Сценический гипноз

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Сценический гипноз


«Я знаю, что в нашей профессии растѐт интерес к использованию гипноза в развлекательных целях. Я не одинок в своих опасениях относительно возможного принижения того, что, в конце концов, является проверенным, эффективным терапевтическим инструментом.

Потенциальные клиенты не смогут рассматривать гипноз в качестве варианта терапии, если до этого видели выступление эстрадного гипнотизѐра, потому что у них в голове не будет укладываться, как то, что они наблюдали в шоу ночного клуба, может использоваться в лечебных целях, чтобы помочь оказавшимся в беде.

Некоторые мои коллеги, напротив, отмечают, что люди часто обращаются к гипнотерапии как раз под впечатлением от просмотра номеров сценического гипноза, однако у таких людей весьма нереалистичный подход к лечению, так как они склонны полагать, что гипнотерапевты обладают мистическими способностями».

(Майкл Япко, 1990)

Конечно, существует опасность того, что воображение, освобождѐнное от критического, аналитического сознательного разума, сможет создавать эмоции и образы, которые будут восприняты памятью, как существовавшие в действительности. И сила внушения, помогающая кому-то бросить курить или грызть ногти, точно так же может быть использована для возникновения потенциально опасных ощущений и эффектов. Внушения, данные неумелым и безответственным гипнотизѐром, могут вызвать непредусмотренную поведенческую или эмоциональную реакцию.

Для тех, кто прошѐл официальное обучение, понятие «замена симптомов» не просто слова. Как терапевт, я знаю, что способствуя устранению симптоматической реакции, я должен позаботиться о проработке причинного события и быть уверенным, что работа не сведѐтся просто к освобождению места для другого, такого же пагубного, симптома. При использовании «терапии частей» всегда следует внедрить замену, убедив «часть», отвечавшую за негативный симптом, принять на себя обязанность по выполнению новой и более полезной задачи, например, повышать уверенность или помогать в определѐнных обстоятельствах.

Известно много инцидентов с причинением вреда при гипнотическом воздействии, когда какой-то недоучившийся и, смею сказать, безалаберный тип начинает забавляться «починкой» тончайших затейливых структур человеческой психики. Вот допустим, я приобрѐл машину; для меня это крупная инвестиция. Когда я пригоняю свой автомобиль на техобслуживание или ремонт, я доволен тем, что автомастерская, услугами которой я пользуюсь уже много лет, оснащена всеми необходимыми инструментами и оборудованием, и что специалист, который заботится о предмете моей гордости и радости, прошѐл надлежащее обучение и имеет соответствующую квалификацию. Я, конечно, не доверю свою машину некомпетентному придурку, единственным орудием которого была бы большая кувалда. Представляется разумным, что относительно чего-то столь сложного, как человеческая психика, мы должны обеспечить, чтобы в сферу гипнотерапии не проникали непрофессионалы, ищущие острых ощущений и вооружѐнные лишь «большой кувалдой» – легко усваиваемой способностью погружать в гипноз очень восприимчивых людей.

Следует очень внимательно присмотреться к использованию гипноза в развлекательных целях, ведь то, что со стороны выглядит как волшебство, строится на ложной концепции обезличивания объекта гипноза. Первое, что должен выяснить настоящий профессионал – кто перед ним и какова его восприимчивость, второе – выяснить всѐ о душевном состоянии того человека и его общем состоянии здоровья, в том числе о наличии депрессивных тенденций, эпилепсии, психопатических наклонностей и т. д. Как, на самом деле, сценический гипнотизѐр может узнать эти столь важные вещи, прежде чем начнѐт копаться в человеческом подсознании? Крайне важно, чтобы в этой сфере применялись продуманные средства для тщательной проверки потенциальных участников шоу.

Имейте в виду, что прежде чем загипнотизировать кого-либо, абсолютно необходимо исследовать его личную историю, поскольку при рассмотрении тех случаев, когда в результате воздействия сценического гипноза людям был причинѐн вред, неизменно выявлялось, что у пострадавших были какие- то проблемы ещѐ до того, как они согласились выйти на сцену. Мне доводилось оказывать помощь таким «жертвам» сценического гипноза, как я называю тех, кто получил психическую травму в подобных мероприятиях. Как выяснилось, все эти люди, без исключения, изначально были озабочены некими трудностями в своей жизни, и опыт сценического гипноза привѐл к усилению их тревожности и к ощущению потери контроля над ситуацией. При должной процедуре проверки их бы никак не могли допустить к участию в шоу.

