Лечение ночного энуреза гипнозом

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Лечение ночного энуреза


(Условно-рефлекторный гипноз по методу В. Г. Евтушенко)

Придавая большое значение психотерапии в лечении энуреза, каждый автор решает этот вопрос по-своему: воспитательными мерами, внушением наяву или в гипнозе, самовнушением.

В.М. Бехтерев, К.И. Платонов'указывали, что косвенное чрес-предметное внушение имеет большую терапевтическую силу и нередко является эффективным даже в случаях, когда прямое внушение не оказывает воздействия. Важно логически обосновать полезность рекомендуемого лечения, разъяснить его значение при данном заболевании, чтобы больной поверил в его эффективность.

Ночное недержание мочи является довольно распространенным заболеванием, особенно среди детей и подростков. Исследования показали, что около 10% шестилетних детей страдают ночным недержанием мочи, причем мальчики страдают энурезом гораздо чаще, чем девочки. Ежегодно около 15% детей, страдающих энурезом, сами излечиваются с возрастом от этого заболевания. Но остальные чувствуют себя совершенно несчастными и подавленными, просыпаясь каждое утро в мокрой постели.

Большинство детей этой категорий страдают «первичным» энурезом. Это означает, что у них никогда не было более или менее длительного «сухого» периода по ночам. Термин «вторичный» энурез применяется к детям, которые после определенного периода времени начинают снова страдать недержанием мочи. Иногда это связано со стрессом.

Доверие к врачу, вера в него — это одно из необходимых условий любой психотерапии. Только тогда происходит мобилизация скрытых возможностей психики человека и его организма. Лечение ночного недержания мочи у детей составляет проблему как для врачей, так и для больных, а также для родителей больных детей.

Разумеется, это заболевание неопасно для жизни, но сколько беспокойства и неудобств оно доставляет самому больному и окружающим! Надо также учитывать тяжелые переживания детей, связанные с осознанием неполноценности. Все это влияет на нервно-психическое поведение ребенка дома, в школе, на улице.

С возрастом неудобства и раздражительность, связанные с проявлением энуреза, начинают действовать с нарастающей силой, затрудняя общение с окружающими.

Сколько слез и страданий приносит это заболевание, как детям, так и родителям! Нередко таким детям приходится отказываться от поездки в пионерский лагерь или на экскурсию в другой город. Они не могут себе позволить остаться переночевать у друзей или поехать в деревню к родственникам.

Если мы обратимся к истории, то увидим, что люди всегда стремились постичь природу этого заболевания. В старину в деревнях ночной энурез считался следствием распущенности или лени, а самым эффективным «лечением» было высечь больного на лавке. Также издавна в народе одним из наиболее распространенных методов лечения ночного энуреза было принудительное пробуждение ребенка. Его заставляли с ужасом просыпаться по 2—3 раза за ночь, и так в течение нескольких месяцев. А некоторые родители, чтобы вызвать у ребенка отрицательное отношение к своему заболеванию, каждый раз тыкали его лицом в мокрую простыню и не меняли зловонное белье.

И только сравнительно недавно было доказано, что ночной энурез — это одна из разновидностей невроза. А такие больные нуждаются в лечении нервной системы гипнозом, в дневном отдыхе и специальных тренировках по саморегуляции. Причины, которые приводят к ночному энурезу, могут быть самыми разнообразными.

Одним из самых старых представлений о происхождении энуреза является его зависимость от глубины сна. Родители нередко отмечают у таких детей чрезмерно крепкий сон. Такого мнения придерживался и великий врач древности Авиценна.

Чрезвычайно крепкий, глубокий сон большинства больных ночным недержанием мочи привлекал внимание практических врачей. Некоторые исследователи считали глубину ночного сна основной причиной энуреза и обязательно включали ее в группу причин, вызывающих ночной энурез.

Н.Ф. Филатов считал, что глубокий сон является не причиной энуреза, а лишь одним из условий его проявления.

Есть мнение, что у некоторой части больных энурезом детей акт мочеиспускания обусловлен тематикой сновидения: ребенок мочится в постель будто бы потому, что во сне ему представляется, что он мочится на улице или в туалете.

Другие специалисты считают, что в происхождении энуреза исключительное значение имеет среда, окружающая ребенка. И у детей, страдающих энурезом, часто имеют место плохие домашние условия, в связи с которыми воспитанию детей не уделяется соответствующего внимания.

Некоторые специалисты пытались объяснить происхождение ночного энуреза задержкой в психическом и физическом развитии или частыми простудными заболеваниями.

Многие авторы рассматривают энурез как наследственное заболевание, как следствие невропатической конституции или как предрасположение наследственно-конституционального характера.

Некоторые исследователи, признающие ночное недержание мочи «типичным детским неврозом», во многом зависящим от ошибок окружения, все же отмечают, что наследственная предрасположенность имеет непосредственное значение. Причем наследуется, по их мнению, особая раздражительность стенок мочевого пузыря и передается аномалия развития иннервации мочевого пузыря.

Ряд авторов доказывали, что непроизвольное мочеиспускание во сне может являться подчас единственным симптомом скрыто протекающей эпилепсии.

Известно, что новорожденный до 6—7-месячного возраста мочится до 20—25 раз в сутки. К концу года число мочеиспусканий уменьшается до 12—15 раз в сутки, к 2—3 годам — до 10 раз, дети школьного возраста мочатся 6—7 раз в сутки. Взрослый человек в дневное время мочится 4—6 раз. Ночью же он либо не мочится совсем, либо просыпается от позыва на мочеиспускание один раз.

У новорожденного отсутствует способность произвольно задерживать акт мочеиспускания. Поэтому мочевой пузырь опорожняется у него по мере наполнения. Произвольная задержка мочеиспускания вырабатывается только к концу первого года жизни ребенка.

В дальнейшем, обычно к 2—3 годам, эта функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявлять себя и во время ночного сна.

А иногда, дорогие родители, наблюдается наследственная предрасположенность к этому заболеванию. Часто дети наследуют признаки своих родителей — не только внешне, но и в болезнях.

Давайте рассмотрим, как образуется условный рефлекс на пробуждение ночью. Обычно к концу первого года жизни при хорошем уходе и правильном воспитании ребенок приучается проситься днем, выражая свою потребность плачем. Ему неприятно лежать в мокрых пеленках. Вот тогда и начинает вырабатываться условный рефлекс на сознательное управление мочевым пузырем. А с возрастом действие этого условного рефлекса распространяется и на ночное время. Следовательно, энурез надо рассматривать как ослабление или отсутствие условного рефлекса на пробуждение, регулирующего деятельность мочевого пузыря в ночное время.

Но если родители ночью, когда ребенок просится на горшок, высаживают его сонным, не пробуждая (а такое бывает часто), условный рефлекс на пробуждение не вырабатывается, так как сознание у ребенка заторможено. И возникает неправильный условный рефлекс — сонным можно мочиться. Вот где порой кроется причина ночного энуреза у детей. Поэтому проводимая психотерапия энуреза должна быть направлена на выработку и закрепление рефлекса пробуждения от позыва к мочеиспусканию.

Исходя из современных представлений о природе энуреза, можно считать установленным, что его основным патологическим механизмом является отсутствие или недостаточная сила и стойкость вырабатываемого в процессе воспитания ребенка условного рефлекса на пробуждение для мочеиспускания. Поэтому проводимая психотерапия и тренировочные упражнения должны быть направлены на выработку и закрепление условного рефлекса на пробуждение ночью.

