Методические материалы к семинару по Эриксоновскому гипнозу

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Методические материалы к семинару по Эриксоновскому гипнозу

Составитель: Алексей Смирнов

С-Петербург, 2001 г.



Раздел 1: Общие представления о трансе и Эриксоновском подходе к наведению транса.



Характеристики транса по данным различных авторов.



Феноменологические характеристики транса.

Поглощенность переживаниями.

Спонтанное самопроявление.

Восприятие без осмысления и концептуализирования.

Готовность экспериментировать.

Гибкость пространственно-временных отношений.

Изменение сенсорных ощущений.

Изменение степени вовлеченности.

Моторно-вербальная заторможенность.

Логика транса.

Метафорическая обработка информации.

Искажение времени.

Амнезия.


Поведенческие индикаторы транса.

Ослабление или утрата рефлекса моргания, дрожание век, фиксация взгляда, расширение зрачков, самопроизвольное закрывание глаз.

Малая подвижность.

Заторможенность речи.

Расслабление мышц.

Изменение дыхания.

Замедление пульса.

Расслабление лицевых мышц.

Снижение или утрата ориентировочных реакций.

Изменение цвета лица.

Задержка реакции при разговоре или движении.

Самопроизвольные движения.



Тип подхода к гипнотическому трансу
Авторитарный
(классический)
Стандартизованный
(научный)
Эриксоновский
Ситуационный контекстСцена, клиникаЛабораторияКлиническая практика
ЦельПоразить, развлечьИсследоватьСоздать условия для изменений
Основное звеноГипнотизерСубъектВзаимодействие
Типы воздействия гипнотизераПрямые и повелительные командыСтандартизованные и меняющиеся внушенияКрайне гибкие, применяющиеся к стереотипам клиента действия
Задача субъектаПродемонстрировать необычное, странное поведениеСледовать указаниям экспериментатораИспытать интимные внутриличностные ощущения в контексте безопасного межличностного общения
Длительность наведенияНезначительнаяНезначительнаяРазличная, но как правило 30 – 60 мин.
Интерпретация «негипнотической реакции»Субъект «сопротивляется»Субъект «невосприимчив»Гипнотерапевт должен учесть конкретные стереотипы данного клиента
Данные, представляющие наибольший интересПоведение субъектаПоведение субъектаВнутренние ощущения клиента и последующие изменения.


Д-р медицины М. Эриксон – человек уникальный даже для истории психотерапии. Он родился в 1901 г. в крестьянской семье. От рождения был лишен цветоощущения, плохо различал звуки по высоте. В детстве страдал от дизлексии. В 1919 г. перенес первый приступ полиомиелита в результате которого был полностью парализован, мог лишь говорить и двигать глазами. Смог полностью восстановить все основные функции благодаря разработанной им системе реабилитации. Многие годы являлся одним из ведущих психотерапевтов страны. Использовал различные методы, однако наибольшую известность получил как «мистер гипноз». В 1952 г. перенес новый приступ, но не смотря на усилия по реабилитации, последние 10 лет жизни преподавал и принимал пациентов уже в инвалидной коляске. Умер в 1980 в г. Феникс, штат Аризона. Оставил после себя 6 детей, 26 внуков и множество учеников. Среди учеников М. Эриксона наиболее известны: Д. Гриндер, Р. Бендлер, Д. Хейли, Д. Зейг, С. Гиллиген, Э. Росси. Некоторые из них стали основоположниками собственных направлений в психотерапии.



Особенности подхода М. Эриксона:

всякая личность уникальна;

гипноз – чувственный процесс передачи идей;

каждый человек располагает продуктивными ресурсами;

транс активизирует эти ресурсы;

транс естественен;

бессознательное может работать продуктивно и автономно;

не исправление ошибок, а выправление курса.

Далее приводятся некоторые цитаты из его работ, которые наиболее полно характеризуют некоторые аспекты отношения Эриксона к гипнозу.

