Основные концепции китайской психиатрии и неврологии

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
ЕДИНСТВО МАТЕРИИ, ЭНЕРГИИ И ДУХА

(Основные концепции китайской психиатрии и неврологии)
Нас никогда не удивляет, а, наоборот, всегда отрезвляет, когда мы обнаруживаем, что многое из того, что мы пеним как современное достижение, существовало раньше и что многое из того, что мы осмеиваем как устаревшее и постыдное, все еше преследует нас.

Фредерик Редлих и Дэниэл Фридмэн. Теория и практика психиатрии

Единство души и тела в китайской медицине

Еще 50 лет назад в западной медицине преобладало мнение, что психика мало влияет или совсем не влияет на болезнь тела. Со временем многие западные врачи стали полагать, что психическое состояние больных все же оказывает некоторое влияние на физическое состояние, вследствие чего был введен термин «психосоматический». Сейчас ситуация прямо противоположная. Некоторые врачи дошли до того, что стали считать, что болезнь (может быть, только за исключением травм в результате аварий) - это функция психики.

В китайской медицине душа и тело, или психика и сома, всегда рассматривались как органичное целое. На физическое состояние всегда действует психика, и психическое состояние тоже самым тесным образом связано с телом. Интеллектуальная деятельность человека страдает, если он плохо себя чувствует; подобным же образом нарушается его физическое здоровье, если что-то отрицательно влияет на его психику и эмоции.

Поскольку.1 в китайской медицине не делается резкого различия между физическими и психическими нарушениями, болезни - например, болезни мозга, сердца или психические и эмоциональные заболевания - не подразделяются на категории. Неврологические и психические нарушения широко известны как болезни сердца, поскольку сердце в китайской медицинской философии - вместилище сознания и эмоций.

Поэтому, хотя психиатрия, которая включала лечение неврологических заболеваний, достигла очень высокого уровня в китайской медицине, в Древнем Китае психиатры не были выделены в отдельную профессиональную группу. Удивительно не то, что психические (а также неврологические) заболевания врачи-терапевты лечили как физические болезни, а то, что это лечение обычно было успешным.

В то время как часто западный диагноз представляет собой всего лишь предположение даже в настоящее время и лечение проводится наобум, в китайской медицине разработаны сложные и эффективные системы диагностики и лечения. Западу есть чему поучиться у китайской психиатрии.


Недостатки западной психиатрии

Из-за недостаточного понимания того, как работает китайская медицина, многие считают ее ненаучной, а западную - воплощением научной медицины. В этом отношении очень показателен пример, как китайские и западные врачи обычно диагностируют и лечат своих пациентов. Прист и Вул-фсон в своем очень авторитетном труде «Учебник психиатрии», который выдержал несколько изданий, говорят о западной диагностике в психиатрии следующее: «То, как ставится диагноз, можно проиллюстрировать на примере с воображаемой пациенткой на приеме у врача с жадобами на учащенное сердцебиение. Она страдает также дрожанием, мышечным напряжением, тревожностью и избыточным потоотделением. Можно предположить, что она находится в состоянии тревожности. Было бы опасно делать такое заключение на этой стадии, без дальнейших вопросов. Предположим, что в процессе беседы она признается, что у нее плохое настроение, нет сил, она чувствует какую-то безнадежность, она очень похудела, потому что совсем нет аппетита, она просыпается очень рано и ее преследуют суицидальные мысли. Теперь врач будет доказывать, что наиболее вероятным ему кажется диагноз депрессивного заболевания (для которого, как известно, характерны симптомы тревожности).

Он радикально изменит мнение, если она еще скажет, что страдает слуховыми галлюцинациями: слышит голоса, обращающиеся к ней в третьем лице, и чувствует, что ее действия контролируются таинственной машиной, находящейся в подвале. Врач будет убежден, что она страдает шизофренией.

Этот диагноз был бы приемлемым, если бы было установлено, что она страдает функциональной психической болезнью. Однако любой симптом психической болезни может быть результатом органической болезни мозга. Поэтому необходимо исключить наличие болезни мозга, прежде чем ее галлюцинации и пассивность будут приняты в качестве доказательства шизофрении».