Во время сеанса гипноза с помощью внушения приводятся в действие биологические часы, которые настраиваются на пробуждение ночью.

Часто специалисты применяют такие методы лечения энуреза, которые сводятся к тому, чтобы не давать пить воды вечером, а ночью будить ребенка 2—3 раза. Вот почему длительное лечение у таких специалистов годами не приносит излечения.

В борьбе с ночным энурезом у детей большая роль отводится родителям, которые должны помочь ребенку в выработке условного рефлекса на пробуждение. В основном это достигается целенаправленными беседами на эту тему с ребенком и мерами убеждения, а не угрозами и наказанием. А психотерапия помогает сделать убеждения более действенными и эффективными.

По тому, как различные авторы оценивают роль фактора внушения при лечении энуреза, можно разделить их на три группы.

Представители первой группы стараются доказать, что полученный эффект от применения того или иного способа лечения обусловлен лишь его специфическим действием. При этом они полностью отрицают значение суггестивного фактора.

Другая группа авторов считает, что роль психотерапии сводится к усилению действия иных методов лечения, таких как опосредованное внушение.

Третья группа исследователей придает психотерапии в лечении энуреза первостепенное значение.

Психотерапия ночного энуреза проводится прямым внушением наяву или в гипнозе, самовнушением или сочетанием этих методов.

При прямом словесном внушении воздействуют речью, имеющей определенную смысловую значимость, непосредственно на вторую сигнальную систему, а через нее на всю деятельность организма.

Сторонники внушения наяву считают, что путем регулярно проводимых врачом психотерапевтических бесед с больным можно добиться прекращения энуреза. Внушения в основном направлены на то, чтобы вселить в больного веру в излечение, возбудить в нем желание избавиться от своего недуга.

Применяя внушения наяву, больным одновременно рекомендуется проведение систематического внушения с установкой на то, чтобы обязательно проснуться и сразу встать, когда надо.

В.В. Шуваков использовал своеобразный прием, внушение во время естественного ночного сна. Для этого он использовал магнитофон, на ленту которого были записаны слова врача со специальными внушениями, убеждающими больного в излечимости его страдания.

В. М. Бехтерев для лечения энуреза во время сеанса гипноза внушал больному, находящемуся в состоянии гипнотического сна, необходимость пробуждения при возникновении позыва к мочеиспусканию.

У некоторых родителей бытует ошибочное мнение о вреде гипноза, это мнение нельзя считать обоснованным. На основе огромного опыта, накопленного гипнотерапевтами и физиологами, можно с уверенностью сказать, что гипноз, проводимый врачом с лечебной целью, абсолютно безвреден.

Больным, страдающим ночным энурезом, я провожу специальное лечение по разработанной мною специальной методике условно-рефлекторного сеанса гипноза для выработки рефлекса на самостоятельное пробуждение ночью. Эта способность пробуждаться ночью самостоятельно при полном мочевом пузыре заложена у каждого из нас природой. С помощью гипноза - внушения и слова врач активизирует внутренние лечебные силы, настраивая нервную систему и весь организм на излечение и на самостоятельное пробуждение ночью.

Авторская методика условно-рефлекторного сеанса гипноза доктора В.Г. Евтушенко при лечении ночного энуреза

Сеанс лечебного гипноза проводится детям, начиная с 11 лет, в группе —10—14 человек, дети должны придти на лечебный сеанс с полным мочевым пузырем. Во время сеанса используется неглубокое наведение гипнотического транса с открытыми глазами.

«...Внимание! Носки и пятки поставили вместе. Руки положили на колени ладонями вниз. Ваши руки должны лежать свободно. Никакой напряженности в руках, в ногах, во всем теле не должно быть. Приняли для себя удобное, расслабленное положение. Сидеть неподвижно, как сейчас на протяжении всего сеанса!..

Каждый из вас должен выбрать одну точку на моей переносице. И все время смотреть только мне в глаза...

Одновременно с этим сконцентрировали все свое внимание на ощущениях в своих руках. И так же внимательно продолжайте слушать мой голос. Потому что мой голос — это есть ваш внутренний голос в борьбе с болезнью за ваше здоровье...

Сейчас вы все видите меня, слышите мой голос, чувствуете прикосновение своих рук к коленям. И это помогает вам расслабляться глубже и глубже. Полное расслабление и доверие к врачу...

Сейчас я проведу психологические тесты, которые научат вас концентрировать свое внимание, контролировать мысли в голове и управлять своими мышцами...

Вы хорошо знаете о том, что дети могут управлять своими мышцами, напрягая и расслабляя их. И этому можно легко научиться с лечебной целью.

1 mean — Ha расслабление мышц на руках

...На указательный палец левой руки — поставили ее на уровне груди... и положили на кончик пальца... кисть правой руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на правой руке... от плеча до кончиков пальцев, ...кто как умеет, ...и на выдохе мысленно три раза повторили...

Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...

И если сейчас... резко убрать... левую руку, ...ваша правая рука... падает вниз на колени... без напряжения...

Еще раз расслабили мышцы... на левой руке... от плеча до кончиков пальцев, ...каждый по-своему, ...кто как умеет, ...на выдохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука... лежит спокойно, ...расслабленно, ...без напряжения...

И если сейчас... резко убрать правую руку, ...ваша левая рука... падает вниз на колени, ...как у спящего человека...

2 тест — Расслабление мышц грудной клетки

...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно — плавный, спокойный выдох.

Во время вдоха, вместе с движением грудной клетки, ваши руки расходятся в разные стороны.

(Врач сам делает глубокий вдох и показывает, как руки будут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров. И предупреждает, что во время выдоха руки назад не возвращаются, они застывают в таком положении. А затем предлагает пациентам выполнить тест.)

...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.

1 — сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный выдох.

(Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.)

2 — глубже вдох, ...и ваши руки поплыли в разные стороны...

вместе с движением грудной клетки, ...и спокойный выдох...

3 — еще глубже вдох, ...еще дальше расходятся руки, ...свобод

ный выдох...

4 — глубокий вдох, ...вы не чувствуете кончиков пальцев, ...и

руки плавно расходятся... в разные стороны, ...спокойный выдох...

5 — глубокий энергичный вдох, ...еще дальше расходятся руки,

...открыли глаза и посмотрели на расстояние между пальцами, ...у каждого из вас оно может быть различным... Руки положили ладонями на колени вниз.

3 тест — На работу с воображением

...Руки протянуть вперед ладонями вверх и в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2—3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старайтесь к рукам прикладывать минимальное усилие, чтобы они только удерживались на весу.

Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессознательно опускаться вниз на колени, с лечебной целью.

Главное — не помогать и не сопротивляться.

А сейчас... сделали неглубокий вдох, ...на выдохе закрыли глаза, ...мысленно или шепотом, ...задали себе лечебную программу, ...расслабиться, буду здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... на борьбу с вашей проблемой... И так я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем, ...представим... или почувствуем, ...что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом в 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...

Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить, ...как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой, ...тяжелой...