«Как бы я это (гипноз) не определил … это помешает мне осознавать и использовать многочисленные возможности, которые здесь существуют».

«Не может быть абсолютного перечня гипнотических феноменов, относящихся к какому-то определенному уровню гипноза. У одних испытуемых в состоянии легкого транса проявятся явления, которые обычно типичны для глубокого гипноза, другие испытуемые в глубоком гипнозе начнут вести себя так, как обычно ведут в состоянии легкого транса». … «Глубокий гипноз – это гипноз такого уровня, который позволяет испытуемому непосредственно и адекватно действовать на уровне бессознательного. Испытуемый в глубоком гипнозе действует в соответствии со своими бессознательными представлениями».

«Очень важно, чтобы человек понимал, что его бессознательное умнее его. В бессознательном хранится богатейший материал.»

« Я не знаю что я буду делать. Не знаю, что буду говорить… Знаю только одно: я полагаюсь на свое бессознательное, оно оно подкинет моему сознанию что-нибудь подходящее. И как они будут реагировать я тоже не знаю. Знаю только, что реагировать они будут… не знаю почему, не знаю когда. Знаю одно: они будут реагировать как надо, так, как лучше всего подходит им как личности. И мне становится очень интересно, как именно их бессознательное начнет реагировать. И я спокойно жду их реакции, потому что знаю: когда это произойдет, я смогу принять и утилизировать ее. Я понимаю, что это звучит смешно, но это действует».



Базовая схема гипнотерапевтического сеанса:

Подготовка к трансу (обсуждение проблемы, обсуждение отношения к трансу, информация о сущности транса.

Наведение транса.

Утилизация (использование) транса.

Завершение транса (выведение из транса).

Обсуждение и консолидация переживаний, имевших место в транса



Раздел 2: Наведение транса.



В целом, эриксоновский метод использования гипноза может быть описан тремя словами: присоединение, ведение, утилизация.



Присоединение и ведение.

Присоединяясь мы объединяемся с клиентом в его восприятии мира и поведении в нем. Тем самым граница между клиентом и терапевтом становится более тонкой. Условно присоединение может быть разделено на невербальное, вербальное и присоединение по репрезентативным системам.



Невербальное присоединение.

Невербальное присоединение – отражение терапевтом основных телесных параметров клиента своим телом. С. Гиллиген выделяет полное прямое отражение, частичное прямое отражение и частичное косвенное. Полное прямое отражение – наиболее заметно для клиента и используется чаще в учебных целях. Частичное косвенное – наиболее сложный вариант для выполнения и , несмотря на свою эффективность, практически незаметно.



Полное прямое отражение
Гипнотизер Клиент

Ритм дыхания Ритм дыхания

Темп речи Темп речи

Интонации Интонации

Громкость голоса Громкость голоса

Выражение лица Выражение лица

Движения тела Движения тела

Частота моргания Частота моргания



Частичное прямое отражение
Снимок.JPG




Частичное косвенное отражение
Снимок2.JPG




Невербальное присоединение обеспечивает почву для возможностей невербального ведения. Т.е. терапевт присоединившись может изменяя свои телесные пааметры вести клиента к ответному изменению.



Вербальное присоединение и ведение.

Основано по принципу «да, да, да, да» (инерционное согласие). Произнося раз за разом утверждения с которыми человек не имеет оснований не соглашаться, мы имеем возможность присоединять к такой последовательности утверждения, согласие с которыми при других условиях было бы менее вероятным. Например: «сейчас вы сидите … и смотрите на этот текст … и читаете эти слова, и начинаете лучше понимать написанное». В этом примере использована схема «А, и А, и А, и Б». Другой вариант – схема «А, или А, или, А и Б». Например: «сейчас вы можете смотреть на этот текст, или отвлечься от него, или может быть вспомнить что то, и это помогает вам лучше понимать написанное».



