Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1-го ГОДА ЖИЗНИ

article499054.jpg



10 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Материал — погремушка с шаром (диаметром 5—10 см).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит па спине. Взрослый удерживает игрушку на расстоянии 40—50 см и перемещает ее на 20—30 см вправо и влево по 2—3 раза.

Реакция ребенка — фиксирует предмет взглядом — 5— 10 сек. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождаются поворотом головы. Общие движения заторможены.

2. Слуховые ориентировочные реакции

Вздрагивает и мигает при резком звуке.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый на расстоянии 25—40 см хлопает в ладоши 2—3 раза справа и слева от ребенка, вне поля его зрения.

Реакция ребенка — при звуке вздрагивает и мигает.



18—20 дней


1. Зрительные ориентировочные реакции

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь, то отдаляясь. Вызвав сосредоточение, остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40—50 ем от глаз ребенка.

Реакция ребенка — движения заторможены, фиксирует взглядом предмет в течение 5—10 сек.

2. Слуховые ориентировочные реакции

Успокаивается при сильном звуке.

Материал — погремушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине, может быть беспокоен. Взрослый вне поля зрения гремит погремушкой или ласково говорит во время беспокойства ребенка.

Реакция ребенка—через 10—15 сек успокаивается, общие движения затормаживаются. Слуховое сосредоточение — до 10—15 сек.



1 месяц


1. Зрительные ориентировочные реакции

Плавное прослеживание движущегося предмета.

Материал — ярко окрашенная игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый привлекает его внимание к игрушке, приближая и удаляя ее от глаз ребенка (от 30 до 70 см) и отводя в стороны (до 10 см). Вызвав фиксацию, отклоняет игрушку в сторону по окружности до 20—30 см на высоте 40—50 см от глаз ребенка.

Реакция ребенка — фиксирует предмет глазами и выпускает его из поля зрения, плавно прослеживая вправо и влево па расстояние до 20—30 см.

2. Слуховые ориентировочные реакции

Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Материал — погремушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый разговором, поглаживанием повышает его двигательную активность и эмоциональный тонус. После этого на расстоянии 50 см гремит погремушкой в течение 5—10 сек или окликает ребенка, ласково говорит с ним, оставаясь вне поля зрения.

Реакция ребенка — двигательная активность заторможена, прислушивается во время и после звучания погремушки (до 10—15 сек).

3. Эмоции и социальное повеление

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый наклоняется, улыбается, говорит с ним не громко, но оживленно, произносит звуки с паузами, вызывает на себе зрительное сосредоточение. Если ответной реакции нет, разрешается погладить ребенка, потормошить его, продолжая говорить с ним.

Реакция ребенка — после 3 — 4 обращений к нему появляется неяркая ответная улыбка.

5. Движения общие

Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенка кладут на живот. Его одежда — штаны-ползунки или пеленка, в которую он свободно завернут.

Реакция ребенка — приподнимает голову и удерживает ее 5 — 20 сек, затем роняет и пытается поднять вновь.

7. Подготовительные этапы развития активной речи

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый наклоняется на расстояние 25—30 см от его глаз, вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает — произносит певучие звуки в течение 1—2 мин. Гладить, тормошить ребенка нельзя.

Реакция ребенка — отвечает 2—3 раза отдельными звуками. Допустима отсроченная на несколько секунд реакция.

(Методика диагностики развития речи разработана С.М. Кривиной.)



2 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции

1. Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.

Материал—яркая игрушка (.диаметром 5—10 см).

Методика выявления—ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает сосредоточение на предмете, передвигая его в сторону до 20 см, а затем оставляет предмет неподвижным на высоте 50—70 см от глаз ребенка.

Реакция ребенка — 25—20 сек смотрит на игрушку, движения заторможены.

2. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Материал — яркая игрушка (погремушка с шаром диаметром 5—7 см).

Методика выявления—ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый держит игрушку на высоте 40—50 см, привлекает к ней внимание ребенка, опуская игрушку до 30 см и поднимая до 70 см, отводя от его глаз.

Реакция ребенка — смотрит на игрушку, следит за ней, не выпуская из поля зрения, поворачивая за ней голову до 70 см в одну, а затем в другую сторону (непрерывно до 10— 15 сек). Ребенок может следить за передвигающимся взрослым.

2. Слуховые ориентировочные реакции

1. Ищущие повороты головы при длительном звуке. Материал — громко звучащая игрушка.

Методика выявления—ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый гремит погремушкой в течение 10—15 сек па расстоянии 40—50 см вне поля зрения.

Реакция ребенка— сосредоточенно слушает 5—10 сек и поворачивает голову то в одну, то в другую сторону (2—3 поисковых движения глаз).

2. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Методика выявления—ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине, смотрит на подвешенную игрушку. Взрослый вне поля зрения ребенка ласково говорит с ним в течение 1 мин на расстоянии 40 - 50 см.

Реакция ребенка — сосредоточенно слушает 5 — 10 сек и поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение

1. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый, наклоняясь, улыбается и ласково говорит с ним, но не трогает.

Реакция ребенка — широко улыбается после 2 — 3 обращений к нему. При повторных обращениях улыбается оживленно и длительно.

2. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная. Проверяется только в детском учреждении. Ребенок лежит на спине в манеже. Взрослый на расстоянии 30 — 40 см по обе стороны от него кладет 2 детей. Для привлечения внимания можно позвать ребенка оттуда, где лежат другие.

Реакция ребенка — случайно увидев одного лежащего рядом ребенка, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15 — 30 сек; движения затормаживаются.

5. Движения общие

Лежа на животе поднимает и некоторое Бремя удерживает голову.

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый кладет ребенка на живот и затем на расстоянии 30 — 40 см гремит погремушкой, вызывая прислушивание и подъем головы, говорит с ним.

Реакция ребенка — лежа на животе поднимает невысоко голову и удерживает ее в течение 30 — 40 сек.

7. Подготовительные этапы развития активной речи

Повторно произносит отдельные звуки.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок бодрствует на спине. Взрослый наблюдает, не воздействуя на него.

Реакция ребенка—издает отдельные гласные и согласные звуки без учитываемого раздражителя, спонтанно.



3 месяца


1. Зрительные ориентировочные реакции

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке).

А. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок находится па руках у взрослого в вертикальном положении и опирается головой об его плечо. Этот взрослый держит ребенка, поддерживая его под спину и ягодицы, а другой па расстоянии 50 см разговаривает с ним.

