Что такое остеопатия? Попытка определения

Статьи

Что такое остеопатия? Попытка определения

  • Автор темы alekszen
  • Дата начала
  • Просмотры 2,549
  • Ответы 0

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
chto-takoe-osteopatija.jpg

ВВЕДЕНИЕ

Концепция остеопатии пришла Эндрю Тейлору Стиллу на ум в 10 часов утра 22 июня 1874 г.1 Он описывает это как озарение. Творцы нового, изобретатели нередко именно такими словами характеризуют момент осознания вынашиваемой идеи, что часто называют «принципом эврика». После многих лет поиска и черновой работы мысль вдруг приходит в определенный момент, причем это озарение столь впечатляюще, что запоминается даже точное время. Возможно и другое толкование, согласно которому это было скорее принятие решения, чем озарение. К этому моменту накопленный Стиллом опыт позволил ему принять решение о необходимости «реформирования» современной ему медицинской практики через введение такой системы терапии, которая использовала бы «природные силы» в процессе лечения, а не ядовитые химические агенты.
Вне зависимости от того, действовал ли здесь «принцип эврика» или наступил момент принятия решения, Э.Т. Стилл, без всякого сомнения, обладал соответствующим опытом. Известно, что он с детства интересовался анатомией и работал врачом на передовой во время Гражданской войны в США. Этот опыт в сочетании с глубокой неудовлетворенностью медицинской практикой того времени способствовал развитию его идей.
Оригинальная концепция Э.Т. Стилла основывалась на важности анатомии и ее взаимосвязи с «током природных сил» в теле. По мере того как он становился более прагматичным, эта идея «природных сил» переросла в мысли о первостепенности «правила артерии», о «венозной свободе» и позже - о «нервной силе». Представление об анатомических связях вылилось в теорию о том, что нормальная функция может быть нарушена анатомическими изменениями или смещениями.
Однако лишь в 1885 г. Стилл выбрал название «остеопатия» для своего нового подхода. За срок, прошедший до этого времени, он пробовал разные подходы. Он продолжал применять свои врачебные знания (в соответствии со стандартами той эпохи), сочетая это с «магнетическим целительством» (в 1865 г. он рекламировал себя в качестве «магнетического целителя» в Миссури) и костоправством (чему он мог научиться от индейцев шауни, работая в Миссии Вакаруза в Канзасе в 1850-х годах. Постепенно Стиллу стало ясно, что из всех этих вариантов мануальные техники наиболее эффективны в работе с «анатомическими нарушениями». Поэтому он начал совершенствовать эти техники с тем, чтобы их можно было применять при расстройствах иного рода, чем чисто ревматологические и ортопедические заболевания, при которых основную помощь оказывали костоправы. В начале 1880-х годов Э.Т. Стилл стал использовать преимущественно мануальные техники и, приблизительно, с 1882 г. рекламировал себя в качестве «молниеносного костоправа».
Итак, в 1885 г. Э.Т. Стилл создал термин «остеопатия». Он происходит от двух греческих слов «osteon», что означает «кость», и «pathos», что означает «страдание». Однако в медицинской литературе термин «pathos» означает «болезнь», как, например, миопатия - болезнь мышц. По этой причине название специальности «остеопатия» как в прошлом, так и в наши дни не всегда понималось и понимается правильно. Часто считают, что оно означает «заболевание кости» или имеет отношение только к костям. Остеопаты прошлого объясняли, что Стилл имел в виду нечто иное. Особенно старались Уилсон и Тукер, которые консультировались со знатоком классического греческого языка, пытаясь найти истинный этимологический корень. Он адресовал их к производному от корня «pathos» и сходному термину «ethos». Исходное значение «pathos» - «быть чувствительным», «реагировать» на поступающие впечатления в противовес термину «ethos», который описывает те же самые впечатления, но не на входе, а на выходе.
Название новой специальности было выбрано по контрасту с аллопатией и гомеопатией. Эти термины произошли от слов «alios», что значит «другой», «противоположный», и «homoios» или «homeo», т.е. «такой же», «сходный». Таким образом, аллопатия означает ответ на чужое, а гомеопатия - ответ на сходное. Остеопатия означает чувствительность к костям или реакцию на кость, что указывает на то, что нарушения в мышечно-скелетной системе могут через другие системы привести к болезни и что болезнь можно диагностировать и лечить через мышечно-скелетную систему. Это слишком тонкое отличие для непрофессионала, и поколения остеопатов пытались увести концепция остеопатии от той связи с костями. Приведем пример такой попытки:
Остеопатия или остеопатическая медицина является философией, наукой и искусством. Ее философия включает в себя концепцию единства структуры и функции лк во здравии, так и в условиях болезни. Ее наука базируется на химических, физических и биологических неуках, связанных с поддержанием здоровья, профилактикой и лечением болезни. Ее искусство состоит в приложении философии и науки к практике остеопатической медицины.
Это определение пытается показать, что остеопатия основана на сложном взаимодействии концепций и накопленных знаний, а отнюдь не означает простое наличие смещения кости.
С момента ее зарождения 130 лет насад многие пытались дать остеопатии свое определение, что было нелегко. Вольф пиехт: «Во многих случаях представители нашей профессии пробовали определить термин «остеопатия», но я сомневаюсь в том, чтобы кто либо предложил удовлетворительную формулировку». Каждая попытка заслуживает уважения, и, как в любой области обоснованного поиска, остеопатия продолжает развиваться. Появляются новые достижения, меняется процесс мышления, происходят сдвиги в понимании, и соответственно слегка изменяется определение остеопатии.
Целесообразно рассмотреть некоторые ее определения, использовавшиеся в прошлом, и тем самым проследить диапазон различных толкований. Логично начать с двух определений, принадлежащих самому Э.Т. Стиллу. Наиболее простое из них было дано в ответ на вопрос о том, что такое остеопатия. Стилл ответил: «Это анатомия во-первых, в последних и на все времена». Более полное определение приводится в его автобиографии.
Остеопатия - это такая наука, которая базируется на точном, исчерпывающем и проверенном знании структуры и функции человеческого механизма, анатомии. физиологии и психологии, включая химию и физику его известных элементов, что позволило открыть опредеченные органические законы и лечебные ресурсы внутри самого организма, с помощью которых он при научно обоснованном лечении, присущем остеопатической практике в отличие от всех обычных методов внешней искусственной или медикаментозной стимуляции, и в гармоничном взаимодействии с собственными механическими принципами, молекулярной активностью и метаболическими процессами может восстановиться после смещения, дезорганизации, нарушения взаимоотношений и следующей за ними болезни и восстановить нормальное равновесие формы и функции во всей полноте здоровья и сил.