Расслабляются мышцы лица, ...расслабляются мышцы шеи, ...спины... И ваша правая рука, ...с лечебной целью, ...начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени, ...расслабили мышцы, ...позволили вашей правой руке... начать свое движение вниз, ...еще ниже, ...полное расслабление и доверие к врачу... Пусть все происходит так, как оно происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке, ...могут быть самыми различными... Пауза...

Я добавляю еще... к правой руке груз весом в 5 кг, ...давайте мысленно представим, ...что у вас... в правой руке... находится груз весом в 10 кг, ...это очень тяжелый груз, ...вспомнили и почувствовали то ощущение, ...которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь...

Расслабляются мышцы шеи, ...спины, ...расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определенные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на колени, ...еще ниже, ...расслабили мышцы, ...ее как бы притягивает к земле, ...не помогать и не сопротивляться...

У некоторых рука уже лежит на коленях,.. .у кого-то еще продолжает опускаться, ...и это нормально, ...у каждого человека свой тип нервной системы, своя скорость реагирования...

Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...

4 тест — На расхождение рук в разные стороны

...Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу, ...найдите для них удобное, ...расслабленное положение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...

(Врач начинает делать пассы правой рукой в направлении пациента.)

...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках, ...вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно, ...сами по себе, ...расходиться в разные стороны, ...расширяться, ...между ладонями как будто находится упругий шар, ...он увеличивается с каждым вдохом, разводя руки в разные стороны...

Первая тренировка... Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились на лечении. Положили правую руку на лоб. Дали себе задание или установку. «Ночью, как захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно!»...

Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза. Провели рукой по лицу и погрузились в транс с мыслью: «Ночью я проснусь!»...

У многих из вас наступило состояние, которое напоминает вам ночной сон-отдых...»

Как только у детей закрылись глаза, и рука упала на колени, врач включает метроном (с частотой 60 ударов в минуту) и делает следующее внушение: «С помощью метронома я задаю точный ритм работы вашим биологическим часам-будильнику. Настраивая их на пробуждение ночью самостоятельно...

Сконцентрировали все свое внимание внизу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря... Через несколько минут каждый из вас проснется сам, самостоятельно, почувствовав импульсы, сигналы своего мочевого пузыря...

Если у кого-то из вас во время сеанса возникнет потребность сходить в туалет, можете самостоятельно встать и выйти...

Запоминайте эти ощущения, которые действуют на вас пробуждающе.. . Часть детей уже проснулась от действия мочевого пузыря, подождем остальных... Прямо сейчас у многих из вас выработались навыки к пробуждению ночью самостоятельно...»

Врач ждет детей, которые пошли в туалет. И когда все дети возвращаются, приступает ко второй тренировке.

«Вторая тренировка... Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, положили правую руку на лоб. Мысленно дали себе задание: «Ночью, как захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно»...

Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза, провели рукой по лицу. И отключились с мыслью: «Ночью я проснусь»...»

Как только у детей закроются глаза, и рука упадет на колени, врач включает метроном и делает внушение:

«С помощью метронома я включаю ваши биологические часы-будильник и настраиваю их на пробуждение ночью самостоятельно... Наступает состояние расслабления, ...сонливости, ...дремоты...

Сконцентрировали все свое внимание внизу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря. Эти сигналы действуют на вас пробуждающе. Запоминайте эти ощущения...

Эта способность пробуждаться ночью самостоятельно, заложена у вас природой. С помощью внушения, слова я настраиваю ваш организм на пробуждение ночью самостоятельно. Вы будете теперь спать чутко и просыпаться в любых условиях...»

«Третья тренировка... Приготовились еще раз провести тренировку. ...Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, дали себе задание: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно». Закрыли глаза, провели рукой. И отключились с мыслью: «Я проснусь»...»

Врач включает метроном.

«Ваши внутренние часы-будильник включаются автоматически с помощью внушения «Я проснусь»...

Расслабляются мышцы на руках, ...расслабляются мышцы на ногах, ...расслабляются мышцы шеи, спины... Наступает состояние расслабления, ...сонливости, ...легкой дремоты, ...которое напоминает ночной сон...

Сконцентрировали внимание внизу живота, на ощущениях мочевого пузыря. Через несколько минут каждый из вас проснется сам, почувствовав действие своего мочевого пузыря...

Теперь каждый раз вечером перед сном, лежа в постели, вы даете себе лечебное задание: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно». Проводите рукой по лицу и засыпаете с мыслью: «Я проснусь»...

Ночью вы проснетесь сами, на сигналы мочевого пузыря, с ясной головой сходите в туалет, а вернувшись — легко заснете опять...

Во время сеанса вы получаете правильные навыки к самоконтролю над действием мочевого пузыря...»

«Четвертая тренировка... Сейчас вы будете все делать сами так, как вы будете делать это дома... .Сконцентрировали внимание... Дали себе лечебное задание... Провели рукой... Погрузились в транс...»

Врач включает метроном.

«Внимание внизу живота... Прислушайтесь к сигналам мочевого пузыря, которые действуют пробуждающе... Не ожидайте от меня много слов и повторений. Я лечу вас гипнозом, по законам природы. Вы программируетесь на пробуждение ночью самостоятельно, от действия мочевого пузыря...»

«Пятая тренировка... Приготовились сделать упражнение еще раз... Сосредоточились... Повторили задание... Погрузили себя в транс...

Через несколько минут вы легко и быстро проснетесь сами.

...Наш лечебный сеанс подходит к концу, я очень рассчитываю на вашу поддержку и помощь. В этот сеанс и в каждого из вас я вложил все свои знания, весь свой опыт. Я сделал все возможное, что зависело от меня, чтобы настроить ваш организм на пробуждение ночью самостоятельно. Запомните, вы теперь здоровые дети! Ночью просыпаетесь сами, самостоятельно!»

После проведенного сеанса врач подробно объясняет детям и родителям, что нужно теперь делать дома для закрепления лечения. Следующий сеанс гипноза назначается через неделю, всего рекомендуется принять пять сеансов. На следующий сеанс дети приходят с дневником.

Рекомендации

1. Родителям нельзя расспрашивать детей об их ощущениях во время сеанса (спали они или нет).

2. Вводится строгий режим дня, с обязательным сном-отдыхом в течение одного часа днем, а вечером — отбой в 22 часа.

3. В первую половину дня можно пить столько жидкости, сколько хочется, а после 18 часов прием жидкости (соков, молока, воды) ограничивается.

4. Надо повысить тонус и силу мышц мочевого пузыря. Для этого ребенок должен научиться задерживать днем мочу как можно дольше, после первого позыва желательно помочиться.

5. Надо научиться управлять мышцами, ответственными за «отпирание» и «закрывание» мочевого пузыря (мышцы сфинктера). Для этого ребенок должен прерывать мочеиспускание в середине процесса 3—6 раз.

6. Для повышения чуткости ребенка к сигналам мочевого пузыря необходимо каждый день в течение одного месяца, днем, в промежуток с 13 до 15 часов проводить тренировку на расслабление с установкой: «Ночью я проснусь сам, самостоятельно. Встану и схожу в туалет». К тренировке приступать через час после приема жидкости, с полным мочевым пузырем.

7. За 30 минут перед сном дать ребенку бутерброд; черный хлеб с килькой и маслом.

8. Перед сном обязательно сходить в туалет, чтобы мочевой пузырь был пустой.