Б. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого и опирается головой об его плечо. Взрослый одной рукой держит ребенка, а другой показывает ему игрушку. Сначала привлекая внимание, медленно перемещает ее в сторону на 20—30 см, а затем держит неподвижно, вызывая сосредоточение на ней.

Реакция ребенка — после 2—3 обращений в течение 30— 40 сек сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним взрослого или неподвижном предмете (игрушке),

3. Эмоции и социальное поведение

1. Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый, наклонившись на расстояние 25—30 см, ласково разговаривает с ним, певуче произносит гласные звуки в течение 1—2 мин, улыбается.

Реакция ребенка—сосредоточенно смотрит па лицо взрослого. После 1—2 обращений к нему (и во время обращения) широко улыбается, издает тихие и короткие звуки гуления, быстро двигает руками и ногами (сгибает и разгибает). По мере обучения с ним взрослого реакция оживления нарастает и длится до 10—15 сек. Сохраняется и после прекращения общения с ним.

2. Ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок лежит в манеже на спине. Взрослый наблюдает за ним. Реакция ребенка — услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает его на ребенке; затем реагирует «комплексом оживления».

4. Движения руки

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

Материал — 2 игрушки-погремушки (шарики диаметром 5—7 см на кольцах диаметром 10—15 см), подвешенные на цветных лептах, опущены справа и слева над ребенком па расстоянии 10—15 см над грудью, чтобы ребенок мог натолкнуться на них.

Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине. Если он неподвижен, то взрослый вызывает у ребенка «комплекс оживления», затем отходит, не привлекая к себе его внимания.

Реакция ребенка — оживляясь, выпрямляет и раскидывает в стороны руки, наталкивается на одну или обе игрушки, затем наталкивается повторно. При этом пальцы разжимаются и ребенок пытается захватить игрушку. При повторных наталкиваниях - ребенок прослеживает глазами движения руки.

5. Движения общие

1. Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.

Материал — игрушка-погремушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на животе. Взрослый наблюдает за ним. Если ребенок опускает голову, то взрослый, стоя напротив на расстоянии 50—70 см, разговаривает с ним или гремит погремушкой на высоте 20—30 см от подстилки на том же расстоянии.

Реакция ребенка — рассматривая игрушку или взрослого и прислушиваясь, высоко поднимает голову, опираясь па предплечья; грудь приподнята над подстилкой. Сохраняет это положение до 2—2,5 мин.

2. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает ногами на твердую опору, вызывая упор ног в вертикальном положении.

Реакция ребенка — выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается на всю ступню в течение 45—60 сек. Ставить нельзя!

3. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый берет ребенка на руки в вертикальном положении, поддерживает его одной рукой под ягодицы, а другой — под мышки.

Реакция ребенка — удерживает прямо голову до 1 — 1,5 мин.



4 месяца


1. Зрительные ориентировочные реакции

Узнает мать (радуется).

Методика выявления—ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Мать или близкий человек проходит около ребенка или подходит к нему, наклоняется, спокойно разговаривает. К ребенку подходит другой взрослый, разговаривает в течение 5—10 сек. Пауза— 10—15 сек. Затем подходит и наклоняется мать или очень близкий человек, говорит 5—10 сек. После паузы в 10—15 сек подходит незнакомый взрослый.

Реакция ребенка — смотрит па мать выжидающе, как только она наклонилась и заговорила, широко, радостно улыбается. На другого взрослого смотрит без улыбки, спокойно, если тот молчит, переводит взгляд в сторону. При виде матери опять оживляется, внимательно и радостно смотрит, иногда гулит и тянется. Когда мать отходит, выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на чужого человека.

2. Слуховые ориентировочные реакции

1. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Материал — громко звучащая погремушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый вне поля зрения, на расстоянии 70 см — 1 м, гремит погремушкой 3—4 раза с паузами до 2 сек (в течение 30 сек). В помещении тихо. Над ребенком нет игрушки.

Реакция ребенка — движения заторможены, слушает 1 — 5 сек, затем четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку, смотрит на нее 5— 10 сек.

2. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Материал — металлофон, мерлитон, губная гармошка (можно без материала).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спокойную) песню. Пауза — 15—30 сек. Затем играет или поет ребенку оживленную плясовую мелодию. После 15—30-секундной паузы опять поет колыбельную.

Реакция ребенка — спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения — заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на .взрослого, появляется «комплекс оживления». После окончания пения оживление сохраняется до 5—10 сек. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение

1. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления».

Методика выявления - ситуация естественная. Ребенок лежит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.

Реакция ребенка — рассматривает игрушки, захватывает их; следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться до 3 мин и более.

2. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит, па спине. Взрослый, наклоняясь над ребенком, оживленно с ним общается (говорит, смеется) до 1 —1,5 мин.

Реакция ребенка — оживляется, радуется, громко смеется.

3. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок лежит на спине па расстоянии 40—50 см от других детей. Взрослый наблюдает за ним.

Реакция ребенка — активно ищет и находит взглядом другого ребенка, рассматривает лицо, оживляется, двигается, гулит, пытается дотронуться до лица, рук, тянется и иногда меняет положение. Второй ребенок в ответ гулит, улыбается или спокойно рассматривает соседа.

4. Движения руки и действия с предметами

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Материал — 2 игрушки-погремушки (шарики диаметром 5 см на кольце диаметром 15 см) подвешены на цветных длинных лентах.

Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине. Игрушки подвешены на высоте 5—10 см над грудью ребенка справа и слева. Взрослый наблюдает за ним. Если действия не возникают, привлекает внимание ребенка к игрушкам, раскачивает их, касается его рук, затем опять наблюдает, оставаясь вис ноля зрения. Реакции ребенка — смотрит на игрушку, висящую над ним, выпрямляет и тянет к пен руки, трогает, захватывает, держит и рассматривает, толкает и следует за ней рукой, выпускает из рук, рассматривает и берет повторно. Общая длительность—до 3 мин и более.

5. Движении общие

То же, что и в 3 мес., но более ярко выражено.

7. Подготовительные этапы активной речи

Гулит.

Методика выявления — ситуация естественная или провоцирующая, в помещении тихо. Ребенок лежит на спине. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 мин. Если звуки гуления не возникают, разрешается 3—4 раза повторно произнести, наклонившись над ребенком, гласные звуки, после чего продолжить издали наблюдение за ним.