Это определение написано несколько архаичным языком, типичным для манеры Стилла, что может отвратить людей от попытки читать его оригинальные тексты. Возможно, следует искать смысл не в словах, а в том, что стоит за ними. Однако ключевым элементом является широта описания.
Эта широкомасштабная версия контрастирует с определением, данным несколько позже Эдитой Эшмор. Будучи профессором остеопатической техники в Американской школе остеопатии (АШО) в Кирксвил- ле, она написала в 1915 г., что остеопатия «основана на таких науках, как анатомия, химия и физиология» и что «центральной мыслью остеопатической науки является остеопатическое поражение». Этот акцент на поражении как ключевом понятии остеопатии еще отчетливей звучит в словах Джоселина Проби", выпускника АШО, написанных в 1937 г.: «Только на базе костного «поражения» и особенно поражения позвоночника остеопатия как практическая школа выживет или погибнет».
По сути, мы видим здесь сходство с определениями Стилла, однако можно усмотреть рационализацию остеопатической концепции и сведение ее к понятию поражения и к структуральной причине и следствию. Такая тенденция продолжалась в 1930 - 1940-х годах. Доктор Леон Пейдж написал во введении к своей книге «The Principles of Osteopathy» в 1952 г.:
Остеопатическая практика состоит в различных профилактических, диагностических и терапевтических мерах, нацеленных на поддержание или восстановление структурной целостности и тем самым - на обеспечение физиологической функции. Рациональное применение терапии требует глубокого знания нормальной структуры и функции и знакомства с теми структуральными и функциональными нарушениями, которые составляют болезнь.
Для современных остеопатов интересно заметить, что здесь не упоминается ни человек, ни его организм, а что касается влияния окружающей среды и психики (о чем пойдет речь ниже), об этом говорится как об осложнениях, которые могут встретиться и с которыми придется работать в клинической практике, а не как о части этиологического целого.
Терапия сама по себе является искусством и отражает способность остеопата использовать сочетание собственного и чужого опыта при решении сложных клинических проблем, осложненных такими непостижимыми элементами, как человеческая личность, необычные окружающие обстоятельства и многие физические и психические аспекты, которые пока еще не известны фактической науке.
Перейдем к 1991 г., когда Вильям и Майкл Кучера13 использовали описание основополагающих принципов остеопатии в следующем определении:
Остеопатия - это целостная система здравоохранения, которая проповедует и пропагандирует остеопатическую философию.
Организм есть единое целое.
Он имеет собственные механизмы самозащиты и регулировки.
Структура и функция реципрокно взаимосвязаны.​
Лечение базируется на этих принципах. Остеопатия также включает все признанные средства диагностики и лечения, в том числе остеопатические пальпаторные методы и манипуляции.
За годы, прошедшие с момента ее создания, остеопатия приобрела такое множество граней, что многие современные авторы даже не пытаются дать ей такое определение, которое включало бы все возможные аспекты, т.к. это сделало бы его слишком длинным и сложным, а скорее стремятся назвать ключевые моменты подобно отцу и сыну Кучера. Если и предпринимается попытка определения, то формулировка обычно бывает очень простой, что можно проиллюстрировать следующими двумя примерами.
Одно из самых последних определений, которым руководствуются британские стеопаты, разработано Общим остеопатическим советом (GOsC) Великобритании. В соответствии с ним остеопатия является установившейся признанной системой диагностики и лечения, которая делает основной акцент на структуральной и функциональной целостности организма. Ее отличие состоит в признании того факта, что боль и нарушение функции, которыми мы страдаем, происходят из функциональных расстройств структуры, а также из повреждения, вызванного болезнью.
Американский эквивалент, предложенный Американской ассоциацией колледжей остеопатической медицины ААСОМ), определяет остеопатию следующим образом.​
Полная система медицинской помощи с философией, которая сочетает потребности пациента с современной практикой медицины, хирургии и акушерства, вторая подчеркивает наличие взаимосвязи между структурой и функцией и признает способность организма к самоизлечению.
Эта попытка демонстрирует включение остеопатии в аллопатическую систему здравоохранения в Америке, что контразтирует с европейским походом, в соответствии с которым она все еще сохраняет свою самостоятельность, работая в содружестве с аллопатической системой, но не внутри нее.
За последние несколько десятилетий наблюдается постепенный возврат к более холистическому подходу в сфере здравоохранения. и все больше внимания уделяется взаимосвязи разума, тела и духа. Нижеследующее определение представляет собой недавнее толкование Филиппом Лейти приведенной ранее цитаты из Э.Т. Стилла. Оно показывает некоторые концептуальные изменения, произошедшие со времен Стилла, при том что оригинальная концепция сохраняет свою значимость по сей день.
Цель остеопатии состоит в обретении нормального равновесия формы и функции, являющегося свидетельством полноценного здоровья. Остеопат помогает достичь этого через методы лечения, гармонично соответствующие биологической конституции организации человеческого тела. Методы лечения нацелены на то, чтобы позволить или помочь организму исцелиться от смещений, сдвигов и дезорганизаций. Мы достигаем этого без использования или привлечения каких либо внешних, чуждых или медикаментозных вмегиательств. Таким образом, мы полагаемся только на те целебные ресурсы, которые наличествуют в самом организме. Мы можем это делать благодаря познанию и открытию органических законов, тщательному и точному научному исследованию анатомической, физиологической и психологической структуры и функции человека.
Вольф, вероятно, прав в том, что точных определений не существует. Для некоторых это является источником раздражения, особенно в связи с тем, что остеопатия считается профессией и как таковая должна иметь четкое определение сути своей практики. Однако это же можно рассматривать как одну из важнейших характеристик нашей профессии, ссылаясь на то, что ее многогранность не позволяет навязать остеопатии узкое определение, предоставляя каждому право предложить что-то свое. Одна из задач данной книги состоит в том, чтобы помочь читателю сформулировать личное определение остеопатии, основываясь на собственном опыте, своей системе взглядов, современных и старых парадигмах остеопатии в частности и науки и накопленных знаний в целом. Эта формулировка определит ваш целостный подход к остеопатической практике и, как можно проследить по приведенным выше определениям, будет меняться по мере роста вашего практического опыта и знаний.
Из этой краткой дискуссии следует, что в практике и философии остеопатии всегда были и будут важные концептуальные сдвиги, поэтому целесообразно рассмотреть ее развитие, чтобы получить более отчетливое представление о том, что такое остеопатия и как мы вышли на ее современное понимание.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСТЕОПАТИИ

Мануальная медицина в широком смысле этого слова столь же древняя, сколь и само человечество. Она развивалась различными путями, одним их которых является остеопатия. Многие из этих подходов передавались из поколения в поколение без рационального обоснования, изложенного на бумаге. Представления о болезни были еще в зачаточном состоянии и часто включали элемент сверхъестественности.
Современная западная медицина имеет глубочайшие корни в Месопотамии и в Египте, но важнейшим местом развития медицинской науки многие считают древнюю Грецию, а именно два соседних острова Кос и Книдос, где существовали две самые первые медицинские школы. В то время как медицина еще находилась зачаточном состоянии, именно в этих школах сформировался подход к рассмотрению пациента и имеющегося у него болезнетворного процесса.
«Платформа» школы на Косе, примерно в 400 г. до нашей эры была создана Гиппократом, которого часто называют отцо: медицины. Его основное достижение состояло в разработке рационального подхода, основанного на медицинских фактах.
Основы учения Гиппократа сформулированы в следующем:
следствие должно иметь причину, ; это причина может находиться как в. внутренней, так и во внешней среде;
вне зависимости от того, является лг причинный фактор внутренним или внешним, его можно объяснить с позиции природных феноменов (тем самы: отрицались мистические концепции медицины, такие как вселение в человек: злого духа).
Пожалуй, еще более значимыми, ключевыми для философской схизмы, являются следующие две концепции.
Искусство медицины имеет три термина: болезнь, больной человек и врач Врач является слугой искусства, с ег. помощью больной человек побеждае" болезнь.
Организм исцелит себя сам, и роль врача состоит в том, чтобы помочь ем;, это сделать.
Однако современники Гиппократа, принадлежавшие к соседней школе на Книдо- се, придерживавшиеся другой точки зрения, не разделяли его взглядов. Они концентрировались на внутренних структурах тела, подразделяли его содержимое на системы и вместо того, чтобы считать, что болезнетворный процесс следует каким-то общим «правилам», полагали, что каждая система организма и каждая болезнь требуют своей философии и своего метода лечения. С их точки зрения, лечение должно было адресоваться самой болезни вместо того, чтобы помогать пациенту разрешить его проблему.
Именно из этого и возникло концептуальное расхождение. Говоря упрощенно, аллопатическая медицина стала следовать дилософии школы на Книдосе, согласно которой врач вмешивается в болезнетворный процесс. Это стало особенно заметно з течение последнего столетия с открытием теории микроорганизмов. Лечение все больше приобретает симптоматическую направленность, и ученые все более старательно ищут на микроскопическом уровне определенные патогены или биохимические нарушения. Таким образом, сам болезнетворный процесс стал во главу угла. Все реже говорят о том, что человек здоров или нездоров, а все чаще о том, что он страдает болезнью, обусловленной таким-то вредоносным патогенным агентом или таким-то феноменом, и требует противоядного лечения (хотя следует отметить, что з последнее время аллопатическая медицина отходит от такого ограничительного подхода).
Косская школа, питающаяся идеями Гиппократа, придерживавшаяся более глобальной концепции болезни, признаала за организмом способность разрешать свои проблемы и видела роль врача скорее в поддержке организма, чем во вмешательстве в него. Тем самым для нее был характерен более холистический комплементарный подход, поэтому не удивительно, что наследие Гиппократа было воспринято Э.Т. Стиллом.
ЭНДРЮ ТЕЙЛОР СТИЛЛ (1828-1917 ГГ.)
Э.Т. Стилл родился в 1828 г. в Ли Каун- ти. штат Виржнния. С самого детства он живо интересовался анатомией, а, будучи подростком, препарировал животных, которых убивал на охоте. Пройдя через ученичество, некоторое формальное медицинское образование и самообучение, он стал пограничным врачом. Во время Гражданской войны Э.Т. Стилл служил в армии союзников в чине капитана. Он применял свои медицинские знания, помогая раненым, и тем самым углубляя познания анатомии.
В 1864 г., пережив смерть детей, умерших от менингита, и будучи не в силах помочь им, Э.Т. Стилл стал искать иной подход к лечению. Он экспериментировал с магнетизмом и месмеризмом, но конечным результатом его поисков стало создание остеопатии. 22 июня 1874 г. Э.Т. Стилл предложил отличную от других модель лечения и диагностики, реализуемую преимущественно через мышечно-скелетную систему, но признающую важную роль кровообращения в поддержании адекватной функции или в ее утрате, а также концепцию природного иммунитета или присущей телу способности к саморегуляции и самоизлечению.
Как мы уже видели, термин «остеопатия» был создан Стиллом только в 1885 г., и лишь в 1889 г. он стал называть себя остеопатом. До этого он называл себя «магнетическим целителем» или «молниеносным костоправом». Возможно, такой временной интервал был обусловлен тем, что Стилл некоторое время не понимал, что им изобретено нечто отличное от целительства и костоправства.
К 1892 г. он основал Американскую школу остеопатии в Кирксвилле, где преподавал философию и остеопатическое лечение. Э.Т. Стилл признавал необходимость дифференциации остеопатии с медициной, и, хотя Хартия АШО позволяла присваивать звание врача (МД), он настаивал на выдаче специального диплома по остеопатии (ДО). До самой смерти в 1917 г. Стилл продолжал работать как остеопат и преподаватель и был свидетелем постепенно расцвета остеопатии.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ АСПЕКТЫ