9. Перед сном, лежа в постели, дать себе установку: «Ночью, как захочу в туалет, я проснусь! Встану и схожу в туалет сам».

10. Ночью родителям ребенка в туалет не будить!

Ребенок обязан вести дневник, который он должен заполнять в течение дня лично, а родители только контролируют его.

ДатаВолевая тренировка мышц мочевого пузыряДнем спал / отдыхалНочьюпросыпался / не просыпалсяПостель сухая / мокрая
1. Сколько минут ... ребенок удерживал мочу в мочевом пузыре.
2. Сколько раз ... онпрерывалмочеиспускание.

После того, как вы провели ребенку 5 сеансов гипноза, независимо от результатов, вы рекомендуете еще в течение месяца выполнять все ваши рекомендации под контролем родителей и продолжать вести дневник, а затем явиться к вам на контроль. Еще в течение двух месяцев наблюдается последействие проводимого лечения. При необходимости вы можете сочетать психотерапию с гомеопатией или акупунктурой.

В сложных случаях вы можете также проводить замораживание струей хлорэтила участка кожи в виде ромба на уровне L1- 2—S5 позвонков (5—7 процедур). По нашим наблюдениям это высоко эффективная процедура, если сделать хорошее соответствующее опосредованное внушение. Она может хорошо дополнять психотерапевтическое лечение.

Дополнительно мною разработана методика индивидуального лечения ночного энуреза и учащенного мочеиспускания с использованием эриксоновского подхода к проводимой терапии. (Более подробно см. стр. 305—318.)

При любом из применяемых методов лечения энуреза необходимо соблюдать режимные моменты в течение дня и проводить тренировочные упражнения на укрепление мышц, регулирующих деятельность мочевого пузыря и мочеиспускания. Только комплексное применение всех этих мероприятий обеспечивает полный успех в лечении от энуреза.

Дополнительно можно предложить родителям раз в неделю, вечером перед сном, рассказывать детям предлагаемую нами терапевтическую историю о мальчике Саше, который страдал ночным энурезом.

Как лучше рассказывать «Истории про Сашу», советы для родителей

Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины, так как это один из способов получения ребенком информации о себе и окружающем мире.

Взрослым надо помнить, что ребенок приобретает эти знания посредством игр и воображения. Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе.

Рассказы и, особенно, сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в какой-то степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он проявит свою настойчивость и терпение, то в конце концов он обязательно победит.

«Истории про Сашу» подобны персонализированным, «очеловеченным» сказкам. В них действует герой или героиня, которые наделены характерными чертами вашего ребенка, и они сталкиваются с теми же проблемами, что и ваш ребенок. В «историях про Сашу» герой или героиня находят пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Помимо действующих лиц, взятых из жизни, рассказы могут включать персонажи из мира фантазии и волшебства. Главными героями могут быть зайчики, белочки или маленькие бегемотики. Главное в том, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию вашего ребенка. Рассказ «подгоняется» к вашему ребенку так же, как и имя его главного героя.

«Истории про Сашу» — это не волшебная палочка, по мановению которой исчезают все беды и все влияния существующего мира, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешает, что придает им силы и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание.

Эффективность «Историй про Сашу» объясняется многими причинами.

Прежде всего «Истории про Сашу» позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Ведь многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах или испытывают смущение в связи с ними. Им трудно говорить о них открыто. Часто, когда вы заводите прямой разговор с детьми на эту тему, они сразу замыкаются и уходят от разговора. Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях или проблемах — они просто слушают рассказ о мальчике, таком же, как они. Им ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что они могут поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке. Изменив контекст, вы создаете зону безопасности.

Вернемся к вашему разговору. «Истории про Сашу» дают ребенку возможность подумать, поразмыслить и задать вопросы на чреватые конфликтом «взрывоопасные» темы, без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, часто делаем то же самое. Большинству знакома практика получения совета по смущающему нас вопросу с использованием знакомого приема: «У моего друга Коли есть проблема...»

Очень интересно наблюдать, как дети пользуются этой зоной безопасности.

С одной стороны, ребенок отождествляет себя с «Сашей», но когда повествование доходит до «больного места», он становиться на позицию слушателя, и тогда «Саша» — это просто мальчик из рассказа. Таким образом он получает возможность понаблюдать со стороны за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом.

Форма рассказа имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприемники и телевизоры, если там читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки.

Цель программы, изложенной в общих чертах в ниже опубликованных «Историях про Сашу», — натренировать, приучить пузырь удерживать большее количество мочи, повысить чуткость его обладателя к посылаемым сигналам, чтобы последний мог своевременно отреагировать на них во время сна, а также повысить тонус мускулов, ответственных за «отпирание» и «запирание» пузыря.

Очень часто ночное недержание мочи сильно деморализует детей. Они испытывают стыд, чувствуют себя ущербными, неполноценными и неуправляемыми. Не усугубляйте эти страдания упреками, отчитыванием или попытками унизить их. Чем более ущербными и неполноценными дети себя чувствуют, тем меньше у них шансов освободиться от преследующей их беды.

Важно, чтобы ребенок сам стремился к этой цели. Упражнения, представленные в этой программе, предполагают определенную долю самоотверженности. Если ребенок выполняет их лишь только потому, что вы хотите, чтобы его постель оставалась сухой, результаты скорее всего будут малоутешительными.

Мотивация важна еще и потому, что дети, страдающие энурезом, часто чувствуют себя беспомощными перед лицом своей беды. В предлагаемой здесь программе ребенок чувствует свою ответственность за этот процесс. Важно, чтобы ребенок вновь обрел чувство уверенности в себе и в своей полноценности, чем увереннее он станет, тем больше у него шансов выздороветь.

Такую тренировку следует начинать только после того, как вы убедитесь, что ребенок сам очень хочет этого и, более того, способен подойти к ней активно и ответственно.

Многие специалисты в этой области считают, что такого рода программы следует применять только к детям старше шести лет.

Процесс тренировки мочевого пузыря описан вкратце в «истории про Сашу». К этому следует добавить несколько дополнительных деталей.

Во-первых, в течение двух недель определите характер ночного недержания мочи у вашего ребенка. Случается ли это каждую ночь? Когда бывает хуже? Связано ли это с поздним отходом ко сну? Зависит ли это от режима питания и количества употребляемой жидкости?

Во-вторых, в течение недели ваш ребенок должен выполнять специальные упражнения для растягивания мочевого пузыря, задерживая мочу как можно дольше после первого позыва к мочеиспусканию. Это нужно проделывать не реже одного раза в день и лучше дома, а не в школе или в доме друга, чтобы ребенок не оказался в неловком положении, если произойдет «несчастный случай». Вы можете ему помочь, показав, как нужно сосредотачиваться на чем-то другом, для того чтобы отвлечь внимание от мочевого пузыря.

Ему также нужно проделывать упражнения для повышения управляемости мышц пузыря, прерывая мочеиспускание в середине процесса. Это следует проделывать около пяти раз при каждом мочеиспускании.