Реакции ребенка — рассматривая игрушки, произносит гласные звуки, прислушивается к звукам, произнесенным взрослым, и спустя несколько минут гулит.

8. Навыки и умения в процессах

Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.

Материал — при искусственном или смешанном вскармливании — бутылочка с соской.

Методика выявлении — ситуация провоцирующая или естественная (во время кормления). Ребенок на руках у взрослого в положении полулежа. Мать кормит ребенка грудью, направляя его руки. При кормлении с бутылочки взрослый держит ее на таком расстоянии, чтобы ребенок мог взять бутылочку, протянув руки. Когда ребенок тянет руки к ней, взрослый направляет соску в его рот и поддерживает бутылочку. Если руки у ребенка соскальзывают, помогает придерживать бутылочку.

Реакции ребенка — при виде бутылочки или груди матери тянется к ней руками и захватывает. Во время кормления руки держит на бутылочке.



5 месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине или находится на руках у взрослого в вертикальном положении. Знакомый взрослый подходит к ребенку па расстояние 50 см, улыбаясь, говорит с ним в течение 1,5— 2 мин и отходит. Сразу подходит незнакомый взрослый, разговаривает и улыбается. Если реакция нечеткая, после незнакомого взрослого может опять подойти знакомый.

Реакция ребенка — в ответ на общение с ним знакомого взрослого возникает оживление, радость. При виде незнакомого человека у ребенка резко тормозятся движения, угасает улыбка. Он смотрит па взрослого настороженно, хмурится, может заплакать.

2. Слуховые ориентировочные реакции

1. Узнает голос матери или близкого человека.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый стоит так, чтобы ребенок не видел его лица. Незнакомый взрослый ласково говорит с ним в течение 30 сек—1 мин. Пауза — 30 сек, после чего говорит мать, а после паузы — снова незнакомый взрослый.

Реакция ребенка — прислушивается к незнакомому голосу, ищет глазами. К голосу матери прислушивается, затем ищет, улыбается, проявляет беспокойство. Продолжает искать и беспокоиться, когда голос замолкает. К незнакомому голосу, звучащему после паузы, остается иногда безразличным.

2. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

Методика выявления - ситуация, провоцирующая. Ребенок лежит па спине. Взрослый стоит в ноле зрения ребенка, но не наклоняется, так, чтобы ребенок не видел выражения его лица. Ласково говорит с ребенком, обращаясь к нему 3—4 раза. После паузы (5—10 сек) говорит с ребенком строго, а затем опять ласково.

Реакция ребенка — на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую — сосредоточивается, хмурится, может заплакать.

3. Эмоции и социальное поведение

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Методика выявления — ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок лежит в манеже. Взрослый наблюдает за его поведением. Если общения между детьми не возникает, то взрослый кладет наблюдаемого ребенка ближе к другим детям (50—70 см).

Реакция ребенка — осматривает все, находит глазами какого-либо ребенка или ищет взглядом ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, подползает, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.

4. Движения руки и действия с предметами

1. Четко берет игрушку из рук взрослого. Материал — погремушка с ручкой длиной 10—15 см. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине. Взрослый держит погремушку па высоте 20— 30 см над грудью ребенка в течение 20—30 сек (если есть необходимость, привлекает внимание к ней, передвигая слегка в стороны). Если ребенок не берет игрушку, то взрослый слегка прикасается к тыльной стороне его руки.

Реакция ребенка — сосредоточивает взгляд на игрушке, выпрямляет руки и направляет их к игрушке, четко берет ее. Многие дети выполняют это какой-либо одной рукой.

2. Удерживает в руке игрушку

Материал — погремушка с ручкой длиной 10—15 см.

Методика выявления – ситуации провоцирующая. Ребенок лежит па спине. Взрослый держит игрушку над грудью ребенка, побуждает взять ее, а затем оставляет игрушку в руках ребенка.

Реакция ребенка - взял игрушку, не роняет, а удерживает в руке 1–2 мин.

5. Движения общие

1. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.

Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый кладет ребенка на живот. Передним на расстоянии 50см ставит игрушку и привлекает к ней внимание, наблюдает за ребенком.

Реакция ребенка — рассматривает игрушку, смотрит на взрослого, при этом выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса. Лежит, опираясь на кисти выпрямленных рук, приближая их к корпусу. Эта реакция возникает, и самопроизвольно.

2. Переворачивается со спины на живот.

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит па спине. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке, ведет ее в сторону и кладет рядом с ребенком, но так, чтобы он, лежа на спине, не мог ее взять.

Реакция ребенка — увидев игрушку, следит за ней взглядом, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах, и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову. Ищет взглядом игрушку и тянется к ней.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый берет ребенка под мышки и опускает ногами на твердую опору.

Реакция ребенка — твердо опирается полностью выпрямленными ногами о поверхность и стоит с опорой под мышки 3—4 мин.

7. Подготовительные этапы развития активной речи

Подолгу певуче гулит.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок бодрствует лежа на спине пли животе. Взрослый наблюдает за ним в течение 20—30 мин. В помещении должно быть тихо.

Реакция ребенка — длительно, нараспев произносит гласные звуки во время спокойного бодрствования (без видимых воздействий, во время действия с игрушкой, при виде взрослого).

8. Навыки и умения в процессах

Ест с ложки полугустую и густую пищу.

Методика выявления — см. «Навыки и умения в процессах» в 6 мес.

Реакция ребенка — открывает рот, когда ложка коснется его губ, иногда при виде ложки с пищей. Снимает пищу губами, но понемногу. Ест медленно.



6 месяцев


2. Слуховые ориентировочные реакции

По-разному реагируют на свое и чужое имя.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине или животе. Взрослый вне поля зрения называет чужое имя, резко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его 2 раза с паузой 1—2 сек, затем после паузы 2—3 сек.— имя ребенка и после паузы — опять чужое.

Реакция ребенка — прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. На свое имя радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

4. Движения руки и действия с предметами

Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Материал — 2 яркие игрушки, удобные для захватывания и стимулирующие действия ими.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок бодрствует в свободной позе, лежа на спине или животе. Взрослый располагает игрушки на близком от него расстоянии. Если ребенок не замечает игрушку, взрослый привлекает к ней внимание и наблюдает за ребенком на протяжении 30 мин.