Некоторые мои клиенты, начиная лечение, выражают реальное беспокойство относительно возможности полного контроля над ними с моей стороны. Источником их опасений неизменно является опыт, полученный ими в качестве либо «жертв», либо зрителей при демонстрации сценического гипноза. Требуется время, чтобы аргументировать утверждение, что «никто не может контролировать разум другого», и я думаю, что уже немало часов моей практики были бездарно растрачены на это бесплодное занятие. Я бы предпочѐл, чтобы моѐ время использовалось более эффективно в терапевтических целях. Сценический гипнотизѐр приглашает на сцену только тех, кого посчитает наиболее восприимчивыми к гипнозу – такие люди, ещѐ сидя в зале, послушно выполняют его указания. Он не хочет, чтобы в роли испытуемых предстали скептики, сопротивляющиеся его «власти». Те, кого он выбирает, – это, в первую очередь, добровольцы, которых не волнует тот факт, что их заставят выглядеть глупо. Они хотят быть в центре внимания и готовы подчиняться нелепым и забавным внушениям, составляющим содержание шоу.

Если бы они не желали воспринимать внушения гипнотизѐра из-за того, что его указания не соответствуют их моральным принципам или опасны, они бы в шоке вышли из транса, при условии, что на самом деле были загипнотизированы, и отказались бы подчиняться. В результате внушений, направленных на выполнение каких-либо непристойных и даже отвратительных действий, у объекта гипноза возникает реальное чувство стыда, не дающее ему осуществить неприемлемые для него вещи. Возможно, молодая женщина, которая не колеблясь начинает снимать одежду в соответствии с внушением гипнотизѐра, фактически выдаѐт одну из своих фантазий. Вопрос о том, действует ли она в своих нормальных этических рамках, становится несколько сложным. В состоянии транса влияние сдерживающих факторов, безусловно, снижается. Что за сумасбродная мысль, что вы или я можем на самом деле контролировать чей-то разум! Тогда бы, наверняка, все гипнотизѐры, обладающие даже небольшими навыками и знаниями, значительно разбогатели бы за очень короткое время, ведь под их внушениями директора банков просто опустошали бы свои хранилища! Предположение просто слишком смехотворно и не достойно того времени и внимания, которые ему, к сожалению, уделяются. Я не в числе тех, кто хотел бы полного запрещения сценического гипноза; есть некоторые эстрадники, которые работают очень аккуратно, гарантируя невозможность причинить кому-либо вред, так как они надлежащим образом проверяют всех добровольцев. Я лишь за то, чтобы были установлены жѐсткие, обязательные для исполнения правила, в соответствии с которыми деятельность каждого, кто называет себя гипнотизѐром, должна лицензироваться в рамках строгих требований к квалификации. Не сомневаюсь, что дискуссия на эту тему будет продолжаться.

Как терапевты, вы обладаете неким привилегированным статусом, ведь вам доверяют люди, которые иногда чувствуют, что вообще никому не могут доверять. Я полагаю, это накладывает на вас определѐнное обязательство перед вашей профессией, перед теми, кто станет вашими клиентами, а также перед вами лично – обязательство действовать самым наилучшим образом, сохраняя ко всему непредвзятое отношение. Мы не можем судить других людей, ограничиваясь нашим собственным опытом, а затем предоставлять им самим нести ответственность за их жизнь. Мы не советчики, и как мы можем ими быть, если советы обычно начинаются словами: «На Вашем месте я бы…»?

Мы – это не тот человек, и мы никогда не можем быть полностью на его месте и воспринимать всѐ именно так, как это делает он, или реально чувствовать такую же боль. Самое ценное, что мы можем предложить своим клиентам, это помощь, которая им требуется. Нужно лишь помочь им в том, чтобы они сумели лучше понять самих себя и вновь обрели веру в свои силы и способности, что так необходимо для принятия верных решений; нужно просто помочь им в достижении той уверенности, которая доказывает всем нам, что на самом деле хорошо быть теми, кто мы есть.
 
Сверху