Раза два в неделю вы должны помочь ребенку измерить емкость его мочевого пузыря. Для этого нужно выпивать большое количество кофеиносодержащих напитков типа «Кока-Колы» и употреблять преимущественно соленые закуски, чтобы вызвать жажду. После этого ваш ребенок должен как можно дольше задерживать мочу. Когда станет невтерпеж, следует опорожнить мочевой пузырь в какую-то емкость, с помощью которой можно измерить количество выделяемой мочи. У среднего ребенка в возрасте от шести до двенадцати лет емкость или объем мочевого пузыря равен 30 мл на каждый год его возраста. Измерения два раза в неделю емкости мочевого пузыря вашего ребенка могут давать очень разные результаты. Возьмите самую высокую цифру за основу, сделав ее отправной точкой для улучшения результатов.

В этот период важно всячески поддерживать стремление вашего ребенка к цели и к достижению большей уверенности. Для этого хороши разного рода поощрения его усилий. Звездочки, поставленные в табличке, могут поведать вам, регулярно ли ребенок выполняет свои упражнения по растягиванию мочевого пузыря и прерыванию мочеиспусканию. Не нужно скупиться на похвалу и разного рода поощрения за регулярное выполнение упражнений. Вполне возможно, что потребуется определенное время, чтобы результаты проявились, поэтому не отчаивайтесь и внушайте своему ребенку, что он прекрасно делает свое дело, и результат обязательно придет.

Далее можно предложить ребенку последовательно, шаг за шагом, мысленно совершить ночное путешествие в туалет, что ему, безусловно, поможет. Это мероприятие будет особенно эффективным, если ваш ребенок расслабится и будет целиком поглощен мысленным «созерцанием» того, как его мозг своевременно отреагирует на сигнал мочевого пузыря, он проснется, встанет с постели и сходит в туалет.

И наконец — несколько советов по поводу того, что надо и чего не надо делать:

— Не проявляйте нетерпения. Знайте, что если одни дети очень быстро приходят в норму, другим требуется несколько месяцев, чтобы сухая постель стала для них обычным явлением. Поддерживайте в детях моральный дух и уверенность в себе, поощряя даже незначительное уменьшение мокрого пятна на простыне.

— Побеспокойтесь о том, чтобы дорога в туалет была хорошо освещена ночью и чтобы ребенку было удобно туда ходить.

— Создайте условия для того, чтобы ребенок хорошо высыпался. Переутомленные дети хуже воспринимают сигналы, подаваемые мочевым пузырем.

— Не пользуйтесь пеленками для того, чтобы постель оставалась ночью сухой. Это наводит детей на мысль о своей ущербности. Они часто смущаются и стыдятся пользоваться пеленками.

— Вполне нормально, если вы возложите на ребенка обязанность относить мокрые простыни в прачечную. Это следует рассматривать не как наказание, а как одну из обязанностей «взрослого человека».

— Не ругайте ребенка за то, что он проснулся в мокрой постели. Когда вы устали и вам вовсе не улыбается перспектива дополнительной стирки, легко поддаться необососнованному мнению, что ребенок это делает вам назло. Разумеется, это не так. В большинстве случаев он ненавидит мокрую постель даже больше, чем вы.

— Не следует ограничивать детей в употреблении жидкости в первой половине дня. Питье фактически помогает им в выполнении упражнений для растягивания мочевого пузыря и укрепления его мышц. Пусть ваш ребенок нормально утоляет жажду.

Однако после 18 часов и перед сном рекомендуется воздерживаться от напитков, содержащих углекислоту и кофеин, так как они раздражают мочевой пузырь, заставляя его слишком скоро и слишком часто «отправлять депешу» с требованием: «Опорожни меня!» Аналогичное воздействие может оказывать шоколад. Ваш ребенок может также быть особенно чувствителен к другим пищевым продуктам, к таким как молоко. Это — один из моментов, за которыми нужно проследить в первые две недели наблюдений. Напитки, содержащие кофеин, специально дают в то утро, когда измеряется объем мочевого пузыря, для того чтобы вам не пришлось долго ждать момента, когда ваш отпрыск, наконец, соизволит пойти в туалет.

Если в вашем доме два ребенка, страдающих энурезом, пусть предлагаемой программой воспользуется сначала старший из них, прежде чем к ее успешному выполнению приступит младший.

Приступая к рассказу терапевтической истории, надо спросить ребенка: «Хочешь, я расскажу тебе одну интересную историю?» И получив согласие, устроиться рядом с ним поудобнее и начать свой задушевный увлекательный рассказ. При этом начало истории надо как можно лучше адаптировать к вашему ребенку, чтобы начало истории чем-то напоминало ему его собственную ситуацию. Такую терапевтическую историю можно рассказывать детям, начиная с шести лет, для ребенка рассказ истории гораздо интереснее, чем нравоучительные наставления взрослых.

В возрасте 12 лет можно переводить ночной сон ребенка в гипнотический, и уже в состоянии гипнотического транса рассказывать ему терапевтическую историю. Более подробно, как это делать, описано в разделе «Внушение в состоянии естественного ночного сна», где приводится специальная сказка для вызывания трансового состояния у ребенка. На фоне этого состояния можно рассказывать историю про Сашу.

Психотерапевтические истории для детей



Первая история про Сашу

Саша был ребенком, который жил в доме вместе с папой, мамой и кошкой по кличке Мурка. Школа, в которой учился Саша, находилась недалеко от его дома.

«Доброе утро, дети», - сказал однажды учитель, который зашел к ним в класс до начала занятий.

«У меня для всех вас приятная новость. Наступило лето. И мы всем классом поедем в пионерский лагерь».

Все дети обрадовались и закричали, что это здорово! Сашин друг на переменке сказал: «Мы будем спать в одной палатке, и сможем не спать всю ночь и болтать». — «Да, — сказал Саша. — Я просто не могу дождаться этой поездки», — ответил он тихим голосом и опустил вниз голову.

Какой-то внутренний голос постоянно твердил: «Как мне избежать поездки в лагерь? Как мне избежать поездки в лагерь?»

А другой голос внутри него отвечал: «Не сможешь. Не сможешь не поехать».

Дело в том, что у Саши был страшный секрет. И из-за этого страшного секрета он не мог поехать в лагерь. Ведь тогда все узнают о его страшном секрете, и все его друзья будут над ним смеяться и не захотят с ним дружить. Никогда.

Потом вы узнаете, чем был он расстроен и встревожен, когда отправлялся спать в тот вечер. «Что мне делать? Что мне делать?» — повторял он до тех пор, пока не уснул.

Проснувшись, Саша заметил, что за окном еще ночь. В комнате было темно, и только луна и звезды заглядывали в окно. Саша взглянул на стену, где висел календарь с портретом доктора Айболита и зверюшек, портрет странно сиял при свете луны.

Саша широко открыл глаза от удивления. Потом он потряс головой. «Нет, должно быть, это все мне кажется», — подумал он. Доктор на календаре не может двигаться. Он снова посмотрел на календарь. Айболит улыбался ему своей доброй улыбкой. Саша очень удивился. Его любимый доктор Айболит был словно живой и подмигивал ему.

«Привет, — сказал он, присаживаясь на край кровати Саши. — Я думаю, что мне надо сначала представиться. Я — добрый доктор Айболит».

«П-п-п-прив-в-в-вет», — выдавил из себя Саша, глаза которого все еще оставались широко открытыми от удивления. Он все еще никак не мог поверить, что его любимый доктор Айболит ожил и находится рядом.