Реакция ребенка — видит игрушку и тянется к ней, делает усилие и берет игрушку, лежащую перед ним справа, слева и др. Взяв игрушку, рассматривает и манипулирует ею — перекладывает из руки в руку, размахивает, стучит, гремит, прислушивается к звуку и др. Действует 2—3 мин.

5. Движения общие

1. Переворачивается с живота на спину. Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления — ситуаций провоцирующая. Ребенок лежит на животе. Взрослый ставит перед ним игрушку, вызвав на ней сосредоточение, ведет ее по кругу за спину ребенка. Можно привлечь ребенка звучащей игрушкой, позвать его.

Реакция ребенка — смотрит на стоящую игрушку, следит за ее передвижением, поворачивает за пей голову, а затем, когда не видит игрушку, быстро переворачивается па спину.

2. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на животе. Взрослый ставит игрушку перед ребенком вне пределов досягаемости и привлекает к ней внимание.

Реакция ребенка — 3—5 сек наблюдает за игрушкой и пытается приблизиться к ней, подползает вперед, подтягиваясь на руках, или двигается вбок, «веерообразно», переставляя руки, пытаясь достать игрушку.

7. Подготовительные этапы развития активной речи

Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок бодрствует в свободной позе. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 мин. Можно перекликаться с ребенком.

Реакция ребенка — произносит однократно или очень редко слог с губными согласными «ба», «ма» и др. Может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог.

8. Навыки и умения в процессах

1. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Материал— глубокое блюдце или детская глубокая тарелка с пюре пли кашей, кофейная или чайная ложка.

Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления). Ребенок полусидит па руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях, вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопровождая действия словами с соответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ребенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.

Реакция ребенка — тянется к ложке, раскрывает рот раньше, чем ложка коснется его губ, затем снимает пищу губами.

2. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

Материал,— глубокое блюдце или широкая неглубокая чашка.

Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления). Ребенок на руках у взрослого в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с небольшим количеством жидкой пищи (40—50 г), сопровождая свои действия предложением пить.

Реакция ребенка — прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.



7 месяцев

4. Движения руки и действия с предметами

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Материал — игрушка, удобная для захватывания, яркая, звучащая (погремушка, игрушка резиновая или полиэтиленовая, пищащая и др.).

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок лежит на животе или спине. Взрослый кладет игрушку перед ребенком или рядом с ним и наблюдает в течение 30 мин.

Реакция ребенка — берет игрушку, перекладывает ее многократно из руки в руку, пытаясь извлечь звук, размахивает игрушкой, нажимает на нее и др., стучит игрушкой о подстилку, бросает вниз (если находится около барьера), смотрит на упавшую игрушку и др. Занимается 5 мин и более.

5. Движения общие

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

Материал — яркая звучащая устойчивая игрушка (неваляшка, петух и др.).

Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на животе. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 мин. Если ребёнок не меняет положения, ставит перед ним игрушку на расстоянии 50—70 см и привлекает к ней внимание, затем медленно отодвигает ее от ребенка па расстояние 1 —1,5 м, сопровождая действие разговором. Если ребенок отвлекается, взрослый повторно привлекает его внимание к игрушке.

Реакция ребенка — смотрит на игрушку, тянется к ней и ползет. Проползает 1—2 м до игрушки сразу или с отвлечениями и отдыхом. Ползет энергично, любым способом, быстро. Меняет направления.

6. Подготовительные этапы развития понимания речи

На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте.

Материал — озвученная яркая игрушка (кукла, петух, игрушечные часы с маятником и др.), знакомая ребенку, стоящая на постоянном месте.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок в свободной позе. Взрослый подносит ребенка к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивает: «Где?». Если ребенок не начал искать игрушку, вопрос повторяется 2—3 раза. Важно, чтобы проверку проводил человек, который постоянно общается с ребенком.

Реакция ребенка – поворачивается весь корпус или голову в сторону называемого предмета и смотрит на него. Некоторые дети тянутся к нему и стараются взять

7. Подготовительные этапы развития активной речи

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Методика выявления — ситуация естественная пли провоцирующая. Ребенок бодрствует в свободной позе. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 мин. Если ребенок не лепечет или мало лепечет, взрослый, стоя так, чтобы он его видел, повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.

Реакция ребенка — повторно произносит слоги сам или молча слушает взрослого и смотрит на его губы. Через 2—

5 мин произносит повторно слоги за взрослыми («ба-ба», «ма-ма» или др.).

8. Навыки и умения в процессах

Пьет из чашки.

Методика выявления — см. «Навыки и умения в процессах» в 6 мес.

Реакция ребенка—см. «Навыки и умения в процессах» в 6 мес., но ребенок пьет быстрее и выпивает большее количество жидкой пищи (от 50 до 100 г).



8 месяцев

3. Эмоции и социальное поведение

Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок находится в манеже или на полу за барьером среди других детей. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 мин.

Реакция ребенка — если кто-либо из детей привлек его внимание звуками, действиями, то он внимательно, с большим интересом смотрит, начинает лепетать. Движения заторможены. Иногда повторно произносит слоги за другим ребенком, если он лепечет, и подражает его действиям, смеется.

4. Действия с предметами

1. Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими.

Материал — мяч, шар, миска с шарами, кастрюля с крышкой, неваляшка и др.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок бодрствует в свободной позе. Взрослый кладет игрушки так, чтобы ребенок их видел, и наблюдает за ним в течение 30 мин

Реакция ребенка — ползет к мячу и толкает его один раз, затем еще, переворачивает миску с шарами и смотрит, как они катятся, сбрасывает крышку с кастрюли, стучит ею, повторно манипулирует неваляшкой и др. Из перечисленного может выполнить лишь 1 —2 действия.

2. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.).

Материал — см. № 1.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на животе или сидит. Взрослый кладет игрушки, привлекает к ним внимание ребенка, показывает действия с игрушками. Свои действия называет: «Смотри, покатили мяч, опять покатили...». Действует повторно. Выполняет одновременно не более 2 действий. Вызывает подражание только действию, имеющемуся в опыте ребенка. Наблюдает за его действиями.

Реакция ребенка — смотрит на действия взрослого и начинает действовать сам — катать мяч, открывать крышку, вынимать и др. Действия могут быть повторными и однократными. Движения руки еще неточные, действия могут выполняться с усилием и не всегда удачно.

5. Движения общие

1. Сам садится, сидит и ложится.

