Отдаленные последствия травм у новорожденных. Апледжер

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Недоношенные дети

Около 10 - 15% детей появляются на свет недоношенными. Ребенок считается недоношенным, если гестационный срок менее 38 недель. Недоношенный ребенок обычно весит при рождении 2500 г при росте менее 47 см.

По мере изменения отношения общества к применению лекарственных препаратов, плохого питания вследствие нищеты и т.д. мы наблюдаем исключения из общепринятых критериев недоношенности, особенно в том, что касается массы тела новорожденного. Все чаще на свет появляются новорожденные с малым весом, несмотря на то, что период беременности превышает 38 недель. Помимо этих социальных явлений, есть традиционные причины преждевременных родов: эклампсия; интеркур- рентные острые инфекции, хронические инфекции матери (сифилис), неинфекционные заболевания матери, такие как сахарный диабет, кардиологические нарушения, патология почек и т.п., многоводие, патология со стороны плаценты (предлежание плаценты), многоплодие, тяжелые эмоциональные потрясения, усталость, перегрузки на работе и пр., плохое питание матери, возраст матери старше 40 лет. Кроме того, аномалии развития плода часто приводят к раннему выкидышу, мертвороладению или преждевременному рождению живого ребенка.

Есть много клинических признаков недоношенности. Конечно, он маленький, хилый, почти с прозрачной кожей, которая покрыта пушковым волосом - лануго. Ногти пальцев рук и ног не выходят за пределы кончиков пальцев, как у доношенного ребенка. Развитие подкожного жира минимальное, поэтому ребенок имеет хилый, часто обезвоженный вцд. У доношенного ребенка подкожного жира столько, что он внешне пухленький. Этот жир является источником калорий, когда способность к усвоению и перевариванию пищи только налаживается. Часто наблюдается цианоз губ, пальцев и ногтевых лож, в тяжелых случаях зоны цианоза более обширны. Степень цианоза зависит от развития и функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чаще всего у недоношенного ребенка обнаруживается отсутствие реакций на опасность и взаимодействия с окружающим миром. Тело расслабленное, обвислое. Мышечная сила низкая, что проявляется отсутствием произвольных движений конечностей и туловища. Сосательный и глотательный рефлексы функционируют недостаточно или отсутствуют вовсе, температура тела часто ниже нормы.

Недоношенные дети не способны правильно регулировать температуру тела. Кожа часто горячая. Потоотделение еще не развито. Потение - это способ избавления от избыточного тепла, и из-за этой неспособности тепло накапливается внутри. Контроль внутренней температуры тела очень важен, т.к. от него зависит метаболизм, а также функция внутренних органов. Повышенная температура внутри тела может привести к поражению таких жизненноважных органов, как головной мозг. С другой стороны, гипотермия является методом терапевтического воздействия, и сейчас он активно изучается. Метод гипотермии позволяет сохранять живые ткани путем уменьшения потребности в кислороде и питательных веществ вах. Для новорожденного необходимо, чтобы работали все ткани. Жизнь новорожденного балансирует на грани, он вынужден завершать свое развитие без плаценты, вне матки.

Дыхательная система недоношенного ребенка недоразвита, поэтому оксигенация происходит на недостаточном уровне. Мы всегда надеемся, что причина цианоза исключительно в легочной системе, а не в сердечнососудистой. Дыхательная система и головной мозг - эго две последние системы, развитие которых должно завершиться после рождения, поэтому респираторный цианоз у недоношенных детей - норма, и с каждым днем и неделей эффективность оксигенации крови по мере «дозревания» органов дыхания увеличивается.

То же самое относится к усвоению пищи пищеварительной системой: со временем наблюдается улучшение. Поэтому недоношенным детям требуется внутривенное высококалорийное питание, т.к. пищеварительная система еще не работает на должном уровне. Бее те же положения применимы и к иммунной системе. Требуются экстренные меры по профилактике инфекций.

Отдаленные последствия травм у новорожденных

До настоящего времени в традиционной медицине бытует мнение, что новорожденные не способны испытывать и запоминать боль и эмоциональную травму. По этой причине применялись и по-прежнему применяются многие инвазивные и болезненные методы диагностики и лечения без учета того, что ребенок может чувствовать боль или дискомфорт. Вероятно, еще большее значение имеет почти полное непризнание эмоциональных последствий применения этих методик и того, как специалисты их проводят. Нам известно, что физические и эмоциональные травмы фиксируются в банке памяти новорожденного.

Фиксируются, но подавляются. И взрослому пациенту придется прилагать большие усилия, чтобы их вытеснить из сознания. Такие усилия принимают формы разнообразного аберрантного поведения, как, например, беспричинные страхи и фобии, необоснованное чувство вины и ряд других неврозов и навязчивых состояний.