Присоединение по репрезентативным системам.

Репрезентативные системы – сенсорные системы в которых осуществляется ввод, переработка и вывод информации в мозгу человека. В литературе по НЛП часто можно прочесть, что у каждого человека ведущей является одна репрезентативная система. На мой взгляд, это утверждение верно с оговоркой о том, что она является таковой в данный момент времени. Кроме того у некоторых людей существуют достаточно стойкие стереотипы использования преимущественно одной системы.

Основными целями использования репрезентативных систем является ввод, переработка и вывод информации. О репрезентативной системе, используемой в данный момент для ввода информации (доступа к ней из памяти) и ее дальнейшей внутренней переработке внешний наблюдатель может судить по направлению движения глаз.



Визуальные ключи доступа


Схема движений глаз соответственно репрезентативной системе

Снимок3.JPG




Вк – визуальные конструируемые образы

Ви – визуальные образы извлекаемые из памяти

А – аудиальные

Ад – внутренний диалог

К – кинестетические образы, а также вкус и обоняние



Другие дополнительные минимальные ключи доступа
КлючиРепрезентативная система
ВизуальнаяАудиальнаяКинестетическая
Напряжение мышцНапряжение, особенно в шее, плечах и животеРовное мышечное напряжение, малозаметные ритмические движенияРасслабление мышц и движений
ДыханиеНеглубокое дыханиеРовное диафрагмальное или грудное, обычно с долгим выдохомГлубокое д. Низом живота
Цвет кожиБледныйПромежуточныйРумянец
ТембрВысокий тон, напряжение голосаЧеткий резонирующий голосНизкий, глубокий грудной голос
Темп речиБыстрый, торопливыйРовный, ритмичныйМедленный с паузами
ЖестикуляцияЖивая, показывающая, на уровне лица или грудиТелефонные позыНа уровне пояса
ДистанцияМаксимальнаяПромежуточнаяМинимальная
Репрезентативная система используемая для вывода информации может оцениваться по «предикатам», т.е. по словам, которые использует человек для описания своих переживаний.

Речевые предикаты репрезентативных систем.


ПолимодальныеВизуальныеАудиальныеКинестетическиеВкусовые, Обонятельные
Понимать
Отражать
Воспринимать
Верить
Сознавать
Считать
Знать
Сознающий
Помнить
Догадываться
Видеть
Рисовать
Яркий
Ясный
Смутный
в фокусе
вспышка
перспектива
темный
разноцветный
Слышать
Звучать
Громкий
Мелодичный
Шумный
Гармоничный
Скрежет
Крик
Визг
Звенящий
Чувствовать
Трогать
Теплый
Мягкий
Гладкий
Удобный
Схватить
Зажатый
Грубый
Тупой
Пробовать
Нюхать
Свежий
ароматный
выдохшийся
сладкий
пикантный
кислый
горький
соленый


Учет типа репрезентативной системы используемого клиентом в данный момент позволяет более полно присоединиться к его переживаниям и внутренему миру.



Резюме: гипнотические словесные шаблоны, модель Милтона Эриксона. (По Дж.Гриндеру, Р.Бэндлеру, сокращ.)

1. Основные шаблоны наведения транса.

А. Использование неопределенных слов:

Истории о трансах

длинные поездки,

мечтание

массаж

слушание лекции

чтение увлекательной книги

стояние в длинной очереди

ванна

2. Истории о научении.

ходьба

держать ложку

чтение

письмо

езда на велосипеде

движения в спорте

Истории о ресурсах.

о кладах

о озарениях

о мудром старце

о волшебной книге

о волшебном напитке

о втором дыхании у спортсмена

о поддержке близких людей

Истории о гипнотических феноменах.

