Применение гипноанализа

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Применение гипноанализа


При упоминании о гипноанализе в умах некоторых людей всплывает психоанализ, и они считают одно логическим продолжением другого. Но на самом деле между ними существует настолько большая разница, что они не смогли бы заменить друг друга и им находят совершенно разное применение на практике. Психоанализ, во многих случаях, дает полное, объемное объяснение сложной модели поведения человека. Гипноанализ же, во многих случаях, откроет причину особой реакции пациента на данное обстоятельство. Это как разность между широким плато и точкой на ней.

Психоанализ работает с материалом подсознания, который через специальные, отнимающие много времени методы переносит его в сознание пациента так, чтобы он мог иметь с ним дело. Гипноанализ же имеет дело с пониманием ниже уровня сознания, которое врач должен помочь пациенту осознанно увидеть. Полный курс психоанализа занимает много времени, а в некоторых случаях — годы; тогда как гипноанализ занимает часы.

Чтобы пояснить разность между психоанализом и гипноанализом, можно привести такой пример: маленький мальчик в школе встает, чтобы рассказать стих. Он проделывал это тысячу раз и знает точный порядок слов. Но вдруг он забывает все подчистую; он не может вспомнить ни одной строчки. В замешательстве мальчик садится.

Посредством проведенного психоанализа мы бы могли узнать точно, почему мальчик забывает знакомый текст; при помощи же гипноанализа мы, вероятно, не получили бы такой полный ответ. Мы бы только могли узнать, почему он забыл текст в том особенном случае. Модель его забывания была бы открыта с использованием первого вида терапии; причина особенного случая была бы быстро выяснена с помощью второй терапии.

Давайте рассматривать практическое применение этого методу: человек входит в кабинет стоматолога и говорит: «Я хочу, чтобы вы вырвали все мои зубы». Врач исследует пациента и обнаруживает зубы в хорошем состоянии. Насколько стоматолог понимает, нет никакой патологии, требующей удаления зубов у человека. Вот — самая необычная и сложная модель поведения, которая потребует помощи психиатра — вот человек, который способный справиться с этой ситуацией. И он, вероятно, не станет использовать гипноанализ.

Другой пример. Человек входит в кабинет стоматолога для терапевтического лечения, доказывается, что у него очень сильный рвотный рефлекс.

Рвотный рефлекс большинством дантистов рассматривается как вариант нормы человеческого поведения. Это не сложная модель поведения, а какая-то странность. Стоматолог не стал бы посылать такого человека к психиатру. Его пациент просто показывает особую реакцию на особенный набор обстоятельств.

Для разбора данного случая при помощи гипноанализа понадобилось бы пятнадцать или двадцать минут. Применение же психоанализа в данном случае также было бы возможным, однако оно заняло бы значительно больше времени. Гипноанализ очень быстро делает пациента готовым к лечению зубов, тогда как при выборе психоанализа дантист не сможет проводить манипуляции на пациенте сразу же, а состояние полости рта пациента может значительно ухудшиться за месяцы или годы, которые пройдут, прежде чем психоанализ будет завершен.

Мы уже упоминали о довольно распространенной невротической проблеме в стоматологии, но довольно часто существуют невротические проблеме в медицине в целом. Есть ли что-то общее в этих проблемах? Психиатры утверждают: «Пятьдесят и более процентов людей, которые обращаются к врачам за помощью в излечении своих болезней, страдают от неврозов». Многим из этих людей гипноанализ смог бы помочь.

Да, этот метод не сможет помочь всем вашим пациентам с неврозами, но если вам удастся помочь хоть некоторым из них, то изучение гипноанализа стоило затраченных вами времени и усилий.

Метод точки отсчета



Здесь точка отсчета должна рассматриваться как отправная точка возникновения невроза. Каждое невротическое состояние где-то начинается в прошлом. Эта отправная точка часто называется нами точкой отсчета.

С техникой точки отсчета вы пытаетесь установить особый набор обстоятельств, который действовал как фактор возникновения невроза. Вы можете припомнить наблюдение Фрейда о том, что «амнезия... согласно последним исследованиям, лежит в основе формирования многих симптомов невроза». Амнезия — неспособность пациента помнить определенные элементы прошлых событий, и для их выявления требуется применение метода точки отсчета. В основе каждого явления лежит определенная причина. При помощи метода точки отсчета вы пытаетесь обнаружить первопричину заболевания у пациента.

Структура проведения гипноанализа

1. Надо установить психологический контакт с пациентом и собрать информацию о его проблеме на уровне сознания.

2. Нужно ввести пациента в трансовое состояние сомнамбулизма, вызывая состояние физического и умственного расслабления.