«Видишь ли, - продолжал доктор. — Я видел, какой расстроенный ты пришел сегодня из школы. И как долго ты крутился в постели, все время о чем-то думая, и тяжело вздыхал. Мне захотелось тебе помочь, может быть тебе нужна моя помощь?» У Саши перехватило дыхание и пересохло во рту. Он думал, можно ли доверить доктору Айболиту свой страшный секрет, что... он мочится в постель по ночам.

Доктор по-дружески улыбнулся и рассказал ему, что тот мальчик, чемпион школы по спорту, который подарил ему этот календарь, тоже когда-то раньше ночью мочился в постель. А теперь он совершенно здоровый, и он может ездить на соревнования и отдыхать в лагере.

Саша не верил своим ушам. «Да, это было так, — продолжал доктор. — Но об этом никто не знал. Он всегда очень боялся и переживал, что его друзья когда-нибудь узнают его тайну. И он обычно придумывал разные причины, чтобы не ездить на соревнования в другой город или не оставаться ночевать у друзей или родственников».

«Надо же, — подумал Саша, — совсем как у меня».

«Поэтому, — продолжал свой рассказ Айболит, — мы можем себе представить, как он переживал и волновался, когда ему надо было ночевать не у себя дома и не в своей постели».

Саша понимающе кивнул головой. «И как раз в то время, когда он чувствовал себя таким несчастным и одиноким, я объяснил ему, что надо делать, чтобы выздороветь».

«Значит, — начал Саша, наклоняясь вперед и волнуясь еще больше, — ты хочешь сказать, что можешь найти какой-то выход?»

«Конечно, — уверенно ответил доктор Айболит. — Я сейчас тебе расскажу, что надо делать, чтобы постель оставалась сухой по ночам». Саша так и загорелся от нетерпения, даже чуть не свалился с кровати. «Может быть, начнем прямо сейчас? — спросил он, волнуясь. — Пожалуйста...»

Айболит обнял его за плечи. «Конечно, — успокоил он Сашу, — я буду рассказывать, а ты все хорошо запоминай».

Сначала доктор карандашом нарисовал на листе бумаги контуры ребенка. «Представь, что это твое тело, — сказал он. — Ты, наверное, слышал, а может быть и знаешь, что внутри твоего тела есть сердце, легкие, желудок».

Саша утвердительно кивнул головой. «Мне об этом говорили дома родители и в школе учитель», — сказал он.

«В теле человека есть еще много и других органов, — продолжал доктор, — о которых ты, может быть, не слышал и ничего не знаешь — например, мочевой пузырь».

Саша покачал головой. Ему никто никогда не говорил о мочевом пузыре.

«А что он делает?» — спросил Саша.

«Его задача — собирать всю мочу, которая больше не нужна телу. Поэтому, когда пузырь наполняется мочой, он посылает сигнал в мозг, а мозг посылает тебя в туалет, а пузырь выжимает мочу в унитаз».

«А почему же тогда мой мочевой пузырь выжимает ночью мочу в постель?» — спросил Саша.

«Существует несколько причин, почему это может происходить. В конце мочевого пузыря есть мышца, которая открывает и закрывает его. Если мышца слабая, моча вытекает раньше, чем нужно. Значит, один из методов, ведущий к сухой постели по ночам, — это тренировать эту мышцу и укреплять ее», — сказал доктор.

«Понятно», — сказал Саша. Он хотел, чтобы мышцы его мочевого пузыря были крепкими и чтобы утром он просыпался в сухой постели.

«Еще ты должен знать, — сказал Айболит, — что мочевой пузырь похож на шар. Он очень эластичный, может растягиваться и может удерживать огромное количество мочи. Но некоторые мочевые пузыри забыли, как нужно растягиваться. Они думают, что уже переполнены, тогда как на самом деле в них совсем мало мочи».

«А можно научить мочевой пузырь лучше растягиваться?» — спросил Саша. «Конечно», — ответил доктор.

«Вот хорошо-то!» — воскликнул Саша и начал подпрыгивать на своей кровати от радости.

«А с чего бы ты хотел начать?» — спросил Айболит.

Саша подумал немного и сказал: «Пожалуй, я хотел бы сначала научиться укреплять мышцы мочевого пузыря».

«Это не трудно, — сказал доктор. — Ты знаешь, что лучше всего мышцы можно укрепить путем упражнений и тренировок».

«Да, - сказал Саша. - Если ты часто поднимаешь тяжести, мышцы рук становятся крепкими, а если ты много ходишь пешком, укрепляются мышцы ног».

«Верно, — подтвердил Айболит, - лучший способ тренировки мышц — это упражнения и как можно больше. Я уже говорил, что на выходе есть мышцы, которые управляют «воротами» мочевого пузыря. Они служат для открывания, чтобы выпустить мочу, или для закрывания, чтобы ее удержать. Поэтому в туалете попытайся задержать струю мочи и потом ее отпустить. Так надо проделать несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы, которые открывают и закрывают мочевой пузырь», — сказал доктор.

«Я вижу, что это не сложно, — сказал Саша. — А сколько раз надо проделать это упражнение?»

«Каждый раз, когда ты мочишься, нужно 5—6 раз прервать и снова отпустить струю мочи», — ответил доктор.

«Хорошо, — сказал Саша. — Я начну регулярно это делать в туалете с сегодняшнего дня. И скоро у меня будут самые крепкие мышцы мочевого пузыря во всем мире».

«Конечно», — сказал какой-то тихий голос, который, казалось, исходил откуда-то изнутри. Саша от неожиданности подпрыгнул.

«Кто это?» — испуганно спросил он. — «Это я, мышца твоего мочевого пузыря, которая открывает и закрывает, — произнес тихий голос. — Я рада, что ты хочешь сделать меня крепкой. Мне так надоело, что меня все время толкает туда-сюда. Я хочу стать самой сильной мышцей у тебя».

Саша посмотрел на Айболита: «Мне кажется, что со мной разговаривает моя мышца мочевого пузыря», — сказал Саша.

«Ну, теперь, когда вы познакомились друг с другом, дела должны пойти гораздо лучше, — ответил доктор. — А теперь — нам нужно приучить пузырь удерживать больше мочи».

«Кого, меня? — спросил другой голос. — Зачем мне это нужно? Мне гораздо лучше выпустить свою мочу, когда я наполнен наполовину». «А мне от этого не легче, — строго сказал Саша. — Это доставляет мне много неприятностей».

«Правда? — робко удивился пузырь. - Мне никогда не приходило в голову, что я мешаю тебе и доставляю неприятности».

«Так знай теперь, что это так, — сказал Саша. — Тебе теперь нужно научиться растягиваться, чтобы удерживать мочу всю ночь, до утра». - «А что мне нужно для этого делать?» - спросил пузырь.

«Слушай внимательно, — сказал доктор. — Когда пузырь хочет освободиться от мочи, он посылает сигнал мозгу, чтобы тот сообщил тебе, что пора сходить в туалет. В следующий раз, когда твой мозг получит такой сигнал от пузыря, вместо того чтобы сразу бежать в туалет, посмотри, не можешь ли ты немножко переждать. Терпи как можно дольше. Если ты будешь это делать постоянно, ты натренируешь пузырь держать мочу все дольше и дольше и, кроме того, научишь его растягиваться. Таким образом он сможет удерживать мочу всю ночь и не беспокоить тебя».

«Это здорово! — обрадовался Саша. — Теперь я буду стараться задерживать мочу всякий раз, когда мне хочется пойти в туалет».