Несмотря на подчеркнутую объективность и количественные данные в западной науке, описанный диагноз полностью основан на субъективном суждении. В большинстве случаев западное психиатрическое лечение тоже полно неопределенностей. Основные формы лечения психических расстройств - психохирургия, химиотерапия, электроконвульсивная терапия, психотерапия и терапия поведения. Вот что говорит Элтон Б. Макнейл о психохирургии:

«Это была печальная глава в истории соматической терапии, глава, написанная теми, кто решил, что для "лечения" психического заболевания необходима психохирургия. Вскрытие черепа для того, чтобы выпустить злых духов, практиковалось с самого начала истории цивилизации, к сожалению, и в наше время проводятся подобные сложные операции... За короткий период расцвета психохирургии (приблизительно 15 лет) тысячи и тысячи больных подверглись этим операциям, став в результате пассивными созданиями с поврежденной психикой, - так за счет отдельных больных была решена культурная проблема».

С 1950-х годов использование психотропных лекарственных средств для регулирования настроения и контроля над психическими расстройствами дос тигло фантастических масштабов. Однако предположение о наличии прямой зависимости между химией и поведением было признано наивным, поскольку быстро стало очевидным, что поведенческие последствия в результате приема психофармакологических препаратов часто оказывались неустойчивыми и непредсказуемыми. Если бы побочные эффекты применения этих лекарственных средств были более широко известны, многие люди обратились бы к альтернативному лечению. Например, большая часть фено-тиазиновых и нефенотиазиновых нейролептиков, основных транквилизаторов, вызывают аменорею (прекращение менструаций на длительный период), бесплодие и паркинсонизм (прогрессирующие нарушения центральной нервной системы)! Даже три-цикличные антидепрессанты, признанные как крупное достижение в лечении депрессии, вызывали ухудшение зрения, учащенное сердцебиение, низкое кровяное давление, мелкоразмашистое дрожание конечностей и сердечные приступы.

Несмотря на множество недостатков, электроконвульсивная терапия, или, как многие предпочитают ее называть, «электрошок», - обычная практика многих психиатров. В 1992 г. федеральная программа медицинского страхования Соединенных Штатов для пожилых людей и инвалидов оплатила 101 854 сеанса электроконвульсивной терапии по сравнению с 88 847 сеансами в 1986 г. По данным Национального института здравоохранения Соединенных Штатов 1992 г., каждый год в Америке сеансы электроконвульсивной терапии проводятся для 110 тыс. человек.

Все же «теорий о том, каков механизм электрошока при лечении для изменения познавательнойспособности, восприятия, эмоций и поведения, много: они противоречивы и сбивают с толку». Кроме этого, пациенты вынуждены мириться с такими побочными эффектами, как амнезия (потеря памяти), и иногда существует риск переломов и сердечно-сосудистых дисфункций.

Психотерапия, один из разделов психоанализа Зигмунда Фрейда, заключается, во-первых, в том, что врач разговаривает с пациентом до тех пор, пока у больного не исчезнут эмоциональные и поведенческие нарушения, У этого метода два недостатка. У пациентов с психическими проблемами вряд ли есть необходимый языковый и концептуальный контроль или достаточная ясность ума для того, чтобы у них появлялся инсайт, необходимый для понимания ошибок в эмоциях или поведении, что требуется для их преодоления.

Во-вторых, врач представляет проблемы больного в менее неприятном свете, чтобы пациент принял то, что не мог принять раньше. Однако если бы пациент мог принять свои неприятные ситуации, его проблемы не стояли бы у него на первом месте. Даже если врачу и удастся убедить его принять эти ситуации, облегчение будет только временным и проблемы вскоре снова всплывут на поверхность, потому что они для него неприемлемы.

В то время как психотерапия - это «терапия разговора», бихевиоральная терапия - это «терапия действия», и существует она недавно, с 1960-х годов. Ее развитие - это реакция на психотерапию, которую некоторые психиатры считают неэффективной. Приверженцы бихевиоральной терапии убеждают: то, что считается невротическими или психическими нарушениями, на самом деле искаженное паттернами плохо адаптирбванное или неадекватное поведение, и оно может быть скорректировано систематическим переучиванием.