Я считаю, что нельзя судить другого, пока сам не влез в его шкуру. На самом деле я влезал в его шкуру, и я немного знаю, что такое комплекс вины, т.к. помню такие процедуры, как обрезание крайней плоти, щелчки по спине, прокалывания вен, и всё это невзирая на мой жалобный плач и крик. Я делал всё это, т.к. был вынуладен делать, будучи врачом- ординатором. Меня учили, что ребенок, когда он такой маленький, ничего не воспринимает и не запоминает, т.к. его мозг еще не развит. Нас учили, что надо просто выполнять свою работу и не волноваться на этот счет. Я считал, что таких вещей, как эмоциональный травмирующий инцидент новорожденного попросту не существует, и что не может быть отдаленных последствий психоэмоциональных травм.

Когда последние 15 лет я работал и изучал техники соматоэмоцио- нального релизаэт, терапевтического воображения и диалога, из множества наблюдений я сделал вывод, что плод в утробе матери, плод, проходящий через родовой канал и новорожденный чувствуют и фиксируют в своей памяти как физические, так и эмоциональные травмы, которым они подвергаются. Некоторые из этих травм случаются от природы, другие исходят от родителей и прочих людей, либо являются результатом несчастных случаев и влияния физической среды, но могут причиняться медицинскими работниками с вполне добрыми намерениями.
Каждый из нас, кто занимается краниосакральной терапией, сомато- эмоциональным релизом, терапевтическим воображением и диалогом наблюдал многих взрослых, страдающих пониженной самооценкой, дефицитом собственной значимости, комплексом вины и т.п. Значительный процент этих проблем возникает при сообщении женщиной своему мужу о том, что у них будет ребенок. Характерным является недовольство мужчины, не желающего ребенка. Беременная мать оказывается эмоционально подавленной. Обсуждается аборт. Подробности могут быть самыми различными. Но основным является то, что плод в матке каким-то образом чувствует разлад между ожидающей ребенка матерью и отцом. Б результате получается, что ребенок вырастает с серьезными сомнениями на подсознательном уровне относительно значимости и необходимости собственной жизни. Часто, когда мы погружаемся слишком глубоко в переживания пациентов, мы узнаём, что они как бы не желали появляться на свет. По-видимому, это ощущение идет от эмоционального конфликта между матерью и отцом, когда плод, находящийся в утробе, осознает, что он нежелателен. Такой сценарий, согласно моему опыту, наблюдается очень часто. Детали ситуации могут варьироваться, но основная тема остается.

Другим характерным сценарием, который я наблюдал у пациентов мужского пола, страдающих нарушениями половой функции, это то, что при торопливом и болезненном выполнении обрезания возникает ощущение неполноценности полового члена. Такая интерпретация этого раннего и болезненного опыта сохраняется в памяти ребенка. Б дальнейшем тема пениса связана с чувством вины. Проблемы возникают, когда начинает действовать либидо и когда оно сталкивается с чувством вины, связанным с половым органом. Мне кажется, что можно прояснить эти детали и нормализовать половую функцию. Чтобы выяснить подробности, мы устанавливаем, что произошло, побуждая вторично пережить ощущения, преследующие пациента. Удивительно, как много вещей ребенок воспринимает, хранит в памяти и подавляет в ней.

Мне вспоминается одна проблема, связанная с обрезанием. Я заставляю пациента двигаться, а он сам решает, в каком направлении. Это был 34-летний еврей, которого преследовал страх, что «люди» его убьют. Страх появился с год назад. Это был не психоз, но иррациональность страха сильно мешала жить. Позднее, когда страх усилился, ему стало трудно о нем говорить. Часто ему не удавалось вообще ничего сказать.

Я подумал, что это могла быть интерпретация обрезания как атаки и нападения на него с целью убийства. Нет, не это. Это была марля, смоченная кошерным вином и положенная ему в рот, что и было истолковано как попытка его убить через удушение. Марлю положили в рот перед обрезанием в надежде, что она окажет успокаивающее и анестезирующее действие. Б данном случае ребенок интерпретировал это, противный вкус и запах вина как попытку раввина в сговоре с его отцом и другими подозрительными дядьками его убить. Ощущения, связанные с этим инцидентом, вышли наружу, в сознание.

Так что подумайте обо всех этих инвазивных методах, болях и страданиях, которые, как считают доктора, не воспринимаются и не запоминаются ребенком. Удивительно еще, что у большинства из нас нет проблем...

baby-screaming.jpg
 
Сверху