«Послушай, детка, — сказал пузырь. — Ты что, действительно хочешь проделать все это? Что касается меня, то я бы предпочел освобождаться от мочи тогда, когда хочу».

«Это очень плохо, — сказал Саша, — потому что для меня это...» Его голос был таким же строгим, как и...

«Теперь я здесь хозяин, — продолжал Саша, — и я хочу, чтобы моя постель была всегда сухой, так что, дорогой пузырь, хочешь — не хочешь, а ты должен научиться удерживать мочу».

«Ладно, — сказал пузырь грустно. — Если должен, значит должен...»

Саша был в приподнятом настроении. «Я так хочу, чтобы все было нормально», — сказал он.

Саша взял свою записную книжку и записал в ней: «Растягивать пузырь и задерживать мочу».

Доктор Айболит уходя, добавил: «А ты не смог бы поработать над этими упражнениями в ближайшие две недели? Для некоторых детей только этих упражнений бывает достаточно, чтобы их постель больше не была мокрой. Другим же детям потребуется кое-что еще, но об этом я расскажу тебе потом. Через пару недель, когда я приду к тебе снова, и ты расскажешь мне, как у тебя идут дела».

«Хорошо», — уверенно сказал Саша и на прощание помахал доктору рукой, когда тот снова занял свое место на календаре.

На следующий день Саша сказал своей маме: «Я решил, что теперь моя постель всегда будет сухой».

«Очень хорошо», — обрадовалась мама. «У меня есть план», — сказал Саша и начал подробно рассказывать маме, как он будет растягивать пузырь и тренировать мышцы.

Он сказал, что ей не следует вечером, незадолго перед сном давать ему шоколад или пить молоко, компот, кока-колу, кофе, а потом подробно объяснил маме, какие упражнения и как он собирается выполнять самостоятельно.

«У меня есть хорошее предложение, — сказала мама. - Давай на бумаге нарисуем табличку, где ты сам будешь отмечать свои упражнения и записывать свои успехи».

«Это хорошая мысль! — охотно сказал Саша. Он любил рисовать и раскрашивать рисунки. — Я сделаю цветную табличку», — сказал Саша. И он старательно принялся за работу.

Здесь можно сделать перерыв и дать ребенку время для упражнений и измерения объема мочевого пузыря, прежде чем перейти ко второй части.

Разумеется, если к этому времени ваш ребенок справится с энурезом, следующий раздел станет ненужным.

Вторая история про Сашу

Прошло две недели. Саша лежал в постели и ожидал появления доктора Айболита. Он был очень доволен собой и просто сгорал от нетерпения рассказать Айболиту, как добросовестно он выполнял упражнения. Саша делал все, чтобы не заснуть, но сон закрывал ему глаза. Веки постепенно смыкались все плотнее и плотнее, и очень скоро сон окончательно взял верх.

Когда Саша проснулся и открыт глаза, было еще совсем темно. Он сразу посмотрел на календарь с портретом Айболита. Календарь излучал какой-то необыкновенный свет, и неожиданно доктор Айболит подмигнул ему и начал сходить с календаря.

«Привет!» — сказал он, устраиваясь на кровати Саши.

«Я так тебя ждал, — сказал Саша. — Вот, посмотри!» Он протянул дневник с записями о выполнении упражнений.

«Эти упражнения очень интересные, — добавил Саша. — Они стали получаться у меня все лучше и лучше».

Айболит посмотрел на записи. «О, да ты — молодец», — похвалил он Сашу.

Саша улыбнулся, он очень гордился собой. «Правда, моя постель еще бывает иногда мокрой по ночам, но я думаю, что это, как ты и сказал, вопрос времени».

Доктор утвердительно кивнул головой. «Правильно. Это требует определенного времени, но ты - просто молодчина, и я уверен, что скоро все у тебя будет в полном порядке».

Саша радостно улыбнулся и кивнул головой.

«А помнишь, я тебе говорил, что помимо упражнений, большинству детей требуется еще кое-что, чтобы избавиться от мокрых простыней?» «Помню», — ответил Саша.

«Тогда я расскажу тебе об этом подробнее. Ведь все это я уже проделывал и с другими ребятами, у которых раньше постель была тоже мокрой, — сказал доктор. — Помнишь, что я тебе рассказывал о мочевом пузыре, и о том, как он накапливает мочу?» Саша утвердительно кивнул головой.

«Когда твой пузырь полон и ему нужно освободиться от мочи, он посылает сигнал в мозг. Мозг принимает этот сигнал и дает тебе знать, что пора сходить в туалет. Но иногда ночью сигнал, который пузырь посылает в мозг, бывает недостаточно громким или мозг спит слишком крепко, чтобы его услышать. Если мозг не получит этого сигнала, он не разбудит тебя и не направит тебя в туалет, а если пузырь все-таки решит, что ему надо освободиться от мочи, твоя простыня станет мокрой».

«А как же сделать так, чтобы сигнал доходил до мозга и он пробуждался?» — спросил Саша.

«Нужно научить мочевой пузырь и мозг лучше взаимодействовать друг с другом, — ответил доктор. — Один из способов установления контакта между мозгом и мочевым пузырем — очень тонкого свойства. Он предполагает участие твоего воображения. Это — особый раздел твоего разума, что-то вроде волшебства».

«Ого, — сказал Саша, приходя в возбуждение. — А я и не знал, что во мне есть что-то волшебное».

«Волшебство, магия есть в каждом из нас, — продолжал доктор. — Нужно только верить в это и научиться пользоваться этим даром. Если хочешь, я прямо сейчас покажу тебе, как следует включать в действие свое волшебство».

Саша согласно кивнул головой, проявляя свое нетерпение. «Тогда держись крепче, — посоветовал ему Айболит. — Сейчас мы отправимся в воображаемое путешествие».

«Куда же?» — спросил Саша. Он просто не мог больше ждать.

«Мы отправляемся в гости к твоему мочевому пузырю и к твоему мозгу, — ответил доктор. — Закрой глаза, скажи волшебные слова «Сезам, откройся!», и мы отправимся».

Саша закрыл глаза и произнес несколько раз «Сезам, откройся»! Послышался какой-то тихий щелчок, сопровождавшийся не то шипением, не то свистом.

«Смотри, — сказал доктор, — мы внутри твоего тела».

Саша посмотрел вокруг по сторонам. Они плыли вниз по реке на красивой голубой лодке. Саша стоял за рулевым колесом. На нем был необыкновенный белый форменный костюм. На груди золотыми буквами было написано: «Капитан Саша».

«Вот это да! Просто не верится!» — восторженно воскликнул Саша.

«Мы плывем к мочевому пузырю, — сказал доктор. — Следи за сигнальными знаками».

Саша посмотрел вокруг. По обе стороны реки, на ее берегах стояли большие белые указательные столбы. На одном была стрелка, указывающая назад. На ней крупными буквами было написано: «ПОСЕТИТЕ ЛЕГКИЕ», а внизу, более мелко: «Свежий воздух». Рядом, на другом знаке, указывающем в сторону, он прочел: «ЛОВИТЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ВОЛНЫ — отдых в мозгу». Последний указательный столб стоял как раз перед ними. Надпись гласила: «ВЫ ВСТУПАЕТЕ ВО ВЛАДЕНИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ - сядьте поудобнее и расслабьтесь».