Материал — яркая звучащая игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на животе. Взрослый окликает ребенка л о имени, показывает ему игрушку, которую держит сверху, сбоку, гремит ею на расстоянии 70 см — 1 м от лежащего ребенка. Когда ребенок сядет, показывает ему игрушку сбоку п сзади, вне досягаемости, кладет на подстилку.

Реакция ребенка — поворачивает голову, чтобы увидеть взрослого и игрушку, ложится на бок, опираясь па одну руку, и из этого положения садится. Сидит прямо и свободно, тянется к игрушке. Когда взрослый отводит руку с игрушкой вниз, чуть за спину ребенка, ищет игрушку взглядом, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на одну руку, и сразу ложится па живот. Может сесть и лечь любым другим способом.

2. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.

Материал — яркая звучащая игрушка (неваляшка, собака, кукла и др.).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на животе. Взрослый, разговаривая с ребенком, показывает и предлагает ему игрушку, манит его к себе, поднимает игрушку до уровня барьера, ставит ее там или держит рукой (все действия производятся в течение 1 — 1,5 мин). После выполнения ребенком движения ставит игрушку на подстилку сзади него.

Реакция ребенка — следит за действиями взрослого и игрушкой. Ползет к барьеру. Цепляясь руками за перекладины, встает на колено и одну ногу, затем, переставляя руки, на обе ноги и выпрямляется. Стоит (30—60 сек), держась обеими руками за барьер, на прямых расставленных ногах, пытается взять игрушку. Затем оборачивается назад, находит взглядом игрушку, поставленную на подстилку, переставляя руки, опускается на колено, другую ногу сгибает и сразу, придерживаясь одной рукой, становится на четвереньки или опускается на колени и из этого положения садится.

3. Переступает, держась за барьер. Материал — яркая игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок стоит у барьера. Взрослый ставит игрушку на барьер и медленно отодвигает ее от ребенка на расстояние до 1 м. Длительность — до 2 мин.

Реакция ребенка — смотрит на игрушку и идет за ней, переставляя руки и переступая ногами, боком, приставным шагом. Проходит все расстояние медленно, твердо ставя ноги.

6. Подготовительные этапы развития понимания речи

1. На вопрос «где?» находит несколько (2 — 3) предметов на постоянных местах.

Материал — известные ребенку игрушки или предметы стоящие в определенных местах комнаты.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок находится в манеже или на полу за барьером. Взрослый подходит к ребенку и спрашивает: «Где часы?». Вопрос можно задать повторно. Спрашивает еще о 2 предметах. А между вопросами пауза от 30 сек до 1 мин.

Реакция ребенка — на вопрос «где?» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, ползет в его сторону.

Разрешается из 3 названных предметов найти взглядом два.

2. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку» и др.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый помещает ребенка в отдалении от детей и игрушек и просит (без показа): «Сделай ладушки». Взрослый должен быть знаком ребенку.

Реакция ребенка — по просьбе взрослого выполняет одно из движений («ладушки» или «дай ручку»), протягивает ручку взрослому и др.

7. Подготовительные этапы развития активной речи

1. Громко, четко и повторно произносит различные слоги.

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый наблюдает за ребенком в течение 30 мни.

Реакция ребенка — произносит повторно различные слоги, имеющиеся в его лепете.

8. Навыки и умения в процессах

1. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

Материал — корочка хлеба с очень небольшим количеством мякиша.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок сидит за столом для кормления или на руках у взрослого. До

начала кормления взрослый даст ребенку в руку кусочек хлеба, а затем начинает кормить, давая возможность ему одновременно есть хлеб.

Реакция ребенка — берет хлеб в руку и направляет его в рот, откусывает кусочки зубами пли деснами (хлеб может крошить).

2. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Материал — широкая чашка, пиала или глубокое блюдце, до половины наполненные пищей (кефир, кисель, вода и др.).

Методика, выявления — ситуация естественная. Ребенок сидит за высоким столом для кормления или на руках у взрослого. Взрослый подносит чашку с питьем к ребенку и предлагает ему пить, затем — к губам ребенка.

Реакция ребенка — при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, тянется. Пьет, слегка придерживая чашку двумя руками.



9 месяцев


2. Слуховые ориентировочные реакции

Плясовые движения под плясовую мелодию.

Материал — металлофон (или голос взрослого).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок стоит, держась за опору. Взрослый играет или запевает спокойную мелодию в течение 1 — 1,5 мин, после паузы (30 сек) играет или напевает знакомую ребенку плясовую мелодию 1 — 1,5 мин., а затем, (после паузы) опять спокойную.

Реакция ребёнка — спокойно слушает спокойную мелодию, на плясовую мелодию воспроизводит плясовые движения, показанные ранее взрослым (на занятиях).

3. Эмоции и социальное поведение

1. Догоняет ребенка, ползет ему навстречу.

А. Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная. Взрослый играет в догонялки с детьми, а затем наблюдает за ними.

Реакция ребенка — сразу после игры или в другое время один ребенок догоняет другого, убегающего от него.

Методика выявления - ситуация провоцирующая или естественная. Дети стоят у барьера или находятся на подстилке. Взрослый наблюдает за ними.

Реакция ребенка — один ребенок, посмотрев на другого уходит, другой устремляется за ним и оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (может быть игра в прятки и др.).

2. Подражает действиям и движениям другого ребенка Методика выявления — ситуация провоцирующая. Дети находятся недалеко друг от друга. Взрослый дает одному ребенку игрушку (бубен, ведро с шариками или кубиками, ящик или миска с игрушками) и стимулирует действия с шей. Реакция ребенка — глядя на действия другого, стучит рукой, подползет к бубну и пытается ударить, подползает к ведру и вынимает кубик и т. д. (это можно наблюдать и без побуждения взрослого).

4. Действия с предметами

С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.).

Материал — резиновая пищащая игрушка, погремушка, мяч, миска с шарами, бидончик с крышкой.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок сидит, стоит или лежит в манеже. Взрослый кладет игрушки в разных местах в поле видимости ребенка и наблюдает за ним в течение 30 мин.

Реакция ребенка — действует дифференцированно: мяч повторно катает, резиновую игрушку сжимает и разжимает, погремушкой гремит, крышку открывает, снимает и др.

5. Движения общие

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Материал — игрушка, стулья, стол, стол-барьер, диван, горка-манеж, детский стол, находящиеся на расстоянии 30— 35 см друг от друга.

Методика выявления -- ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок стоит около опоры, придерживаясь двумя руками. Взрослый на расстоянии 70 см — 2 м жестом или игрушкой привлекает его к себе. По мере приближения ребенка переходит дальше. После 2—3 переходов дает ребенку игрушку, общается с ним.