Первый выпуск АШО состоял из 14 студентов, в их числе были три сына и одна дочь Стилла. Учебный курс для этих первых питомцев длился менее года. Джон Мартин Литтлджон поступил в школу в 1898 г. и закончил ее в 1900 г. Еще будучи студентом, он занимал пост профессора физиологии, а позже - декана. Остеопатия развивалась поразительно быстро. К началу XX столетия уже функционировали 12 других остеопатических школ, в которых обучались около 700 студентов.
Тема остеопатии впервые прозвучала в Великобритании в 1898 г. в лекции Литтлджона на заседании Общества науки, литературы и искусства в Лондоне. Эта лекция булла повторена в 1899 и 1900 гг. Первые остеопаты начали практиковать в этой стране в 1902 г. Это были Ф.Дж. Хорн, Лиллард Валкер, Гарвей Фут и Джей Дун- хам. Поток остеопатов с американским образованием был столь велик, что в 1910 г. было создано Британское остеопатическое общество. В 1911 г. оно было переименовано в Британскую остеопатическую ассоциацию. Первая школа в Европе - Британская школа остеопатии в Лондоне - была основана Литтлджоном в 1915 г. и официально признана в 1917 г. Продолжалась миграция остеопатов в другие страны Европы. В 1923 г. доктор Стирлинг познакомил с остеопатией группу французских врачей, в числе которых был Поль Жени, основавший Французскую школу остеопатии (ФШО) в Париже в 1951 г. Под руководством Тома Думмера эта школа переехала в Мейдстоун (Англия) и стала Европейской школой остеопатии, сначала это название использовалось во французской варианте (Ecole Europeenne d’Osteopathie) а затем в английском (European School oi Osteopathy). Многие из первых выпускников ФШО открывали школы в других странах Европы. В начале XX века остеопаты, получившие образование в США, двинулись в Австралию, и в 1909 г. в Мельбурне и вокруг него практиковали несколько зарегистрированных остеопатов. Развитие остеопатии в Канаде и Новой Зеландии шло по тому же пути.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Процесс признания остеопатии на государственном уровне шел далеко не просто. В Америке Вермонт стал первым штатом, где ДО были лицензированы в 1896 г., но лишь в 1989 г. в последнем из штатов (Небраска) был, наконец, принят закон, полностью легализующий остеопатическую практику.
В Великобритании после нескольких безуспешных попыток провести правительственный билль было рекомендовано создать добровольный регистр. Он был официально учрежден в 1936 г. как Общий совет и Регистр остеопатов с ограниченной ответственностью (ОСРО). ОСРО и особенно Саймон Филдинг продолжали добиваться признания остеопатии, что окончательно удалось им только в 1993 г., когда был принят Остеопатический акт, регулирующий остеопатическую профессию в Англии и дающий остеопатам статус, эквивалентный статусу врача и стоматолога. Это сформулировано в Акте следующим образом.
Акт провозглашает эту организацию как Общий остеопатический совет, на который возлагается ответственность за управление профессиональной остеопатией, включая предусмотренную регистрацию остеопатов в соответствии с профессиональным образованием и повелением за дальнейшее развитие и продвижение остеопатии.
В 1994 г. остеопатическая практика и остеопатическое образование стали регулироваться на федеральном уровне в Финляндии. Бельгия и Франция находятся на пол пути к этому, а в Норвегии пока наступила пауза. К тому времени, когда эта книга увидела свет, положительные сдвиги, несомненно, произошли и в других странах.
Наряду с распространением остеопатии по всему миру происходит постепенное развитие остеопатической концепции и остеопатической практики. Т. Думмер списывает четыре стадии эволюционного развития остеопатии. (Несмотря на определенное упрощение, они полезны в плане описания тенденций и особенно тенденций преподавания материала в остеопатических школах на разных стадиях).
Первая стадия - это стадия начального формирования и становления остеопатии с момента ее появления в 1774 г. и до .900/1910 гг. Мы не имеем отчетливого представления об истинной природе лечебного подхода Э.Т. Стилла, поскольку он не писал книг, посвященных техникам, но есть основания полагать, что, хотя он описал как максимальный, так и минимальный подход, предпочтение отдавалось минимальному структуральному подходу, который был весьма интуитивным и субъективным. Ясно также, что у Стилла было трудно чему-то научиться; он демонстрировал технику на пациентах и редко повторно показывал какое либо лечение или технику. Он полагал, что «здравый смысл» в механическом приложении и был фундаментальным принципом, лежавшим в основе успешного лечения всех болезней, присущих человеку. Студенты Стилла пытались имитировать это лечение, но, не имея его опыта и понимания, в конечном итоге использовали «скоропалительный метод», манипулируя на всех суставах тела, чтобы ничего не пропустить. Это ознаменовало начало второй стадии развития остеопатии.
Это был структурально-механический период, приходившийся на 1990/1910 - 1950/1960 гг., с характерным для него стремлением к объективизму и рационализации. В фокусе внимания оказалось остеопатическое поражение (что следует из определений Эшмора и других, данных выше). Стиль лечения сдвинулся в сторону более максималистского по сравнению с предшествовавшим ему минималистским подходом, выражавшимся словами «найди, поправь». Преимущественно лечение основывалось на ударных техниках, устраняющих дисфункцию при остеопатическом поражении. Главными фигурами этой эры были Литтлджон и Фрайетт. Литтлджону принадлежит заслуга сохранения максималистского общего лечебного подхода посредством разработки общего остеопатического лечения (ООЛ), сейчас известного как общая регулировка тела (ОРТ).
Следует помнить, что наряду с этими доминирующими подходами развивались и другие лечебные системы. В 1915 г. Ф.П. Миллард предложил подход, основывающийся на мобилизации жидкостей организма и особенно лимфы. В 1920-х годах Сазерленд и Вивер разработали концепции движения костей черепа и подходы, которые потом стали известны как сбалансированное лигаментозное или мембранозное натяжение (BLT и ВМТ). Эти направления принесли свои плоды в следующей эре развития остеопатии.
К 50-м годам XX века стала оформляться новая парадигма, развивающая краниальный подход Сазерленда и трансформировавшаяся в так называемые непрямые техники. К.А. Боулес и Х.В. Хувер разрабатывали концепцию функциональной техники, Т.Дж. Рудди и Ф. Митчелл сконцентрировали свои усилия на мышечноэнергетических техниках, а Л.Г. Джоунс - на противострейне. Таким образом, третью стадию развития остеопатии с 1950 по 1975 гг. можно назвать краниальнофункциональной.
Развитие в этом направлении продолжалось наряду с другими подходами, в том числе и на более тонких уровнях, благодаря чему мы имеем богатый и разнообразный арсенал, позволяющий модифицировать концептуальные и практические подходы в соответствии с потребностями каждого индивида. Это подводит нас к четвертой стадии, свидетелями которой мы являемся. Ее характеризуют как «холистический возврат к истокам, который придает равное значение (в соответствии с исходной концепцией Стилла) динамическим структуральным / функциональнофункциональным / структуральным аспектам как в диагностике, так и в лечении».
Несмотря на существенные изменения в концептуальных представлениях, как было показано выше, и большое разнообразие остеопатических подходов, можно проследить почти в каждом из них исходные принципы Э.Т. Стилла. Следующий разде.: вернет нас к истокам остеопатии и позволит рассмотреть некоторые из этих принципов.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТИЛЛА

Как и Гиппократ, Э.Т. Стилл пропагандировал лечебный подход, адресованный человеку, а не болезни. Его философия была основана на целостности организма, а не на отдельных физиологических процессах, в нем происходящих, и его системах.
Самые первые интерпретации трудов Стилла выделили четыре заповеди остеопатии, которые можно сформулировать следующим образом:
организм есть единое целое,
структура управляет функцией,
правило артерии первостепенно,
организм обладает саморегуляторны- ми и самоисцеляющими механизмами. Они до сих пор используются как направляющие правила, но, как это случается с большинством концепций, постепенно видоизменяются. Так, в 1953 г. Остеопатический комитет в Кирксвилле предложил следующие определения:
организм есть единое целое,
структура управляет функцией,
организм обладает саморегуляторны- ми механизмами,​
правило артерии первостепенно,
организму присуща способность к самозащите и саморепарашш.
Также были внесены новые дополнения​
При срыве адаптационной способности организма, а также в случаях, когда внешнее воздействие превышает его способность к самоподдержанию может возникнуть болезнь.
Движение жидкостей тела существенно
для сохранения здоровья.​
Нервы играют критически важную роль в контроле жидкостей тела.
В болезни присутствуют соматические компоненты, которые являются не только ее проявлениями, но и способствуют поддержанию болезнетворного процесса.
Эти простые правила нуждаются в некотором разъяснении, помогающем понять глубину заложенного в них смысла

ОРГАНИЗМ ЕСТЬ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Э.Т. Стилл был набожным человеком, верившим, что человек создан богом, которого он часто называл «Архитектором». Вследствие его божественного происхождения тело должно было быть устроено таким образом, чтобы полностью соответствовать возложенной на него функции, в теле каждый элемент «работает» на пользу единого целого. В книге «Research and Practice» Э.Т. Стилл сравнивает человека с городом. «Давайте представим себе, что каждый человек - это хорошо организованный город, и на основании этой аналогии отметим, что город имеет все цеха, требуемые для производства оборудования, необходимого для здоровья и комфорта его обитателей. Каждый орган - это опытный рабочий, принадлежащий к профсоюзу Безупречной Работы.» Все части тела взаимосвязаны. На анатомическом уровне можно видеть, что все тело и все системы организма объединены фасцией. Она пронизывает все тело, объединяя систему с системой и клетку с клеткой, и, поддерживая эти структуры, позволяет им гармонично функционировать.
Подобную же картину можно наблюдать и на функциональном уровне. Каждая часть тела имеет свою особую функцию (например, терморегуляция или кислотнощелочное состояние). Однако каждый из этих раздельных элементов работает как член «команды», поддерживая функционирование человека в целом. Все это регулируется нервной системой. Центральная нервная система контролирует мышечно- скелетную систему, а автономная нервная система управляет висцеральной функцией. Эндокринная система контролирует гормональный баланс, иммунная система защищает организм. Когда-то их рассматривали по отдельности, теперь же мы знаем, что они работают содружественно в сложной гармонии как нейроэндокринноиммунная система.
Это представление о единстве организма включает также компенсацию и адаптацию. Изменение со стороны одной системы сопровождается адаптацией со стороны другой, что необходимо для поддержания интегрированной функции (гомеостаза).
Выйдя за пределы анатомического уровня, в эту концепцию можно включить единства тела, разума и духа, тем самым происходит смещение акцента с тела на его окружение и расширение остеопатической концепции до истинно холистической. Таким образом, изменение в любой из систем тела вне зависимости от вызвавшего его агента (внутреннего или внешнего) скажется на всех других областях тела, разума, духа, и воздействие на одну из них повлияет на все остальные.