«Прекрасно! Что я должен делать?» — спросил Саша.

«Веди лодку прямо вперед, — ответил Айболит. — Ты просто молодец!» Саша вел лодку по прямой. «Мне это очень нравится. Это так интересно!» — сказал он.

«Ты — просто классный капитан, — похвалил его доктор. — Сейчас поверни направо, в сторону стрелки».

Саша повернул направо и оказался у небольшого причала.

«Здесь можно пришвартоваться, — сказал доктор. — Мочевой пузырь — прямо перед нами».

Раздувшись от сознания своей важности, пузырь сидел и дремал, развалившись в кресле, когда к нему приблизился Саша. Пузырь был удивлен его появлением, но все-таки лениво и небрежно поздоровался с ним: «Привет, детка».

«Во-первых, — парировал Саша, — я тебе не детка. Ты у меня в подчинении и потрудись запомнить это». Пузырь явно испугался. Он вскочил на ноги и встал по стойке смирно.

«Во-вторых, — продолжал Саша, — я хочу научить тебя лучше контактировать с мозгом ночью».

«Конечно, конечно, э-э-э... начальник, — пролепетал пузырь. — Что прикажете делать?»

«Кричать».

Мочевой пузырь был обескуражен. «Кричать? — повторил он в недоумении. — Но ведь для крика нужно напрягаться. Разве не легче просто тихо прошептать?»

«Нет! — твердо отрезал Саша. — Нужен крик. Шепот не срабатывает. Теперь давай посмотрим, как это у тебя получается».

«Слушаюсь!» — сказал пузырь. Он подошел к телефонному аппарату, набрал «М О 3 Г» и крикнул в трубку. Саша подпрыгнул от испуга. «В общем, неплохо, — сказал он. — Попробуй все-таки еще немного погромче». После нескольких попыток Саша остался доволен: «Вполне прилично. Теперь я хочу поговорить с мозгом».

Мозг выглядел довольно сердитым, когда Саша подошел к нему поближе.

«Этот дурень мочевой пузырь... Хоть кол на его голове теши: все время орет и будит меня, как только я начинаю засыпать и видеть интересные сны. Вот бестолочь!»

«Это я ему велел», — сказал Саша.

«Правда? — удивился мозг. — Что за блажь? Зачем тебе это надо?»

«А затем, голубчик, что когда он наполнился, он должен тебя разбудить, чтобы я мог успеть дойти до туалета».

Мозг задумался, и пока он думал, стояла полная тишина.

«Ага, — сказа он наконец. — Значит, насколько я понял, ты хочешь, чтобы я увеличил громкость телефонного звонка?»

Саша был озадачен.

«Я сделал звонок потише, потому что не хотел, чтобы меня ночью будили».

«Я полагаю, ты обмозговал не очень удачно, — съехидничал Саша. — Из-за того, что ты не проснулся, пузырь выпустил свою мочу не в унитаз, а в мою постель».

«Вот как?! — удивился мозг. — Я просто не подумал об этом».

Саша начал что-то говорить, но мозг прервал его.

«Теперь, когда я знаю, что к чему, — сказал он, — я поставлю телефонный звонок на максимальную громкость и настрою себя пробуждаться по первому сигналу».

«Правильно, — согласился Саша. — А теперь, ребята, я хочу посмотреть, как вы устанавливаете связь между собой».

Саша стоял и смотрел, как мочевой пузырь взял телефонную трубку и закричал во весь голос: «Мне нужно помочиться!!!» Мозг тотчас проснулся, приказал Саше встать с кровати и направил его стопы через коридор прямо в туалет.

«Молодцы, ребята! Я буду приходить сюда ежедневно, наблюдать, как вы практикуетесь в общении друг с другом. Так что держитесь! Не ударьте в грязь лицом!» Затем он попрощался с ними и удалился восвояси в хорошем расположении духа.

«Это было презабавно, — сказал он Айболиту. — Мне понравилось это волшебство».

«Я рад, — ответил Айболит. — Если дело так пойдет и дальше, скоро твоя постель будет всегда сухой».

«Здорово! — обрадовался Саша. — Я подожду».

«Но помни, это придет не сразу. Требуется время. У одних детей это получается быстрее, у других — дольше. Трудно сказать, сколько времени понадобится тебе, но если ты будешь регулярно, каждый день выполнять то, что я тебе сказал, это непременно произойдет».

Саша радостно улыбнулся, а затем ему в голову пришла смешная идея: «Я знаю, что нужно для того, чтобы постель больше никогда не была мокрой. И чтобы это произошло мгновенно».

«Что?» — с интересом спросил Айболит.

«Спать на полу!» — сказал Саша. И они оба расхохотались.

На следующий день Саша рассказал своей маме, как он управлял своим мозгом и своим мочевым пузырем во сне.

«Это потрясающе, — сказала мама. — Я горжусь тобой».

Саша просиял.

«А что, если я оставлю слабый свет в коридоре, чтобы тебе ночью лучше видеть дорогу в туалет?» — предложила мама.

«Хорошая идея», — согласился Саша.

«Есть еще одна идея, — сказала мама. — Давай заведем специальный дневник. Каждое утро мы будем смотреть на твои простыни, и если мокрое пятно станет меньше, чем обычно, ты получишь звездочку. Если совсем не будет мокрых пятен, ты получишь две звездочки. Когда у тебя будет четыре звездочки, ты сможешь обменять их на специальный подарок от нас с папой».

«Мне эта идея очень нравится. Я сейчас же сделаю дневник», — сказал Саша.

Прошло несколько месяцев. Наступил день открытия школьного лагеря. Саша очень волновался. Теперь, когда он каждый день просыпался в сухой постели, он с нетерпением ожидал этого заветного часа.

«Как здорово, что мы едем в школьный лагерь! Правда?» — поделился он переполнявшей его радостью с Васей, новеньким учеником из своего класса.

У Васи был несчастный вид. «Я, наверное, не смогу туда поехать», — пробормотал он грустно.

«Почему?» — спросил Саша.

Вася опустил голову и сказал так тихо, что Саша едва мог уловить его слова: «О, и-у-м... У меня проблемы с ночевкой где-то вне дома».

«Отчего? — спросил Саша. — Боишься или скучаешь по дому?»

Вася замотал головой. «Нет, — сказал он. У него был растерянный вид. — Нет, не потому. Я-а-а...!»

«О! — понимающе воскликнул Саша. — Наверное, у тебя та же проблема, какая была у меня».

«Что ты хочешь сказать?» — спросил Вася с удивлением.

«Я мочился в постель», - признался Саша.

«Правда? — поразился Вася. — Честно-честно?»

«Да», — сказал Саша.

«Ты хочешь сказать, что ты писался в постель по ночам так же, как я?»

Саша утвердительно кивнул головой: «И я скажу тебе, как от этого можно избавиться; меня этому научил мой новый друг».

«Не может быть! — воскликнул Вася, почти подпрыгивая от возбуждения. — Ты и в самом деле можешь научить меня, как просыпаться ночью и перестать мочиться в постель?»

Саша утвердительно кивнул головой.

Казалось, что Вася был готов взорваться от счастья.

«Когда мы можем начать?» — спросил он.

«В любое время», — ответил Саша и улыбнулся.
 
Сверху