Реакция ребенка — смотрит па взрослого и направляется к нему. Слегка держится одной рукой, не опираясь па нее, идет в полоборота приставным и чередующимся шагом. При переходе от одной опоры к другой делает несколько приставных шагов. При этом одной рукой держится за опору, а другую переносит на новый предмет. Делает до 3 переходов.

6. Подготовительные этапы развития понимания речи.

1. На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения.

Материал — 3—4 игрушки, которые ребенок уже находит на постоянных местах. Стоят по одной, хорошо видны ребенку (рядом нет других предметов).

Методика выявления — ситуация провоцирующая (обычная обстановка бодрствования). Взрослый спрашивает ребенка, называя его по имени: «Где собачка?», «Где кукла-ля-ля?», «Где мишка?». Вопрос может быть повторен 2—3 раза. Когда ребенок находит все игрушки взглядом, их меняют мостами и спрашивают еще раз.

Реакция ребенка — поворачивает голову, а иногда и приближается к названной игрушке. Задание считается выполненным, если ребенок взглядом находит игрушку, стоящую в обычном и новом месте.

2. Знает свое имя — оборачивается на зов. Методика выявления — ситуация провоцирующая (обычная обстановка бодрствования). Взрослый обращается к играющему ребенку, называя его по имени: «Здравствуй», «Иди ко мне» и др. После паузы называет имя другого ребенка в таком же контексте, а затем через интервал — опять имя проверяемого.

Реакция ребенка — поворачивает голову та зов или приближается к взрослому. Если называют имя другого ребенка, остается спокойным, не реагирует.

7. Подготовительные лапы развития активной речи ,

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть н его лепете.

Методика выявления - ситуация провоцирующая. В помещении тихо. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему, называет по имени, четко, раздельно, с небольшими паузами произносит слоги, которые ранее ребенок сам произносил. Проверку проводит близкий ребенку человек в течение 30 мин.

Реакция ребенка — повторяет за взрослыми слот. Возможна отсроченная реакция. Прислушивается к голосу взрослого, следит за движениями его губ, затем (через 1—2 мин) произносит услышанные слоги.

8. Навыки и умения в процессах

1. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.

Материал — широкая чашка с ручкой или маленькая пиала с небольшим количеством жидкой пищи (100 г).

Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления). Ребенок сидит за столом для кормлении. Взрослый протягивает ему чашку с питьем и поддерживает ее за дно так, чтобы ребенок не уронил. Изменяет положение чашки, если ребенок слишком наклоняет ее.

Реакция ребенка — четко и быстро берет чашку двумя руками (иногда за ручку) и направляет ко рту, начинает пить, поднимая чашку, запрокидывая голову. Если взрослый перестанет поддерживать, выронит чашку.

2. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

Методика выявления — ситуация естественная (процесс высаживания). Взрослый по потребности высаживает ребенка на горшок.

Реакция ребенка — спокойно отзывается на предложение взрослого «идти на горшок», не сопротивляется при высаживании. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. За редким исключением, всегда бывает положительный результат.



10 месяцев


3. Эмоции и социальное поведение

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Материал — стержень с кольцами, прикрепленный к столу, шары для скатывания, ящик с игрушками.

Методика выявления — ситуация естественная. Дети находятся около одного пособия или предмета. Взрослый наблюдает за ними в течение 30 мин.

Реакция ребенка — действия одного ребенка привлекают внимание другого, который подходит и включается в тоже действие, или, независимо друг от друга, действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика и улыбаются друг другу).

4. Действия с предметами

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др.). Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Материал — алюминиевые и пластмассовые миски с игрушками, кастрюли с крышками (из игрушечного набора).

Методика выявления — ситуация естественная или провоцирующая. Взрослый ставит перед ребенком мисочку и рядом кладет игрушки для вкладывания. Наблюдает за действиями ребенка 30 мин. Затем обращается к нему, называя по имени: «Вложи шарики, еще вложи». После выполнения действия (без показа) говорит: «А теперь вынь шарики, еще вынь». Можно повторить 2—3 раза.

Реакция ребенка — при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия. По предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может вынуть и вложить не все шарики.

5. Движения общие

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Материал — горка-манеж с лестницей из 3—4 ступенек и пологим скатом с перилами, крупная игрушка.

Методика выявления -- ситуация провоцирующая или естественная. Взрослый ставит на площадку горки игрушку и зовет ребенка: «Смотри, вон мишка, иди сюда, возьми мишку, на». Когда ребенок поднимается, дает ему игрушку. Затем, стоя поодаль, зовет ребенка к себе, побуждая спуститься. Можно выявить путем наблюдения.

Реакция ребенка. А. Приближается к взрослому, около горки встает и берется двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, переставляя руки, приставным шагом; на площадке, держась одной рукой, садится и берет игрушку. Б. Держится за перила с обеих сторон, поднимается вверх прямо, приставным шагом, поднявшись, наклоняется, придерживаясь одной рукой, а другой берет игрушку. Спускается с горки таким же способом, каким поднимался по лестнице или по скату.

6. Понимание речи

1. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.

Материал — игрушки, постоянно находящиеся в пользовании ребенка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый просит, обращаясь к ребенку по имени: «Дай лялю», «Дай кису» и др. Можно повторить 2—3 раза.

Реакция ребенка — находит, берет и дает проверяющему 2—3 названные игрушки.

2. При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.) выполняет разученные действия и.движения.

Материал — косынка из полупрозрачной ткани. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Проверяющий эмоционально говорит (без показа), называя ребенка имени: «Ку-ку», «Сделай сороку-ворону», «Догоню-догоню тебя» и др.

Реакция ребенка — па предложение «сделай ку-ку» накрывает голову или лицо косынкой и выглядывает; убегает от взрослого, услышав «догоню», и др.

7. Подготовительные этапы развития активной речи

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. В комнате тихо. Ребенок находится в отдалении от других детей. Проверяющей, хорошо знакомый ребенку, сидя перед ним, четко, раздельно, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в его лепете. Проверка проводится в течение 30 мин.

Реакция ребенка — повторяет за взрослым услышанные слоги. Возможна отсроченная реакция. Вначале ребенок прислушивается к голосу взрослого, следит за движением его губ, затем через 1—2 мин повторяет произнесенные взрослым слоги. Должен повторить 2—3 сочетания слогов.

