Модель проведения сеанса (по А. Элману)

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Модель проведения сеанса (по А. Элману)

Ноги стоят на полу. Руки лежат на коленях.

1. «Посмотрели на мое кольцо... (Врач стоит сбоку, справа от клиента и предлагает ему посмотреть на кольцо. Рука с кольцом располагается несколько выше уровня глаз, вверху, чтобы быстрее вызвать утомление глазных мышц, и повернута ладонью к лицу).

Я хочу, что бы вы сосредоточили свой взгляд на этом кольце... Все внимание на мой голос... на мои слова... и четко выполняли все мои указания...

Через несколько секунд моя рука пойдет вниз... мимо ваших глаз, мимо вашего носа, подбородка... И по мере того, как я буду опускать свою руку вниз... ваши веки тоже будут опускаться вниз... становиться тяжелыми и закроются... Следить только за движением кольца... Пусть это произойдет... Веки опускаются, глаза закрываются... становятся тяжелыми и закрылись...

Позвольте мышцам своих глаз расслабиться... Позвольте им расслабиться полностью... Расслабьте мышцы вокруг глаз до такой степени... что они не будут работать...

И через несколько секунд ...я попрошу вас попробовать открыть глаза... Хотя вам будет открывать их несколько трудно... тяжело... При этом я сосчитаю 1 — 2 — 3 и щелкну пальцами.

Затем мы повторим упражнение, и вы позволите своим глазам закрыться снова. И при этом вы расслабитесь в пять раз больше, чем сейчас. Попытайтесь открыть свои глаза... Попробуйте их открыть... Хорошо... 1 — 2 — 3» (щелчок пальцами).

2. «Посмотрели на кольцо... Через несколько секунд моя рука пойдет вниз... мимо ваших глаз, вашего носа, подбородка... Следите только за движением кольца... Пусть это произойдет сейчас.

Веки опускаются вниз... глаза закрываются... и закрылись совсем... Позвольте мышцам ваших глаз расслабиться... Вы позволяете им расслабиться полностью... Вы расслабляетесь в пять раз больше, сильнее и глубже, чем прежде.

Сейчас... я положу свой палец вам на лоб... И теперь, когда я положил сюда свой палец вам на лоб... Вы можете полностью отключиться от своих глаз... Вы почувствуете расслабление и тяжесть своих век... Расслабьте мышцы вокруг глаз до такой степени... что они не будут работать... И чем лучше и глубже расслабятся мышцы ваших глаз... тем труднее вам будет их открыть.

И теперь, когда вы достигли этого момента, когда вы знаете, что вам не удастся открыть свои глаза, хотя думаете, что можете, попытайтесь приоткрыть глаза, чтобы доказать себе, что вы можете, попытаться... не открывать глаза... Пробуйте... Еще раз попытайтесь... Хорошо... Достаточно... Пусть мышцы глаз теперь расслабятся полностью. Позвольте этому расслаблению распространиться по всему телу, от головы до кончиков пальцев».

Если после второго повторения упражнения вы получили «каталепсию век» у клиента, можете сделать внушения, направленные на углубление транса. С помощью диссоциации или возрастной регрессии вызвать каталепсию руки. А затем использовать углубленное состояние транса для терапевтических целей или демонстрации гипнотических феноменов.

Если клиент открывает глаза, тогда это упражнение с закрыванием и открыванием глаз надо повторить еще 2-3 раза для получения убедительной «каталепсии глаз».

Дополнительно сделать следующие внушения:

«...Закройте глаза и притворитесь, что вы не можете их открыть, прекрасно понимая, что можете... Продолжайте притворяться, и пока вы притворяетесь, попытайтесь открыть глаза...»

Залогом успеха при работе с этой техникой является позитивная уверенность гипнотерапевта в успехе и скорость, с которой вы выполняете эту технику.

Своим поведением и манерой давать внушения вы демонстрируете пациенту: «Вот с такой уверенностью и с такой скоростью я погружаю в гипнотический транс людей», не оставляя ему времени и возможности проанализировать ваши действия и внушения.

Вызывание гипнотического состояния по Элману будет успешным тогда, когда гипнотерапевт хорошо владеет подачей императивных внушений, убедителен в своем поведении, что приводит к возникновению достаточно быстрого и глубокого гипнотического состояния у клиента. Быстрое вызывание гипнотического транса происходит за счет диссоциации между сознанием и подсознанием: «...Закройте глаза и притворитесь, что вы не можете их открыть, но, прекрасно понимая, что можете...»

Используется и замешательство, чтобы вызвать конфузионный транс: «...И когда вы дойдете до этого состояния, когда вам не удастся открыть глаза, только тогда вы можете попытаться открыть глаза и доказать себе, что вам может не удаться открыть свои глаза...» При этом вы настойчиво напоминаете клиенту, что ему важно точно следовать вашим инструкциям. Приступая к гипнотизированию, очень важно следить за тем, чтобы пациент точно следовал вашим внушениям и инструкциям.

Например: пациент опережает вас и, предвосхищая ваше внушение, закрывает глаза сам, до того как вы дадите ему такую установку — а должен реагировать именно на ваше внушение. Таким самовольным поведением он замедляет процесс погружения в гипноз и как бы разрушает процесс ведения. Пациент делается менее управляемым и менее отзывчивым на ваши внушения. Хотя он может уже находиться в трансе сам по себе, но ведь вы должны вести его вербально, управлять процессом погружения в транс и углублять его.

Если, приступая к гипнотизированию, вы заметите, что пациент что-то делает по-своему еще до того, как вы дали ему установку, надо обязательно вернуться назад и начать наведение транса сначала, попросив пациента строго следовать за вашими инструкциями.