возрастная регрессия – возвращение в школьный класс, перелистывание альбома с детскими фотографиями, воспоминания, память тела

возрастная прогрессия – полет в будущее, машина времени, дезориентация во времени с использованием слов «прошлое, настоящее, будущее», перевод стрелок на час вперед,

амнезия – истории о забывании, о чем то, что вертится на кончике языка, но не как не дается, а затем уплывает все дальше и дальше; стирание с доски;

диссоциация – видение себя со стороны, в зеркале, на фотографии, на видеозаписи,

автоматические движения (левитация руки, автоматическое письмо)

негативные галлюцинации – отсутствие восприятия звуков при чтении интересной книги, невидение чего-то у себя под носом,

позитивные галлюцинации – запахи, образы, мелодии, создание мелодии из шума.

Интерес – истории о увлеченности чем то





Некоторые способы утилизации транса.



Идеомоторная сигнализация.


Шаг 1. Наведите транс с помощью любого из методов.

Шаг 2. Расскажите партнеру об опыте автоматических движений.

Шаг 3. Перейдите к возможности отвечать на поставленный вопрос «да» или «нет» автоматическими непроизвольными движениями.

Шаг 4. Предложите партнеру задать себе вопрос и подождать, пока подсознание не даст на него непроизвольный, автоматический ответ.

Шаг 5. Пообщайтесь с подсознанием партнера.

Шаг 6. Завершите транс.



Поиск решения.


Определение проблемной ситуации (в терминах «Как мне сделать это?»)

Наведение транса.

Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному в виде какого-либо образа; 2) задавание вопроса; 3) получение ответа.

Завершение транса.



Поиск ресурса.

Определение дефицита («Чего мне не хватает?»)

Наведение транса.

Утилизация транса: 1) обращение к бессознательному с просьбой предоставить ресурсное состояние; 2) переживание ресурсного состояния; 3) обращение к бессознательному с просьбой встроить ресурсное состояние в те контексты, в котором оно может понадобиться; 4) экологическая проверка «все ли части меня согласны с произведенным изменением», если есть кто-то, кто не согласен, пусть подаст сигнал. Если несогласен, то пусть усилит этот сигнал, если это сигнал согласия, то пусть он станет менее выраженным.

Завершение транса



Ресурсное состояние (Образ Я).

Предварительная беседа с выделением проблемного состояния (неуверенность, незначимость, нерешительность, боязливость). Формулирование ресурсного состояния «без не» (уверенность, решительность, смелость, чуткость).

Наведение транса.

Утилизация транса: 1) получение доступа к этому состоянию в прошлом, в воспоминаниях или среди образов знакомых людей или литературных героев; 2) погружение в это ресурсное состояние по всем модальностям (вижу, слышу, чувствую); 3) просьба к подсознанию создать образы различных ситуаций в вашей жизни в которых вы могли бы вести себя как-то обладая этим ресурсом и могли бы видеть, слышать, чувствовать и увидеть свое отражение на какой-то зеркальной поверхности; 4) представьте себе, как вы общаетесь, обладая этим ресурсом с каким-то значимым для вас человеком.

Выведение из транса.



Семь хрустальных шаров или «Путешествие во времени».

Обсуждение с клиентом запроса по достижению цели, получение образа себя достигнувшего цели по всем трем системам.

Наведение транса.

Утилизация транса: 1) попросите представить семь хрустальных шаров, расположенных по дуге: в центральном шаре – я сейчас; в ближайшем слева – какое то воспоминание из прошлого, имеющее достижение к достижению поставленной цели; в следующем слева – более давнее воспоминание; в крайнем слева – еще более давнее; 2) попросите сравнить эти четыре воспоминания, найти общее, различное и нечто важное; 3) в крайнем справа шаре – образ себя достигнувшего цели, запомнить ощущение успеха и передвинуться на один шар к настоящему моменту и посмотреть как была достигнута цель; передвинуться еще на один шар к настоящему и посмотреть, что этому предшествовало; 4) объединить шары в единое целое – ленту, радугу, почувствовать, как вы движетесь по этой радуге слева направо; 5) дать инструкцию на забывание если этого захочет подсознание клиента.