8. Навыки и умения в процессах

Закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.



11 месяцев​

3. Эмоции и социальное поведение

1. Радуется приходу детей.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок находится в привычном для него месте бодрствования, состав детей в группе постоянный. Взрослый наблюдает в течение 30 мин за поведением ребенка во время приема детей, или их подъема после сна, или в конце кормления и др.

Реакция ребенка — радуется появлению детей, смотрит на них, ждет, пока приведут, устремляется к ним; смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер).

2. Избирательное отношение к детям.

Методика выявления — ситуация естественная. Ребенок бодрствует среди детей. Взрослый наблюдает за его поведением в течение 30 мин. во время начала пли окончания какого-нибудь режимного процесса или занятия.

Реакции ребенка - радуется появлению определенного I ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если забирают именно этого ребенка, проявляет неудовольствие, может заплакать. Возможны другие проявления.

4. Действия с предметами

Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень).

Материал — стержень, прикрепленный к устойчивой основе, со свободно снимающимися с большими отверстиями 2—3 кольцами; 2—3 кирпичика (10X5X2 см или 8X4X1,5 см); стол с отверстиями и грибочками (втулками) для вкладывания; скат и желоб для катания шаров (2—3 шара диаметром 5—6 см).

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый подводит ребенка к пособию или кладет перед ним материал, или сажает его за стол и дает материал. Наблюдает за действиями ребенка (до 3 мин), подсказывает: «Положи», «Сними», и др.

Реакция ребенка — накладывает кирпичик на кирпичик сам или по слову взрослого, снимает кольцо, потом одевает, катает шар и др.

5. Движения общие

1. Стоит самостоятельно.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок бодрствует на полу, сидя или стоя с опорой. Взрослый словом побуждает его встать, не помогая ему, или манит к себе, или отводит, держа за руки, от опоры, останавливается и отпускает руки ребенка, разговаривая с ним.

Реакция ребенка -- поднимается из положения сидя или стоя на четвереньках, отрывает руки от пола, выпрямляется и стоит на расставленных ногах в течение 20 — 30 сек. Если ребенок стоял при поддержке за обе руки, то, оставленный без опоры, он сохраняет равновесие и не падает. Ноги при этом расставлены, руки балансируют. Стоит 20—30 сек.

2. Делает первые самостоятельные шаги.

Методика выявления — ситуация естественная пли провоцирующая. Ребенок играет, стоя у какой-либо опоры (стол, стол-барьер). Взрослый наблюдает за ним в течение 10— 15 мин. Если ребенок не меняет положения, зовет его к себе, побуждая отойти от опоры.

Реакция ребенка — сам или в ответ на зов взрослого поворачивается боком или спиной к опоре, отпускает ее и делает 2—3 шага вперед, после чего может, опуститься и поползти или схватиться за опору.

6. Понимание речи

1. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.)

Материал — сюжетные игрушки, которые были в пользовании у ребенка (кукла, собака, кошка) и дополнительно из кукольной посуды чашечка или блюдце.

Методика выявления — ситуация провоцирующая (обычная обстановка бодрствования). Ребенок играет. В его пользовании есть указанные игрушки. Взрослый обращается к ребенку и просит (без показа) выполнить ранее разученные действия: «Покорми собачку», «Покачай лялю». Инструкция может быть повторена 2—3 раза. Если ребенок не взял игрушку и не выполнил задачу, проверяющий ставит перед ним на расстоянии 25—30 см какую-либо сюжетную игрушку и предлагает: «Покорми собачку», «Поводи лялю».

Реакция ребенка — по предложению взрослого прикладывает чашечку ко рту куклы, собачки, качает куклу, водит мишку и др.

2. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)

Материал — мячи, куклы, собачки и др., различные по внешнему виду, находятся среди других игрушек. Названия этих игрушек знакомы ребенку.

Методика выявления — ситуация провоцирующая (обычная обстановка бодрствования). Проверяющий просит ребенка (если он не занят игрой): «Найди мяч», «Дай мне мяч», «Дай еще мяч» и т.п.

Реакция ребенка — ищет и дает (или приносит) мяч. На повторное предложение опять ищет и приносит другой мяч (или другие названные игрушки). Ребенок должен принести 2—3 игрушки одного и того же названия.

7. Активная речь

Произносит первые слова-обозначения, например «ав-ав», «кис-кис», «дай».

Материал — игрушки, которые были в пользовании ребенка и неоднократно назывались взрослым: кукла — «ляля», собачка— «ав-ав», кошка — «кис-кис».

Методика выявления — ситуация естественная или провоцирующая (обычная обстановка бодрствования). Проверяющий наблюдает за играющим ребенком. Если ребенок сам не произносит слов, вызывает его на подражание: «Скажи — дай», «Скажи —ляля» и др. Можно спросить: «Кто (или что) это?».

Реакция ребенка — во время игры при виде игрушек называет их облегченными словами или повторяет слова за взрослым. Ребенок должен произнести не менее 2 слов.



12 месяцев


1. Зрительные ориентировочные реакции

1. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого).

Материал — кубик деревянный 5x5x5 см (4X4X4 см), кирпичик деревянный 2x5x8 см (1x4X7 см), одинаково окрашенные. С этим материалом ребенок познакомился на занятиях.

Методика выявления --ситуации провоцирующая. Взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: «Где кубик?», «Где кирпичик?», «Дай мне кирпичик (или кубик)».

Реакция ребенка — в ответ на вопрос смотрит на кубик, кирпичик; может взять кирпичик и протянуть взрослому; может показать рукой на кирпичик, кубик.

2. Узнает на фотографии знакомого взрослого.

Материал — фотография (3X5 см) матери, отца, воспитательницы или другого знакомого человека.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает фотографию ребенку и спрашивает: «Посмотри, кто это?». Если ребенок не умеет говорить, просит: «Покажи, где мама?». Повторяет вопрос 2—3 раза.

Реакция ребенка — смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает, оборачивается к взрослому. Если говорит, называет фотографию.

3. Эмоции и социальное поведение

1. Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом.

Материал — игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления — ситуация естественная. Дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 30 мин.

Реакция ребенка — манипулирует игрушкой, другой ребенок смотрит на него. Первый протягивает второму игрушку и смеется, лепечет, говорит: «На» (может действовать молча).

2. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Материал — игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления — ситуация естественная. Дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 30 мин.