Один из важных и приятных моментов в элмановском гипнозе состоит в том, что внутренние процессы пациента очень быстро реагируют на внушение гипнотерапевта и перестраиваются.

Чтобы погружение в гипноз было успешным, Элман выдвигает четыре предварительных условия:

1. Клиент должен дать свое согласие быть загипнотизированным.

2. Перед сеансом между гипнотерапевтом и клиентом должна быть установлена коммуникация.

3. Клиент должен быть внутренне свободен от любого страха перед гипнозом.

4. Клиент должен быть свободен от сопротивления и заинтересован точно выполнять все инструкции гипнотерапевта.

Предварительная беседа терапевта с клиентом помогает убрать страх у пациента перед гипнозом и ложные представления о гипнозе, а также дает нам возможность проверить готовность клиента следовать нашим инструкциям четко и полностью.

Интересное открытие Элмана

Это случилось в 1950 году. Один из врачей рассказал Элману о пациентке, которую мучили странные боли неизвестного происхождения. Были проведены все медицинские анализы и исследования, но они показали, что пациентка в хорошем состоянии здоровья. Однако боли возрастали, а врач не мог оказать ей никакой помощи. Его интересовало, может ли гипноз раскрыть причины ее состояния?

Элман попросил врача привезти женщину к нему на консультацию, чтобы посмотреть и решить, что можно сделать. После довольно долгого расспрашивания было установлено, что у нее не было таких болей до операции по удалению желчного пузыря. Боль началась практически сразу после операции, хотя послеоперационное выздоровление прошло довольно легко.

Пациентку погрузили в состояние глубокого гипноза, известное как сомнамбулизм, и смогли убедиться, что все ее слова были правдивыми. У нее не было аналогичных болей до операции. Таким образом, этот сеанс только подтвердил все то, что до этого рассказывал ее врач. Через некоторое время был проведен второй сеанс гипноза. Пациентка благополучно вошла в состояние сомнамбулизма.

Они снова вернулись к вопросам о происхождении боли, а потом у Элмана возникло подозрение, что если боль появилась только после операции, то возможно, причина ее появления возникла в ходе проведения самой операции. Но пациент был в глубокой анестезии в ходе операции. Как же удастся выяснить, что же случилось в операционной? Тогда он решил погрузить женщину в еще более глубокое состояние гипноза и назвал эту фазу — «гипносном». Недавние исследования показали, что это самое глубокое из всех возможных состояний гипноза. Именно в этом глубоком состоянии гипноза он сделал так, чтобы пациентка высвободила из своего подсознания все события, происходившие с ней тогда, когда она была доставлена в операционную.

Последовавшие за этим вопросы помогли ему узнать, что она может в точности воспроизвести ход операции: приготовление, начало, действия врачей в ходе операции — все, что происходило в то время, когда она была в бессознательном состоянии и не могла всего этого видеть и слышать. Она рассказывала, что говорил анестезиолог, хирург и его ассистенты даже после того, как химическая анестезия начала свое действие. Так, во время операции она услышала слова хирурга, которые очень сильно на нее подействовали и которые и вызвали потом такую реакцию организма — боль. После того, как хирург сделал надрез и удалил желчный пузырь, он поднял его так, чтобы его увидели все, находящиеся в операционной, и сказал: «Вы только посмотрите на этот пузырь! После операции она уже никогда не будет такой, как прежде».

Элман спросил пациентку, что для нее означали эти слова, и она ответила: «Я думаю, это значит, что я никогда уже не буду здоровой женщиной после этой операции». Пришлось объяснять ей, что врач сказал это только из самых лучших побуждений, что он имел в виду, что теперь, когда она избавилась от больного органа, она будет здорова и проблемы, которые были у нее до этого, исчезнут, что он просто выбрал не те слова. И заверил пациентку, что боль, которая ее мучила, уменьшится, а после окончания визита совсем исчезнет. Впервые со времени операции она освободилась от этой боли. Ее врач потом доложил Элману, что пациентка здорова и чувствует себя прекрасно.

Для Элмана было совершенно неожиданным и новым опытом то, что пациент, находящийся в состоянии полного наркоза, хранит память обо всем происходящем в операционной. Как и все, он считал, что в таком состоянии человек не может видеть и слышать происходящего рядом с ним. Теперь же ему открылся этот поразительный факт. Перед ним находился человек, который не только слышал, но и мог рассказать о действиях людей во время операции.

Ему стало интересно, сработает ли это с другими пациентами. Ведь, вполне возможно, что многие беспричинно возникшие осложнения и болезни являются следствиями того, что пациент по-своему воспринимает замечания врачей, анестезиолога или сестер во время операции. Погрузив еще несколько людей в такое же глубокое состояние, он попросил их рассказать в деталях об их операциях. К его удивлению, один за другим эти люди рассказывали ему такие детали, которые не могли отложиться у них на сознательном уровне.

Тогда он стал рассказывать об этих случаях на своих занятиях по гипнозу, на которых присутствовали врачи-хирурги, в практике которых были случаи, когда после операции у пациентов появлялись необъяснимые боли или осложнения необъяснимого характера. Теперь на занятиях Элман стал делать особое сообщение для хирургов, чтобы они задумывались над тем, что говорят во время операции, не рассчитывая, что пациент находится в отключке и ничего не слышит.

В дальнейшем Элман также пришел к мысли, что если на пациента могут повлиять неприятные замечания врачей, на него точно также можно повлиять и положительным внушением, когда он находится в состоянии полной анестезии. Это дало ему возможность сделать новое открытие.

Пациенту можно внушить полную анестезию, которая будет действовать даже после того, как химическая анестезия окончит свое действие, что сделает его выздоровление более легким. В последствии многие хирурги и психиатры стали успешно использовать это в своей практике.
 
Сверху