Хотя бихевиоральная терапия в настоящее время - популярная и распространяющаяся форма психиатрического лечения в западных обществах, ее основная презумпция (предположение) необязательно и неполностью истинна. В то время как некоторая или даже большая часть системы поведения - результат научения, нельзя отрицать, что существенными причинами психических и эмоциональных нарушений выступают такие физические факторы, как гормональный дисбаланс и дефекты мозга.

Типовое поведение, установленное врачами, может находиться под влиянием культуры, и использование наказания в качестве мощного средства исправления нежелательного поведения затрагивает морально-этические ценности.

Более того, многие психиатры задаются вопросом, действительно ли это лечение подавляет неврозы и психозы пациентов с помощью навязанного поведенческого паттерна наподобие того, как мы облегчаем лихорадочное состояние, применяя большие дозы аспирина. Температура снижается, но болезнь остается. «Так же как психотерапия, поведенческая терапия неэффективна при более серьезных психических заболеваниях типа шизофрении и наркомании или при таких органических мозговых синдромах, как амнезия (потеря памяти) и деменция (слабоумие)».

При таких недостатках диагностики психических заболеваний и их лечения, а также при увеличивающихся стрессах современной жизни неудивительно, что частота и преобладание психических заболеваний в западных обществах вызывают большую тревогу.

Цель обсуждения изложенных недостатков - не принижение западной психиатрии, а стремление показать, что изучение китайской психиатрии, о которой многие думают, что ее просто не существует, может быть очень полезным для Запада.

Основные понятия китайской психиатрии
Полезно вспомнить, что китайцы признают психические расстройства, но не отделяют их от физических заболеваний. Они также не классифицируют по категориям психиатрические и неврологические нарушения.

Следовательно, все знания и приемы, используемые для лечения болезней тела, такие как гармония инь-ян и системы меридианов, фитотерапия и акупунктура, также применимы для лечения психических расстройств. Следующие понятия важны для хорошего понимания психического (включая неврологическое) здоровья.

1. Единство сомы и психики
Китайские медицинские философы, так же как и философы в других областях, всегда подчеркивали единство сомы и психики. Китайские мастера учили, что тело живо благодаря психике и психика работает благодаря телу. Во «Внутренней классике медицины» подчеркивается: «Чтобы питать психику, мы должны понимать размер, природу и физиологию тела».

2. Единство материи, энергии и духа
Аналогично единству психики и тела существует единство материи, энергии и духа. Материя, или дзын, относится к тончайшему материалу, составляющему физическое тело. В соответствии с западной терминологией, это субатомные частицы, из которых состоят все части нашего тела.

Энергия, или ци, -- это жизненная сила, руководящая всеми нашими внутренними и внешними движениями, включая бесчисленные мельчайшие физиологические и психические процессы, которые часто воспринимаются как сами собой разумеющиеся.

Дух, или шэнъ, - это психика, или сознание, направляющее и контролирующее нашу материю и энергию. В метафизическом или духовном контексте это ваша сущность. Материя без энергии - это просто масса вещества: материя и энергия вместе подобны работающей машине; именно дух делает человека человеком, почти божеством. Материя, энергия и дух - это не три отдельные составляющие человека, работающие вместе; это три тесно связанных между собой аспекта одного органичного целого.

3. Сердце - это вместилище сознания и эмоций

В то время как некоторые нейрохирурги гадают, существует ли сознание как нечто отдельное или это просто функция мозга, китайские врачи не сомневаются в том, что сознание - это реальность и что его вместилище - это сердце, а не мозг.

Интересно заметить, что современное население Запада полагает, что мозг - это вместилище сознания и косвенно - эмоций; все остальные на роды, включая египтян, индийцев, арабов, жителей Южной Америки, а также средневековые европейцы всегда считали, что вместилищем сознания и эмоций служит сердце (хотя некоторые люди, жившие в Елизаветинскую эпоху, во времена Шекспира, верили, что местонахождение сознания и эмоций - печень). Не думайте, что эти люди были невежественны и не знали о существовании такого органа, как мозг.