Реакция ребенка — берет игрушку из рук другого ребенка и, смеясь, прячет за спину или накрывает пеленкой и др. Второй ребенок «принимает» игру: он не протестует и со смехом ищет игрушку, смотрит вопросительно, просит: «Дай, дай». Оба смеются (играющий ребенок может прятать свою игрушку, а другой ее искать).

4. Действия с предметами

1. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).

Материал — привычные для ребенка пособия и игрушки. Методика выявления—ситуации естественная или провоцирующая. Взрослый в течение 30 мин наблюдает за играющим ребенком. Если ребенок бездействует или не использует игрушки, раскладывает игрушки в разных местах так, чтобы они привлекли его внимание и побудили к действию: например, куклу сажает или кладет на кукольное одеяло, мяч кладет на горку, около собачки ставит блюдце и т. д.

Реакция ребенка — играя, самостоятельно воспроизводит известные ему действия или при виде расставленных игрушек действует ими так, как раньше показывал взрослый: мяч скатывает с горки, куклу накрывает одеялом, баюкает, собачку кормит из блюдца и др. Действия могут быть однократными или повторными.

2. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.).

Материал — машина, тележка, кукла, мишка, собака.

Методика выявления — ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок на полу, в обычной для бодрствования обстановке. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 мин. Если ребенок бездействует или не выполняет требуемых действий, взрослый расставляет игрушки, привлекая его внимание, может предложить: «Покорми мишку, уложи спать», " «Покатай тележку» и др.

Реакция ребенка — выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит, заворачивает, качает куклу, мишку, собаку, катает тележку, машину и т. д.

5. Движения общие

Ходит самостоятельно (без опоры).

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная. Взрослый зовет ребенка, показывая ему игрушку. Следует отдать ребенку игрушку, когда он подойдет. Может быть выявлено путем наблюдения.

Реакция ребенка — идет к взрослому чередующимся шагом, поворачивается за ним, меняет направление, останавливается. Проходит до 3 м.

6. Понимание речи

1. Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.).

Материал — игрушки, которые постоянно находятся в пользовании у ребенка (5—8).

Методика выявления — ситуация провоцирующая или естественная (обычная обстановка бодрствования). Взрослый просит дать игрушки, название которых ребенок знает, положить их на место, закрыть дверку и др. Называя имена взрослых и детей (3—5), просит найти их, дать им игрушку, привести.

Реакция ребенка — находит, приносит и дает названные игрушки, поворачивается в сторону названных взрослых и детей, отдает им игрушку, подходит к ним, закрывает дверь и др.

2. Понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый, увидев нежелательные действия ребенка («стучит по столу чашкой», «отнимает у другого ребенка игрушку» и др.), обращаясь к нему по имени, строго говорит: «Нельзя!». Если ребенок не прекращает действия, можно повторить 2—3 раза.

Не допускается при этом называть действия и предметы (например, «поставь чашку», «не трогай») или непосредственно воздействовать на ребенка (одновременно со словом прекращать действия ребенка рукой). Недопустим сердитый окрик.

Реакция ребенка — при слове «нельзя» сразу или после 2—3 повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол или не надеть на ногу ботинок, но перестает стучать, снимать и др.).

3. Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку: «Сложи игрушки»; «Иди к ребятам (детям)», «Принеси куклу, еще куклу, еще» и др.

Реакция ребенка — четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после 2—3 повторений.

4. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

Материал — игрушки, которые были в пользовании у ребенка или аналогичные им (кукла, собачка) с дополнительным материалом — тарелочкой, одеялом; 2—3 кирпичика, стержень, прикрепленный к столу, с 2—3 кольцами и др.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Проверяющий кладет перед сидящим ребенком куклу и предлагает, называя ребенка по имени: «Покачай лялю, бай-бай». Ставит перед ребенком собачку, рядом с ней кладет игрушечную тарелочку и просит: «Покорми собачку». Дает кирпичики и говорит: «Положи кирпичик, положи еще». Во время проверки не допускается показ действия. Словесная инструкция может быть повторена 2 раза.

Реакция ребенка — берет куклу и укачивает ее несколько раз (в стороны или вверх и вниз), наклоняет собачку к тарелочке или поднимает тарелочку к собачке и кормит, кладет кирпичик на кирпичик и др.

7. Активная речь

1. Легко подражает новым слогам.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Ребенок не занят игрой. В комнате тихо. Взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разнообразном сочетании, которые ребенок ранее не произносил. Ребенок должен видеть мимику говорящего взрослого и движение его губ. Если ребенок не подражает, проверяющий делает на некоторое время паузу, потом опять начинает произносить слоги. Может перекликаться с ребенком, побуждая его к подражанию.

Реакция ребенка — повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция.

2. Произносит 6—10 облегченных слов.

Материал - игрушки, названия которых ребенок понимает, которые были в его пользовании во время игры (например, кукла, собака, кошка, мяч, матрешка).

Методика выявления — ситуация провоцирующая (но время игры или кормления, гигиенического ухода). Проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый. Из указанных этапов проверяются обязательно «А» или «Г» и «Б», и «В».

А. Показывает ребенку игрушку, вызывает интерес, к ней и желание взять, говорит: «Скажи—дай-дай».

Б. Показывает ребенку куклу и другие знакомые игрушки, которые он может назвать, и спрашивает: «Что это?» пли «Кто это?».

В. Если ребенок не отвечает, после паузы 5—10 сек предлагает: «Скажи — ляля, скажи — киса, кс-кс, скажи — собачка, ав-ав» и др. Название игрушки должно совпадать с ее показом.

Г. Во время кормления вызывает у ребенка повторение слов «дай», «на».

Реакция ребенка — повторяет за проверяющим слова «дай», «бах». При показе игрушек называет их облегченными словами и повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция. Из 4 заданий ребенок может выполнить два (например, «А» и «Б» или «Б» и «Г»).

8. Навыки и умения в процессах

Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками, ставит на стол).

Материал — широкая чашка, объем жидкости до 100 г.

Методика выявления — ситуация провоцирующая (кормление). Ребенок сидит за низким столом для кормления. Взрослый ставит чашку с питьем на стол, контролирует действия ребенка.

Реакция ребенка — при виде чашки протягивает руки, берет ее двумя руками, поднимает, подносит к губам и пьет. По мере питья больше наклоняет чашку, запрокидывая голову. Чашку не выпускает. Выпив, ставит двумя руками на стол.
 
Сверху