребенка.
Или, если ребенок малоподвижен, его двигательные навыки и возможности минимальны, тогда укладки применяют как способ изменить постоянное патологическое положение тела на более экологичное.

Для детей постарше укладки и фиксации надо рассматривать уже в качестве исходного положения для выполнения движения, которое будет способствовать формированию установочных рефлексов и правильной схемы движений.
Как способ помочь расслабить мышцы, вовлеченные в спастическую синергию в зависимости от влияния того или иного тонического рефлекса, и выполнить движения для активизации мышц антагонистов.
Например, если вы зафиксировали ребенка в положении лежа грудью на валике, прижав ему ягодицы утяжелителем для редукции лабиринтно-тонического и формирования установочного рефлекса, эффект от этой укладки будет только в том случае, если все это время вы будете побуждать малыша поднимать и удерживать голову в вертикальном положении.

Максимальное время для таких укладок укладок и фиксаций – 20 минут.
Длительные укладки имеют смысл только как способ дать ребенку возможность отдохнуть после занятия в правильном положении. Например во время сна для отдыха в положении достигнутой коррекции.

Во всех остальных случаях важно помнить: двигательные нарушения лучше всего лечатся и корректируются правильными движениями. И любая укладка – это прежде всего способ помочь эти движения реализовать.

Если вам хотя бы немного знакомы укладки по Бобат , то вы наверняка обратили внимание, что они всегда дополняются упражнениями для нормализации движений и контроля за положением головы и тела.
И, по сути, каждая такая укладка является рефлексозапрещающей позой, которая корректирует патологические установки тела и одновременно является исходным положением для овладения активными движениями.
Именно такими должны быть
УКЛАДКИ ДЛЯ ГАШЕНИЯ ТОНИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСОВ.

Сначала ребенка укладывают в эти позы-упражнения пассивно, постепенно увеличивая степень участия малыша в сохранении позы и выполнении движения, и стремясь к активному и самостоятельному двигательному акту.

Это очень важно.

Поскольку просто зафиксировать ребенка в рефлексозапрещающем положении - это как в математике – условие обязательное ,но недостаточное.
А достаточным и результативным оно становится в сочетании с упражнениями, формирующими правильные рефлексы и двигательные стереотипы.

Вот такие позы-упражнения предлагают специалисты, работающие по системе Бобат для редукции тонических рефлексов, нормализации схемы тела и движений:

1 поза: Исходное положение: поза эмбриона. ИПР - лежа на спине. Массажист одной рукой сгибает голову, другой ноги в коленях и соединяет их с кистями рук. И в таком положении покачивают ребенка вперед-назад, с боку - на бок. Каждая из последующих поз снижает влияние тонических рефлексов и тренирует установочные рефлексы.

2 поза: ИПР - на спине. Ноги согнуты и фиксированы валиком под коленками. Стопы не касаются опоры. Под головой подушка. Руки скрещены на груди и придерживаются. В такой позе тренируют движения головой в различные направления - стимулируя игрушками,

3 поза: ИПР то же, но голова на более низкой подушке. Руки постепенно выпрямляют и укладывают вдоль туловища (кончики пальцев вниз)

4 поза: ИПР то же. Объем движений в плечевом суставе нарастает. Руки переводят вверх к голове и укладывают на плоскость.

5 поза: Серия поз - упражнений для плечевого пояса. Завершают тренировку, переводя ребенка спиной вверх. При этом он присаживается на пятки с наклоном туловища вперед и с обязательной опорой на вытянутые руки и на вытянутые пальцы кистей.
Каждое упражнение длительно разучивается и лишь при самостоятельном выполнении можно переходить к следующему движению.
Затем приступают к тренировке ног (упражнения 6 - 10).

6 поза: ИПР на спине. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах с опорой на подошвы. Голова на подушке. Для исключения содружественных движений руки согнуты на груди и придерживаются рукой массажиста. Другой рукой выполняют пассивные движения в тазобедренном суставе.

7 поза: ИПР то же. Ноги разогнуты в тазобедренном суставе, голени опущены за край опоры, что дает возможность мышцам расслабиться, и дает возможность массажисту проводить движения в коленном и голеностопном суставах.

8-9 поза: Для поочередных движений ног для всех суставов, ноги и туловище находятся на одной плоскости. Голова на подушке, руки скрещены.

Более сложные движения (10 - 15) всеми частями тела осуществляются без фиксации рук. Вначале со спущенными с опоры голенями (10), а затем в ИПР, когда ноги и туловище расположены на одной плоскости (11). Производят сведение и разведение ног, опускание и поднимание рук вверх - при различных положениях ног.

456
 
Сверху