СТРУКТУРА УПРАВЛЯЕТ ФУНКЦИЕЙ

Это утверждение, на первый взгляд, кажется вполне понятным. Говоря упрощенно, можно представить себе, что, если что- то сконструировано с определенной целью, то изменение в этой конструкции, несомненно, отразится на достижении цели. На протяжении веков клиницисты видели, что патологическое изменение в структуре влияет на ее функционирование. Например, разрыв связки ведет к нестабильности сустава и нарушает его нормальную функцию. Подобным же образом цирроз печени влияет на все ее функции, такие как детоксикация крови, образование антикоагулянтов и т.п.
Заслуга Э.Т. Стилла состоит в том, что он перенес эти концепции в непатологическую сферу и рассматривал как локальные, так и дистантные последствия такого нарушения. (Следует заметить, что в его оригинальной концепции, исходившей из того, что «правило артерии первостепенно», под нарушением подразумевалось нарушение циркуляции жидкостей организма и его влияние на другие ткани - прямое или опосредованное через автономную нервную систему, контролирующую вазомоторный тонус.) Будучи врачом, Э.Т. Стилл понимал, что определенные болезнетворные процессы имеют отчетливое отражение в соматической структуре. Более того, он обнаружил, что, адресуясь соматической структуре, можно благотворно повлиять на функцию местной ткани/органа и на состояние здоровья в целом.
Мы говорим о болезни, хотя должны говорить о ее последствиях, потому что болезнь - это последствие изменения в частях физического тела. Болезнь в ненормальном теле столь же естественна, сколь здоровье, когда все его част на месте.
Эта концепция взаимозависимости структуры и функции относится к числа основополагающих принципов остеопатической медицины, здесь заложены с прогностические или диагностически: возможности. Таким образом, понимая е всех деталях анатомию тела и взаимосвязи его структур, можно предвидеть послествия отклонения какой-то из структур с ее нормального положения и влияние этго на взаимосвязанные с ней структуре Так например, неправильное стояние ребра скажется на прикрепляющихся к нему межреберных мышцах. Это, в свою очередь, повлияет на проходящие через них, структуры, в том числе на ток жидкостей в артериальной, венозной и лимфатической системах, на проводимость нервных импульсов как от центра к периферии, та и от периферии к центру со всеми вытекающими отсюда последствиями для инервируемых соответствующими нервам соматических и висцеральных структур. Неправильное положение ребра приведет к развитию компенсаторного паттерна других отделах грудной клетки или позвоночника, что в само по себе обусловит и нарушения.
Понятно, что как остеопаты мы преимущественно имеем доступ к структуре осматривая и пальпируя тело, мы можем распознать влияние структуры на функцию. Посредством воздействия на структуральные проблемы мы стремимся улучшить как местную, так и общую функцию организма, поддерживая его гомеостаз.
Обладая правильными представлениями о форме и функции тела и всех его частей, мы имеем возможность судить о том. что может повлечь за собой наблюдавшое изменение со стороны кости, мышцы, связки, волокна или любой части тела - от мельчайшего атома до крупной кости или мышцы. С помощью наших механических навыков, основывающихся на знании анатомии, мы можем выявить и устранить 'дисфункции со стороны как мягких, так и твердых субстанций системы. Зная физилогию, мы можем понять, что необходимо для циркуляции жидкостей в организме в тане времени, скорости, количества гармонии с требованиями нормальной жизни.
Тесную и неразделимую связь структуры и функции признавали и последующие шторы, что нашло отражение в формулировке «структура и функция реципрокно взаимосвязаны». Доктор Виола Фрайман пошла на шаг дальше, утверждая, что структура есть отвердевшая функция». Том Думмер в ответ на это заметил, что функция (движение) есть разжиженная структура», и продолжал:
Структура и функция неразделимы и дополняются двумя аспектами одной и той же экспрессированной энергии. Здесь нет никакой «исходной точки» — функция и структура в этом смысле неразрывны и одружественны в выражении через них жизненного процесса.
До этого момента мы преимущественно концентрировались на крупных тканевых системах, однако «одна из функций анатомии состоит в обеспечении остова вплоть до самой отдаленной клеточной структуры». Реципрокную взаимосвязь структуры и функции легко представить себе на примере крупных органов или тканевых структур и, вероятно, значительно сложнее проследить это на клеточном уровне.
Лучше всего взаимоотношение между макроскопическими и микроскопическими структурами можно показать на примере фасции. Эта система непрерывна на протяжении всего тела, создавая внутренний «мягкотканый скелет», представленный соединительной тканью в диапазоне от плотных тканевых слоев, разделяющих системы организма, до микрофибрилл, соединяющих внутренние структуры клеток. Воздействие на любую часть этой системы приведет к каскадному эффекту, вовлекающему все соединенные между собой структуры от макроскопических до микроскопических, влияющему на структуры, заключенные в соединительную ткань, и соответственно на функцию этих структур на системном, органом или клеточном уровнях. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в главе 4, посвященной тенсегрированности.

ОРГАНИЗМ ОБЛАДАЕТ САМОРЕГУЛЯТОРНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ

Э.Т. Стилл верил, что организм наряду с саморегуляторными обладает самоисцеляющими механизмами, часто описываемыми как «vis medicatrix naturae». То, что Стилл приписывал природе, сейчас приписывается нами механизмам гомеостаза.
Организм всегда стремится к поддержанию гомеостаза и располагает механизмами, контролирующими его функцию, например, гормональным путем (гипоталамо-гипофизарная ось, контролирующая эндокринные железы) и нервным путем (барорецепторы, рецепторы к соли в почках и т.п.). Эти механизмы пребывают в постоянной взаимосвязи, позволяя организму находиться в состоянии равновесия (например, контроль кровяного давления, секреции кислоты в желудке). При наличии дисфункции организму приходится прикладывать больше усилий, чтобы поддержать это равновесие. Эту дополнительную работу называют аллостатической нагрузкой. При ее большой величине или длительном воздействии она может оказать неблагоприятное воздействие на организм, а также обусловить общую усталость или болезнь. При устранении дисфункции аллостатическая нагрузка уменьшается, организм возвращается к «нормальному гомеостазу» с улучшением как местных условий, так и здоровья в целом.
Обратите внимание на то, что задача остеопата состоит в устранении дисфункции, чтобы организм смог восстановить функцию.
В прошлом эту способность приписывали жизненной силе, но в последнее время стали склоняться к мысли о том, что это происходит то того, что тело функционирует как тенсегрированная система. Тенсегрирпованным структурам присуща способность к самостабилизации после устранения противодействующей силы.