Китайцы, как и другие великие народы, в древние времена уже обладали подробными и правильными знаниями о головном мозге, но в целом они считали его чем-то вроде мощного компьютера, хотя в Древнем Китае в действительности велись споры, является ли вместилищем сознания сердце или мозг.

4. Ответственность за поддержание здоровья лежит на сознании
Китайские медицинские философы и ученые с давних пор понимают важность единства души и тела, они подчеркивают, что в их подходе к лечению болезней и укреплению здоровья большую роль играет сознание, а не тело. Медицинская аксиома гласит: «Чтобы упорядочить форму, сначала нужно упорядочить дух; чтобы развить тело, сначала нужно развить сознание».


5. Значение добродетели в развитии сознания
Древние китайские мастера, как религиозные, так и светские, подчеркивали, что в развитии нашего сознания для достижения здоровья и долголетия очень важно развивать добродетель. В «Каноне Желтого императора о внутренней медицине» говорится: «Вредные желания не должны искушать его глаза; сексуальные искушения не должны двигать его сердцем; знающие, но не высокомерные; не привязанные к материальной собственности: таким образом, в соответствии с Дао он может прожить до ста лет. тем не менее его движения не нарушены и его добродетель не запятнана*.

Эти понятия создают философскую основу для китайской психиатрии и неврологии. Например, вера в единство души и тела объясняет, почему китайцы не делают различия между психическими и физическими болезнями, а их доктрина о сердце как о вместилище сознания, контролирующего все другие органы, включая головной мозг, позволяет эффективно лечить неврологические нарушения, такие как эпилепсия и гемиплегия. используя систему меридианов. Эти понятия помогают по-другому взглянуть на некоторые аспекты здоровья и медицины. Западные ученые могут счесть полезным исследовать вопрос, не являются ли их безуспешные попытки найти решение многих медицинских проблем, таких как рак и дегенеративные болезни, следствием того, что они игнорировали неделимое единство сознания и тела.

Если мы сможем принять это единство, станет ясно, что исключительно упрощенный и механистический подход в западной медицине, такой как, например, подробное изучение отдельных клеток (что само по себе полезно) вместо изучения больного как единого целого организма и сознания, не может быть удовлетворительным в практическом применении, поскольку он построен на ложной посылке.

С оптимизмом можно утверждать, что многие успехи в китайской медицине, так же как и в других альтернативных системах исцеления, в лечении так называемых неизлечимых болезней возможны, потому что они принимают во внимание огромное влияние сознания больных в процессе восстановления и укрепления здоровья.

Пятая концепция, изложенная выше, то есть значение добродетели в укреплении здоровья и исцелении, некоторым людям покажется наивной. Может быть, если мы будем знать, что совет из «Канона Желтого императора о внутренней медицине» был дан Ч и По (Ци Бо) императору-философу Хуан Т и (Хуан Ди), мы не будем так высокомерно относиться к древней мудрости и начнем понимать, что многие современные психические и физические проблемы, такие как депрессия, фобия, гипертензия и язва желудка. - результаты уступок вредным желаниям, сексуальным искушениям и привязанности к материальной собственности.

В то же время Ци Бо не призывал нас к пуританству; и он и другие мастера советовали быть умеренными и добродетельными в повседневной жизни.

Этиология психических и неврологических заболеваний
Хотя у болезней, психических и остальных, существует множество разных причин, их можно разделить на три группы, а именно: внешние причины «шесть зол»,-внутренние причины «семь эмоций» и не внешние-не внутренние причины.

Внешние причины, такие как «холод» и «жар», могут соответственно снижать действенность иммунной системы пациента или усиливать у него обмен ные процессы, приводя к таким психотическим состояниям, как депрессия и истерия. В более серьезных случаях «ветер» и «огонь», например, могут вызывать неврологические нарушения, такие как апоплексия и деменция.

Не внешние-не внутренние причины, типа ненормального образа жизни и недостаточного сна, могут привести к параноидальному состоянию и галлюцинациям. Тем не менее внутренние причины «семи эмоций» - самые значительные, насколько это касается психических и неврологических нарушений. Они также связаны с психосоматическими заболеваниями, такими как гипертензия, язва и сексуальные расстройства.