Вывести из транса.



Общая схема переработки (6-шаговый рефрейминг).

(1) Выработка подсознательной сигнальной системы "Да-Нет".

(2) Идентификация шаблона поведения, подлежащего изменению. Вы просите пациента избрать некое поведение "Х", которое не нравится ему подсознательно. Вы просите подсознание партнера выбрать в этом поведении самое главное и жизненно важное для его дальнейшего благополучия. Вы просите подсознание партнера дать сигнал "Да", когда идентификация будет завершена:

3) Выделение положительной функции поведения.

а) Вы просите подсознание партнера подключить сигнальную систему "Да-Нет" к той области его подсознания, которая ответственна за выполнение действия "Х". В то же время вы просите эту область подсознания подать сигнал "Да", или же подать сигнал "Да" и "Нет" одновременно, когда сигнальная система будет подключена к этой области подсознания.

б) Спросите: "Желаете ли вы позволить вашему сознанию узнать, каково значение того, что происходит, когда вы выполняете действие "Х", как вы это оцениваете?" Если последует сигнал "Да", скажите: "Продолжайте, проинформируйте ваше сознание, и когда это будет сделано, подайте мне сигнал "Да". Если последует сигнал "Нет", переходите к следующему этапу.

(4) Создание новых альтернатив.

а) Спросите данную область подсознания, желает ли она обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, удовлетворяющие положительной функции поведения "Х", но отличающиеся от шаблона "Х". (При этом подсознание не обязано осуществлять или использовать такие способы поведения - оно должно только найти их).

б) Получив сигнал "Да", попросите подсознание продолжать, и подать вам сигнал "Да", когда оно найдет десять новых вариантов поведения.

(5) Оценка новых альтернатив.

а) Попросите данную область подсознания оценить каждый из найденных новых вариантов поведения, определить, уверено ли подсознание в том, что данный вариант поведения по крайней мере настолько же непосредствен доступен и эффективен, как шаблон поведения "Х". Каждый раз, когда данная область подсознания определит один из вариантов, как соответствующий поставленным условиям, оно должно подавать сигнал "Да".

б) Если вы получите менее чем три сигнала "Да", попросите подсознание партнера продолжать поиск, повторив этап (4), и выработать большее количество вариантов.

(6) Выбор единственной альтернативы.

а) Попросите данную область подсознания партнера выбрать новый способ поведения, наиболее доступный и наиболее полно удовлетворяющий выполнению положительной функции прежнего шаблона поведения, и подать вам сигнал "Да", когда такой способ будет найден.

б) Попросите данную область подсознания партнера оценить эффективность избранного нового способа поведения в расчете на его использование в течение последующих трех недель.

(7) Подстройка к будущему поведению. Попросите подсознание партнера представить себе использование нового способа поведения в ситуации, наиболее точно соответствующей предназначению прежнего шаблона поведения. Попросите подсознание партнера сообщить вам сигнал "Да" в том случае, если новый способ поведения окажется удовлетворительным в такой ситуации, и сигнал "Нет" если новый способ поведения окажется неподходящим. Если новый способ поведения по какой-либо причине оказался не соответствующим поставленной задаче или вызывает болезненные последствия постороннего характера, попросите подсознание партнера повторить этап (4) и выработать новые возможности.





Основные этапы процедуры создания нового поведения



(1) Выберите ситуацию, в которой желательно новое поведение.

(2) Выберите модель нового поведения.

(3) Просмотрите и послушайте модель нового поведения, извне, со стороны.

(4) Совместите ваш образ и голос с моделью нового поведения.

(5) Заново почувствуйте ситуацию кинестетически, в деталях переживая все движения, позы, и осязательные ощущения.

(6) Подстройка к будущему поведению: Какой внешний возбудитель, "ключ", будет автоматически приводить в действие новый шаблон поведения?
 
Сверху