ОРГАНИЗМУ ПРИСУЩА СПОСОБНОСТЬ К САМОЗАЩИТЕ И САМОРЕПАРАЦИИ

До определенной степени это можно рассматривать как продолжение предшествующей концепции. Говоря словами Э.Т. Стилла, «головной мозг человека является божьей аптекой и содержит в себе жидкости, лекарства, смазывающие масла, опиаты, кислоты и препараты любого рода, которые по мудрости божьей необходимы для счастья и здоровья человека».
Организм обладает несколькими уровнями защиты от потенциальных внешних и внутренних агрессоров (это кожа и другие ткани, клетки иммунной системы и их взаимосвязь с нервной и эндокринной системами) и тем самым может поддерживать в себе здоровье. В случае травмы тело способно к саморепарации.
Концепция болезни в понимании Стилла сфокусирована не на проникшем в тело патогене, а скорее на попытке организма противодействовать ему. Это расходится с аллопатическим представлением, основанным на пастеровской теории микроорганизмов, согласно которой первичным причинным агентом болезни является внешний патоген, проникший в тело. Поэтому болезнь может поразить любого. Чтобы предупредить ее, нужно выстраивать защиту. Представления Э.Т. Стилла более близки клеточной теории Антуана Бешампа (1816-1908) и Клода Бернара (1813-1878), согласно которой патогены почти всегда присутствуют в организме, и соответственно ткани тела («почва») могут подвергнуться их инвазии, но системы организма способны противостоять им. Они становятся патогенными лишь в том случае, когда здоровье человека ухудшается вследствие таких стрессоров, как соматическая дисфункция, психологические или социальные проблемы, плохое питание, другая патология и т.п. Иначе говоря, болезнь развивается тогда, когда в нездоровых условиях системы перестают справляться с воздействиями, что и готовит почву для заболевания. Сказанное означает, что, если найти и устранить причину повышенной нагрузки на организм, он сможет вновь самостоятельно противостоять патогенам. Таким образом, для того чтобы предупредить болезнь, мы должны создавать здоровье, а для, того чтобы создать здоровье, структура должна быть настолько нормальной, насколько это возможно.

ЕСЛИ НАРУШЕНА АДАПТАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ИЛИ ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕВЫШАЮТ СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗМА К САМОПОДДЕРЖАНИЮ, МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ БОЛЕЗНЬ

Эта концепция, по сути, развивает две предыдущие. Она в большей степени относится к природе стрессора и присущей организму способности справляться с самыми сильными патогенами, если они не превышают эти возможности. Термин «внешнее воздействие» может иметь широкую трактовку, поэтому стрессоры, превышающие защитные силы организма, могут происходить из любого источника - соматического, функционального, патологического, психосоциального или духовного. Стресс - тоже собирательное понятие, соответственно несколько относительно малозначимых стрессов, возможно, происходящих из различных источников, могут оказать тот же эффект, как и единичный сильный стресс. Воздействие стрессора может иметь растянутые во времени последствия, как, например, неизбывное горе, непогашенная злость или неустраненная деформация, обусловленная неправильно сросшимся переломом. И то, и другое может стать важным компонентом «изменений, обусловленных внешним воздействием», спустя десятилетия после пережитого эпизода.

ДВИЖЕНИЕ ТКАНЕВЫХ ЖИДКОСТЕЙ СУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Это утверждение разъясняет часто цитируемый принцип, говорящий о первосте- пенности правила артерии. Здесь имеется в виду не только артериальный кровоток, а циркуляция всех жидкостей тела, включая артериальную и венозную кровь, лимфу, спинномозговую жидкость. Именно через эти жидкостные системы осуществляются физиологические процессы, включающие иммунитет, пищеварение, детоксикацию, столь важные для поддержания здоровья. Соответственно любое нарушение циркуляции этих жидкостей будет иметь прямое или косвенное влияние на благополучие человека. В этот раздел можно включить и ток биоэнергии.

НЕРВЫ ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ В КОНТРОЛЕ ЖИДКОСТЕЙ ТЕЛА

Этот аспект помогает избавиться от кажущегося примитивизма исходного представления о жидкостных системах. Это касается как механического или прямого ущемления нерва, так и нарушения его функции, обусловленной рефлекторно через вазомоторный контроль.
Механические аспекты во многом обусловлены соматической нервной системой, контролирующей мышечный тонус и через него осанку человека. Изменения мышечного тонуса могут приводить к местным последствиям. Например, если мышца приходит в состояние повышенного тонуса, это может сказаться на местной циркуляции жидкостей. Сокращение мышцы может создать барьер, мешающий току жидкости. Так, при повышенном тонусе тазовой диафрагмы нарушается отток жидкости от нижних конечностей. Более системные или глобальные сдвиги могут возникнуть вследствие изменений мышечного тонуса, сказывающихся на осанке и соответственно на взаимодействии полостей тела и влияющих на их функцию в целом, включая жидкостной обмен.
Рефлекторный контроль вазомоторики осуществляется автономной нервной системой (АНС), и многие жидкостные системы непосредственно связаны с АНС. Соответственно изменения с ее стороны скажутся на гидродинамике и на состоянии здоровья в целом. АНС, в свою очередь, подвержена воздействию стрессоров любого рода как физических, гак и психологических. Это выводит нас на один из механизмов, через который проблемы, складывающиеся в общее остеопатическое поражение и возникающие в сфере разума, тела или духа, могут иметь глобальные системные последствия.

БОЛЕЗНЬ ИМЕЕТ СОМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯМИ. НО И СПОСОБСТВУЮТ ПОДДЕРЖАНИЮ БОЛЕЗНЕТВОРНОГО ПРОЦЕССА

Здесь делается попытка рассмотреть концепцию рефлекторных связей, возникающих при появлении в каких-то структурах соматической дисфункции или заболевания, и устанавливающихся между ними реципрокных взаимоотношениях. Наиболее показательным примером может служить висцеральное заболевание и его соматические проявления.
При заболевании внутреннего органа нервные сигналы передадут эту информацию соответствующему сегменту спинного мозга, где произойдет синапсирование с висцеральными эфферентами в попытке устранить проблему. Кроме того, образуется синапс с альфа и гамма двигательными эфферентами, что изменит тонус мышц вокруг соответствующего сегмента позвоночника и приведет к соматической дисфункции в «соме» или втеле. Таким путем формируется висцеро-соматический рефлекс. Остеопатическая терминология выстраивает иерархию между той структурой (в данном случае это внутренний орган), которая первой вступила в состояние дисфункции и соответственно является зоной первичного поражения, и структурой, где дисфункция представляет собой следствие этого первичного поражения (в данном случае это соматическая структура), и соответственно речь идет о вторичном поражении. Таким образом, вторичное поражение здесь является соматическим проявлением заболевания.
Однако согласно рассматриваемой концепции эти отношения не бывают односторонними. По мере того как в зоне вторичного поражения начинает развиваться дисфункция, она будет оказывать неблагоприятное влияние на первичное поражение. Тем самым формируется порочный круг. Это важно с клинической точки зрения, поскольку для разрешения возникшей проблемы необходимо адресоваться обоим элементам.
Это один из наиболее простых примеров. В действительности возможно существование нескольких соматических вторичных дисфункций, при этом не исключена возможность формирования и висцеральных вторичных дисфункций.
Охарактеризовав основные концепции, интересно рассмотреть «политическую платформу», на которой Э.Т. Стилл строил остеопатию.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ» ПЛАТФОРМА СТИЛЛА

Положения политической платформы
Э.Т. Стилла изложены в его книге «Research and Practice».