«Семь эмоций» - это радость, гнев, меланхолия, беспокойство, печаль, страх и шок. Конечно, спектр человеческих эмоций безграничен; эти семь - всего лишь репрезентативные типы.

Эти семь типичных эмоций нормальные и обогащающие нашу повседневную жизнь. Они становятся болезнетворными факторами, только в том случае, когда они в избытке или отрицательно воздействуют на человека. Предварительное объяснение относительно семи эмоций как внутренних причин болезней было дано в главе 10. Китайские ученые-медики давно открыли, что энергии этих эмоций определенным образом влияют на различные органы и вызывают характерные реакции.

Радость обычно воздействует на сердце. Если радость избыточна или отрицательна, она рассеивает энергию сердца, в результате возникают нарушения духа или сознания, вызывая учащенное сердцебиение, бессонницу, истерию, манию, потерю сознания и даже смерть.

Примером отрицательной радости служит чувство удовольствия при виде неприятностей или страданий других людей.

Когда мы говорим, что радость действует на сердце, это не означает, что она не действует на другие органы; просто сердце больше, чем другие органы, подвергается воздействию энергии, производимой радостью. Это объяснение применимо ко всем другим эмоциям и органам в описании, приведенном ниже.

Гнев влияет на печень, вызывая застой энергии, и результатом может быть потеря аппетита, бледность лица, холодные конечности, потеря сознания и смерть. Человек, предрасположенный к проявлению гнева, обычно нетерпелив и раздражителен, обычно эти черты характерны для тех, кто страдает раком желудочно-кишечного тракта. Значительный застой энергии в печени может привести к деменции (слабоумию). Гнев также вызывает повышение энергии в печени, в результате чего развиваются мания и гипертензия.

Меланхолия действует на легкие, уменьшая их энергию. Это приводит к депрессии и тревожности, а также к появлению кашля, рвоты, бессонницы, запора и половой импотенции. Тяжелые случаи меланхолии вызывают деменцию (слабоумию) и рак. Поскольку легкие тесно связаны с сердцем, меланхолия, поражающая легкие, может подействовать и на сердце. Поскольку недостаток энергии сердца приводит к ‘эпилепсии, меланхолия иногда становится причиной этой болезни.

Отрицательная энергия тревожности воздействует на селезенку, вызывая застой энергии в селезенке. Это сказывается на системе пищеварения, приводя к потере аппетита, метеоризму, ухудшению зрения, учащенному сердцебиению, бессоннице и потере памяти, а также состоянию тревожности и депрессии. Тяжелые случаи состояния тревоги могут вызвать рак. В то время как западные врачи считают, что метеоризм является результатом попадания воздуха в желудочно-кишечный тракт, китайские врачи полагают, что причиной служит застой энергии в селезенке.

Печаль отрицательно влияет на легкие и сердце, вызывая оттуда отток энергии. Таким образом, верхняя часть «обогревателя», или полость грудной клетки, становится горячей, и там образуется застой. Поскольку сердце тесно связано с другими органами, печаль обернется психическими и психосоматическими нарушениями, связанными с другими органами. К самым распространенным проблемам, появляющимся в результате воздействия печали, относятся кашель, туберкулез легких, бессонница, потеря аппетита, эпилепсия, депрессивный невроз, депрессивный психоз, инволюционная меланхолия, навязчивые состояния и суицидальный синдром.

Страх вызывает снижение энергии и влияет на почки. Это может послужить причиной таких психосоматических заболеваний, как неконтролируемые процессы дефекации и мочеиспускания, диарея, непроизвольная эякуляция и импотенция или таких психотических состояний, как тревожность и различные фобии. Если жизненную энергию не удается восстановить в тяжелых случаях, следствием может быть шизофрения, эпилепсия или судороги.

В результате шока поражаются сердце и желчный пузырь, при этом энергия хаотически рассеивается. Это вызывает дисбаланс энергии и кровотока. К заболеваниям, связанным с шоком, относят ся учащенное сердцебиение, бессонница, потеря сознания, судороги и различные виды фобий. Шок, как и страх, влияет на почки, вызывая соответствующие нарушения.