3. Убедительно рассказать в трансе пациенту, что в расслабленном состоянии его сознание расширено: «...Когда вы ...полностью так расслаблены, ...тогда ваш разум более осведомлен о событиях прошлого,.. .чем в любое другое время... Именно в этом состоянии, ...когда вы расслаблены физически... и умственно, ...вы можете вновь вспомнить... и пережить любой эпизод из вашей жизни,.. .который является важным для вашего поведения сейчас... Эти вещи не были забыты — они просто хранятся в резервах памяти... эти ранние события вашей жизни могут быть вновь пережиты с той же живостью... и в той же самой последовательности,.. в которой они первоначально произошли...»

4. Убедить его в правильности ваших слов. Затем перенесите его в детство (возрастная регрессия) — в 1 класс, день рождения, Новый год. Когда он начинает вновь переживать события так же ярко, как если бы они происходили сейчас, взаимопонимание с клиентом значительно увеличится, и вы сможете продолжить гипноанализ дальше.

5. Скажите пациенту, что он может вновь пережить или вспомнить вещи, события, связанные с его проблемой, которые приведут его к пониманию того, каким было начало данной болезни.

«...Многие люди думают... что не способны вспомнить... или пережить то... что было очень давно... Но это не так... Все то... что когда-то случилось с нами впервые... начиная с момента рождения, ...навсегда останется в нашем сознании... в нашей душе... в виде образов... чувств... воспоминаний... и мы можем в любой момент вернуться к этому... вновь пережить его... вспомнить вещи... события... поступки... связанные с этой проблемой...»

6. Напомните пациенту, что каждая болезнь имеет свое начало в прошлом, и вы хотите помочь ему обнаружить начало возникновения проблемы и узнать ее причину.

«...Мой здравый смысл подсказывает, ...что никто не рождается с (проблемой...), значит... это имеет свое начало... и причину... И если мы найдем, почему это случилось, ...тогда у нас... будет возможность помочь вам... понять причину... и избавиться от этого... Я собираюсь помочь вам... решить вашу проблему с (...), но и вы должны помочь мне в этом... Если вы будете сопротивляться, ...не выполнять мои требования, ...я не смогу помочь вам... Но если вы... будете работать над проблемой вместе со мной... и выполнять все мои указания, ...тогда я смогу помочь вам, ...и мы вместе сможем достичь успеха, ...результата ...исцеления... Как вам, подходит такое мое предложение?.. И тогда мы сможем вместе, ...достичь некоторого важного места... события... в вашей жизни... обнаружить начало... и узнать причину...»

7. Снова вернуть его в школу, в первый класс... И уточнить у него, «...имел ли он тогда... симптом, ...проблему, ...которую имеет сейчас...»

Может быть, придется перенести его в детский сад или еще в более ранний возраст... А может быть, надо будет двигать его во времени к старшим классам.

«...Вы можете начать... свободно... мысленно путешествовать... во времени... в пространстве... возвращаясь в прошлое, ...в любое место... в любой отрезок времени... из вашей жизни... Я позволяю вам видеть те события... сцены... которые вы видели тогда...

Итак, я хочу вместе с вами... отправиться назад... в прошлое... когда ты был маленьким мальчиком, ...чтобы узнать... было ли у тебя... это (...), когда ты был маленьким...

Теперь, мы с вами отправимся в то время, ...когда ты впервые пошел в школу... в первый класс.

Потому что я хочу поговорить с тем маленьким ребенком... первоклассником...

1 - Я собираюсь поднять... и отпустить вашу руку... Не пытайтесь вспомнить,.. .потому что никто не может вспомнить таким образом... В этот момент... просто скажите себе... Я отправляюсь туда...

2 — И когда я подниму... и отпущу вашу руку... вы вернетесь в школу... в первый класс... и сможете увидеть себя... сидящим за партой... так четко... как это было тогда, ...когда ты впервые пришел туда... где ты был... там... в первом классе...

3 — Теперь я подниму... и отпущу вашу руку, ...в тот момент, как только она упадет вам на колено, ...вы окажетесь там... в первом классе... вашей школы... вы увидите учителя... вы увидите парты (столы)... увидите доску... вы будете видеть окна... вы увидите все...

Ждите, что это случится, ...смотрите, как это случится... (Отпускаем руку...)

Вы находитесь в первом классе, ...осмотритесь вокруг...

— Тебе нравится школа...?

— Тебе нравится в 1 классе...?

— Кто сидит с тобой рядом...?

— Как его зовут...?

— Что происходит...?

Теперь, я задам тебе несколько вопросов, ...пока ты в 1 классе... Я подхожу к тебе... сажусь рядом... и спрашиваю:

— Тебе сейчас сколько... лет?

— Ты маленький (мальчик)... у тебя есть эта проблема...? Как хочешь, так и называй это...