Первое. Мы верим в санитарию и гигиену.
Второе. Мы против использования лекарств в качестве лечебных средств.
Третье. Мы против вакцинации.
Четвертое. Мы против использования сывороток в лечении болезней. Природа предоставит собственную сыворотку, если мы будем знать, как ее поставить.
Пятое. Мы признаем, что целый ряд пациентов требует оперативного лечения, и поэтому не отрицаем его, а оставляем как последнее средство. Мы считаем, что многие хирургические вмешательства выполняются без необходимости и что с помощью остеопатического лечения целого ряда операций можно избежать.
Шестое. Остеопат полагается не на электричество, рентгеновские лучи, гидротерапию и прочие вспомогательные средства, а на остеопатические методы лечения болезней.
Седьмое. Мы с симпатией относимся к другим безмедикаментозным природным методам лечения, но не включаем никакие другие методы в нашу систему. Мы против лекарств, и все натуропатические безвредные методы, по крайней мере, в этом плане базируются на той же точке зрения. Однако основополагающие принципы остеопатии отличаются от принципов всех других систем, и причина болезни рассматривается с определенной точки зрения, состоящей в том, что болезнь есть результат анатомических нарушений, за которыми следует физиологическая рассогласованность. Для того чтобы устранить болезнь, нужно вернуть ненормальные части к норме, поэтому все прочие методы, полностью отличные по своим принципам, не могут иметь места в остеопатической системе.
Восьмое. Остеопатия - это независимая система, она может быть применена к любым болезням, включая чисто хирургические, но в последнем случае является лишь составной частью лечения.
Девятое. Мы считаем, что наш лечебный дом располагает площадью, достаточной лишь для остеопатии, и сколько поселится в нем других методов, столько остеопатии должно из него выехать.

РЕЗЮМЕ

Рассмотренные заповеди позволяют понять, как Э.Т. Стилл воспринимал организм. Он подчеркивал его единство, начиная с макроскопического уровня (разум, тело, дух в условиях данной среды), до целостности и взаимозависимости всех его элементов на органном, тканевом и клеточном уровнях. Все эти элементы содружественны, что обеспечивает саморегуляцию и самозащиту организма, поддержание гомеостаза и саморепарацию при возникновении проблем. Тело питается жидкостной системой и регулируется нервной.
Утверждая это, Э.Т. Стилл раскрывает некоторые важные характеристики тела и его функцию. Это концепции не принадлежат только остеопатии, их понимал еще Гиппократ. Однако для остеопатической практики (и для других холистических направлений) фундаментальным является представление о реципрокной взаимосвязи структуры и функции. Глубокое понимание структуры человеческого тела позволяет распознать отличие от нормы и понять функциональные изменения, которые могут возникнуть вследствие этого. С помощью такого понимания и способности видеть тонкие изменения в пораженных тканях возможно выявить проблемы и разрешить их до того, как они превратятся в отчетливую патологию. Аллопатический диагноз обычно ставят на основании набора признаков и симптомов болезнетворного процесса, но они, как правило, появляются лишь тогда, когда уже произошли очевидные патофизиологические сдвиги. В отличие от этого остеопатия, основываясь на рассмотренных выше заповедях, может работать с субклиническими, предпатологическими состояниями и не только разрешать жалобы пациента, но и действовать в сфере превентивной медицины.
В тех ситуациях, где болезнь ужу началась, она может устранить элементы, поддерживающие болезнь или усугубляющие ее, и помочь организму активизировать собственные системы самозащиты и саморепарации для самовосстановления с тем, чтобы прекратить прием лекарств или уменьшить их дозу. Таким образом, остеопатия может быть полноценной терапевтической системой. Наряду со сказанным, необходимо упомянуть о том, что, когда Э.Т. Стилл создавал свою остеопатическую политическую платформу, назначение медикаментов было случайным, а их диапазон от бесполезных до крайне ядовитых со всеми оттенками между этими крайностями. Современные фармацевтические средства далеко ушли от тех дней и многие из них могут спасти жизнь больному. Вряд ли найдутся остеопаты, которые будут возражать против назначения антибиотика при лечении бактериального менингита (и дети Стилла могли бы выжить, если бы в те времена существовали такие средства).
Хотя остеопатия есть завершенная система и можно найти остеопатический подход к лечению почти любой болезни, следует без колебания направить пациента на другое лечение, если оно в данном случае будет более эффективным.
Отдельно следует заметить, что в современных обстоятельствах, когда арсенал остеопатических методов уже с трудом умещается в стенах «остеопатического лечебного дома», может быть не лишним вспомнить о девятой заповеди Э.Т. Стилла и на основании критического размышления и соответствующих научных исследований начать отказываться от некоторых излишних методов.
И последнее, Э.Т. Стилл рассматривал организм как единое целое. Он никогда не демонстрировал отдельные техники, а показывал лечение. Он не говорил о поражениях в том смысле, в котором сегодня используется термин «остеопатическое поражение», а скорее использовал такие понятия, как «напряжение», «растяжение» «повернутые позвонки», «костные повреждения», а в нескольких случаях - даже слово «гипермобильность». Он пропагандировал очень холистический подход. Ранее уже говорилось о том, что студентам было трудно усвоить все то, чем Э.Т. Стилл хотел с ними поделиться. В своих попытках понять это и позже передать своим студентам его ученики и последователи пробовали разложить его подход на составные части и рассматривать их по отдельности. Это положило начало второй стадии или структурально-механистической эре. Наиболее важными ее достижениями были концепция остеопатического поражения и его роли в формировании болезни, что и будет рассмотрено в следующей главе. Однако здесь уместно упомянуть о том, что, хотя такое расчленение наследия Э.Т. Стилла на составные части имеет свое объяснение и что с учебной точки зрения способствует.
 
Сверху