У некоторых читателей может возникнуть вопрос: «Каким образом китайским мастерам стало известно, что радость оказывает влияние на сердце, гнев - на печень, а не наоборот, или на другие органы? Откуда они знают, что меланхолия может быть причиной деменции и рака, а беспокойство вызывает застой энергии в селезенке?» Это правомерные вопросы.

То же самое, если кто-нибудь, мало знакомый с западной медицинской философией, задаст вопрос: «Каким образом западные специалисты узнают, что депрессия - это поглощение агрессии, а мания - защитный механизм, предотвращающий депрессию, а не наоборот, или какие-то другие физиологические или психологические процессы? Откуда они знают, что дефект головного мозга может вызвать эпилепсию, определенное вещество - рак, а беспокойство - учащенное сердцебиение, потоотделение и дрожание?»

Однако китайцы более «научны» в своих открытиях. В то время как большая часть ответов западных врачей на заданные вопросы все же умозрительна, вся информация о болезнях накоплена китайцами на протяжении веков путем эмпирического изучения и подтверждена применением на практике в течение такого же длительного времени.

Например, когда бы китайский врач ни осматривал своего пациента (проверяя пульс, изучая внешние симптомы на теле и т. п.), когда больной весел, врач обнаружит, что у него проблема именно с сердцем, а не с печенью или с другими системами. И если он устраняет чужеродный «огонь», находящийся у него в сердце и вызывающий манию или истерию, и восстанавливает энергию сердца, его пациент, страдающий манией или истерией, вскоре почувствует улучшение.

Понятно, что читатели, не знакомые с китайской медицинской философией, сочтут это объяснение экзотическим. Приводимая далее концепция должна показаться даже более интересной.

В соответствии с китайской медицинской философией пять цзан, накопительных органов, также служат вместилищами высших сил. В сердце находится «дух» (шэнь); в печени - «душа» (хунь); в селезенке - «воля» (и); в легких - «сознание» (по); в почках - «намерение» (чжи). Следует заметить, что это не метафизическая, а медицинская концепция.

Эта концепция еще больше укрепляет веру в то, что наша душа не заключена в головном мозге, а рассеяна по всему телу и особенно сосредоточена в пяти органах цзан. Этим, возможно, объясняется, почему, когда некоторые нейрохирурги (подобно хорошо известному Ричарду Рестаку, воскликнувшему: «Просто ничего нет, чтобы доказать, что существует что-нибудь, кроме мозга, взаимодействующего с некоторыми аспектами внешней или внутренней реальности») делали операции на мозге, они не могли найти сознание.

Более того, разные термины, обозначающие нашу душу -- дух, душа, воля, сознание, намерение, - предполагают многие и разные аспекты нашего сознания, такие как восприятие, память, ум, воображение, визуализация, концептуализация и интуиция.

Поэтому в то время как западные нейрохирурги делают операции на головном мозге, чтобы корректировать его дефекты (или то, что они принимают за дефекты), причем зачастую эти операции не достигают результата, китайцы работают над неврологическими нарушениями, используя системы меридианов, не прибегая к операциям на мозге.

Например, эпилепсию успешно лечат, устраняя блокировку энергий в сердце и почках, чтобы эти энергии свободно текли к мозгу и в обратном направлении.

Новые, интересные открытия могут быть сделаны при исследовании, является ли мозг, как полагали древние китайцы, компьютером, регулирующим потоки информации и оглушения, текущие по направлению ко всем органам нашего обладающего чувствительностью тела и обратно, а не мощной концентрацией всех наших эмоции и умственных способностей.

За исключением нейрохирургии, которая теперь менее популярна, поскольку часто превращает больных в людей, живущих растительной жизнью, все основные методы влечения в западной психиатрии, такие как химиотерапия, электроконвульсивная терапия, психотерапия и бихевиоральная терапия, на самом деле существуют в китайской медицине, но только со значительными отличиями.

В китайских методах нет недостатков и побочных эффектов западной терапии. Более того, китайские методы обычно менее дорогие, более эффективные и с более быстрым результатом. Они лечат пациента в целом, часто попутно избавляя его от психосоматических болезней.
 
Сверху