— Ты маленький... (заикающийся... толстый... испуганный... с болью) мальчик...

Теперь мы перенесемся во времени во 2 класс...

Я подниму и отпущу твою руку... и когда она упадет,.. .ты уже будешь во 2 классе... отпускаем. Вот так.

Твоя память становиться все яснее и четче... с каждым твоим вдохом...

Ты находишься во 2 классе... осмотрись вокруг...

— Где ты? Что происходит?

—Я подхожу к тебе... и спрашиваю... У тебя есть эта проблема?... Теперь мы собираемся перейти в то время, ...когда ты учился в 3 классе...

Я подниму и отпущу твою руку... и когда она упадет,.. .ты уже будешь в 3 классе... Отпускаю руку...

С каждым твоим вдохом... твоя память проясняется... больше... и больше...

Ты находишься в 3 классе... осмотрись вокруг...

— Где ты? ...Что происходит?...

— Я подхожу к тебе... и спрашиваю... У тебя есть эта проблема?...

Я перенесу тебя в то время, ...когда ты учился в 5 классе...

Сейчас — я подниму и отпущу твою руку... и когда она упадет, ...ты уже будешь в 5 классе... отпускаю руку...

Твоя память становится все четче и яснее, ...и ты увидишь 5 класс... еще более ясно, ...чем это было в 1 классе...

Вы увидите учителя... вы увидите доску... столы... вы увидите все...

Но я хочу, ...чтобы вы заметили, как выросли дети с тех пор, ...как вы были в 1 классе...

Вот вы находитесь в 5 классе...

— Вы любите школу...? — Вам нравятся учителя...? Вам нравятся дети...?

— Расскажите мне... У тебя есть эта проблема...?

Мы идем в 10класс...

Я подниму и отпущу твою руку... и когда она упадет,.. .ты уже будешь в 10 классе... Отпускаю руку...

Твоя память становится все четче и яснее, чем это было в 1 классе... — Посмотри на себя... У тебя есть эта проблема?...

Выходим на проблему

Сейчас мы вернемся назад... в... (...) класс, ...и мы узнаем, что случилось между... (...) классом, и... (...) классом. Давайте посмотрим, ...что это было?...

— Я подниму и отпущу твою руку... и ты будешь в... классе (в 1 или 2 полугодии)...

Было ли что-то, ...что вызвало... (волнение... страх... эмоциональное расстройство... боль...)?

Давайте посмотрим, ...исследуем... что это было?...

1) Когда я подниму и отпущу твою руку... ты окажешься в том дне... когда у тебя впервые возникла... эта проблема (...),... когда ты стал... И ты будешь знать, ...почему так случилось...

Я подниму и отпущу твою руку, ...оставайся расслабленным... и у тебя все получится... Отпускаю...

— Расскажите, ...что случилось... произошло в тот день, ...когда это случилось с тобой впервые... и ты (стал... — почувствовал... — заметил...)

2) Когда я подниму и отпущу твою руку, ... оставайся расслабленным... и у тебя все получится... Отпускаю...

— Расскажите мне, ...что случилось в тот день... потому что это сможет (прекратить... — устранить... — решить...)... навсегда, ...если сейчас мы все вспомним... потому что мы хотим вспомнить... Итак, что произошло...?

Ты мог бы мне рассказать, ...чтобы я мог лучше помочь...»

8. Предупредите пациента, что любое событие, вызванное в этом расслабленном состоянии, может быть устранено, в этом же состоянии с помощью внушения с лечебной целью. И все это делается с целью установления точного диагноза.

Важно обратить внимание на то, пациент отвечает на ваши вопросы, просто вспоминая, или он переживает, фактически давая выход эмоциям при помощи абреакции. Если оказывается, что он просто вспоминает, не погружаясь в ситуацию, нам необходимо погрузить его в происходящее, ...чтобы он был там...

9. Находясь в точке отсчета, пациент будет в состоянии пережить весь процесс и ситуацию заново.

10. Вы оцениваете ответы пациента, которые могли бы указать на причину возникновения проблемы.

11. Находясь в травматической ситуации, пациент начинает испытывать панику, появляются вегетативные реакции.

12. Путем опроса выясняется причина проблемы.

13. Для ликвидации данной проблемы можно использовать реф-рейминг содержания (изменение смысла) или контекста или создать терапевтическую метафору.

Специалисты считают, что успехом к излечению неврозов является то, что больной должен сам или с помощью врача осознать по-новому давно забытое травматическое переживание, именно путем сознательного вызывания в памяти следов давно забытого переживания как конкретной причины данного заболевания. Это является единственным и главным способом в лечении неврозов. Излечение происходит в результате отреагирования и успокоения перевозбужденных нервных клеток мозга.

Кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит.
 
Сверху