Симметричные цепные рефлексы в положении на животе

Статьи

Симметричные цепные рефлексы в положении на животе

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
СИММЕТРИЧЕСКИЕ ЦЕПНЫЕ РЕФЛЕКСЫ В ПОЛОЖЕНИИ НА ЖИВОТЕ (1 из 2)
Альбрехт Пейпер, «Особенности деятельности мозга ребёнка», Государственное издательство медицинской литературы, 1962.

В положении на животе крепкие новорождённые неоднократно поднимают голову и снова роняют её. В первое время для младенца оказывается невозможным удержать голову длительное время приподнятой. Взор приподнятой головы вначале обращён вниз. Уже на этой стадии рефлекс имеет определённое значение. При подъёме головы освобождается носовой проход, т.е. дыхательные пути. Бывают случаи, когда слабые дети, находясь в положении на животе, уткнувшись в мягкую подушку, погибали от удушья, так как не были в состоянии выйти из этого положения. Иногда ребёнок способен хотя бы повернуть голову набок, если он ещё не может приподнять её для защиты от удушья (рис.23).

Анн-Даргассье (1954) описала у новорождённых следующую почти всегда встречающуюся реакцию в положении на животе: если голова ребёнка повёрнута в сторону, а руки неподвижны, то рука той стороны, куда повёрнута голова, поднимается к лицу, как будто ребёнок собирается рукой повернуть обратно голову. Если повернуть голову ребёнка в другую сторону, то другая рука проделывает то же движение. Реакция становится сильней, если при этом нажимать с постоянной силой на ягодицы справа или слева. Выбор приходящей в деятельное состояние руки определяется направлением лица. Движение руки облегчается, если при повороте головы немного приподнято плечо. После 2 месяцев ребёнок в состоянии поднять голову и плечи, что облегчает протягивание рук вперёд прежде, чем он начнёт на них опираться.

В процессе дальнейшего развития ребёнку удаётся из положения на животе все выше поднимать голову, а затем и верхнюю часть туловища (рис.23 - 30). Взор точно устремлён вперёд, в направлении предстоящего движения.

Положение головы ребёнка (рис.29 - 31) вызывает сильный выпрямительный рефлекс с шеи, устанавливающий туловище в правильное положение относительно головы. Мышцы туловища и ног также подпадают под влияние тонических лабиринтных и шейных установочных рефлексов, действие которых мы, впрочем, обнаруживаем у трудных детей не в столь ясной форме, как Магнус в своих опытах на животных. По мере большего подъёма головы образуется и все больший лордоз позвоночника (рис.24 - 27), и, наконец, происходит мощное разгибание бёдер, колен и голеностопных суставов (рис.26 и 27). При этом рефлекторное разгибание нижней половины тела часто настолько сильно, что ноги младенца при его обычном положении на животе не касаются стола, а несколько приподняты над ним кзади (рис.29, 30).

Рефлекс распространяется также и на руки (рис.24 -30), причём руки вначале лежат плоско. Для того, чтобы ребёнок не упал на стол, руки должны фиксироваться в плечевом и локтевом суставах, чтобы они могли превратиться в опору, поддерживающую тело, вначале плечи, а позже и предплечья (рис.27 - 29). В конце концов осуществляется опорная реакция, которую Магнус и Радемакер описали у животных. Существует, однако, разница между реакцией новорождённого и реакцией подопытных животных Радемакера: у последних конечности превращаются в прямые опоры, а у грудных детей руки вначале согнуты в локтях.

Следовательно, у ребёнка образуется в конце концов изображённый на рис.26 и 27 ясно выраженный цепной рефлекс, идущий от головы к шее, туловищу, рукам и ногам, до кончиков пальцев ног. Я называю его симметрическим цепным рефлексом в положении на животе (рис.31).

Рефлекс становится ещё отчётливее, когда ребёнок вынужден напрягаться, чтобы удержать принятое положение. На рис.31 ребёнок в положении на животе продвинут к краю стола головою вперёд до пупка так, что он не может больше опираться на руки. В этом положении голова и верхняя часть туловища круто приподняты, так что образовался ещё больше сильный лордоз позвоночника, чем на рис.27. Одновременно руки горизонтально отведены, будучи согнуты в локтях, и несколько приподняты кзади. При этом центр тяжести верхней части тела перемешается назад, чем облегчается удержание тела в этом трудном положении. Понятно, что ребёнок не может долго выдержать такую позу, он скоро устаёт и опускает голову и верхнюю часть туловища вниз. Если удерживать ребёнка за бёдра, оставив туловище без опоры в положении на животе, то возникает подобная же поза, но требующая значительно больших усилий.

97vei1q3wws.jpg

a2QevpzMyuQ.jpg

dUnexlAYeRM.jpg

gqGC5hI991o.jpg

K6KVT6tIlhw.jpg

kvcVxJMRQjM.jpg

nAiyhfC3q0U.jpg

RO3idhCFU7.jpg

SDYg3eF8KqI.jpg

XJ7HrCC0lxU.jpg



Продолжение:
http://alexeyzenin.ru/threads/Симметричные-цепные-рефлексы-в-положении-на-животе-2.247/
 
Сверху