Натуралистическая техника гипноза

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Натуралистическая техника гипноза


Натуралистический подход к проблеме индукции гипнотических трансов, в отличие от формальных традиционных методов индукции трансов, требует более углубленно го исследования, экспериментирования и изучения, считал М. Эриксон.

Натуралистический подход к решению проблемы клиента означает признание и принятие терапевтом неожиданно возникшего у пациента состояния (или поведения) и работу именно с этим состоянием, без каких-либо попыток его психологической реорганизации. Тогда поведение пациента помогает и активно участвует в процессе введения в транс, а не является помехой. Принимая во внимание отсутствие более четкой терминологии, данный метод может быть назван натуралистическим подходом, при котором используется принцип синергизма (взаимное усиление действия).

В основе натуралистического подхода лежат взаимоотношения и взаимозависимость между терапевтом и пациентом. При таком подходе особое значение приобретают:

1) принятие способов реагирования некой модальности в качестве неотъемлемой части других модальностей;

2) признание взаимообусловленности и взаимозависимости различных способов реагирования (например: напряжение мышц руки пациента усиливает его коленный рефлекс).

С тем, чтобы проиллюстрировать и внести ясность в эти понятия, приведем несколько терапевтических историй.

История 1

Мужчина в возрасте сорока лет проявлял интерес к гипнозу и изъявил желание принять участие в некоторых экспериментах. В первых гипнотических опытах он проявил себя как человек, отлично поддающийся гипнозу, но потом потерял интерес к экспериментальным исследованиям.

Спустя несколько лет оказавшись пациентом зубного врача, этот мужчина пожелал, чтобы во время лечения был применен гипноз, так как сильно боялся боли.

Мужчина легко вошел в состояние транса, под внушением была легко достигнута анестезия его руки, но область рта не поддавалась ни анестезии, ни обезболиванию ни в какой мере. Наоборот, область рта стала еще более чувствительной. Все усилия терапевта провести анестезию рта или обезболивание с помощью внушения оказались безуспешными.

Также были безуспешными и все попытки дантиста и его коллеги-терапевта применить к этому пациенту различные технические приемы анестезии. На внушение реагировала любая часть его тела, но не область рта.

Тогда М. Эриксоном был использован натуралистический подход. Он легко ввел пациента в состояние транса и ненавязчиво напомнил ему о его желании чувствовать себя комфортно в кресле дантиста. Затем он сделал ему внушение быть внимательным к инструкциям, которые дает ему терапевт, и полностью их выполнять.

Пациенту внушили, что его левая рука чрезвычайно чувствительна к любому прикосновению или воздействию, в том числе и к боли. Состояние повышенной болезненной чувствительности сохранялось до тех пор, пока пациенту делали внушения в этом направлении, иначе соответствующая адекватная защита устраняла болезненные ощущения.

У пациента наблюдалась полная и адекватная реакция на эти новые дополнительные установки. Кроме повышенной болезненной чувствительности руки спонтанно, без каких-либо установок на этот счет, появилась анестезия рта, что позволило дантисту провести лечение зубов под гипнозом без применения других обезболивающих средств.

Этому пациенту даже в других обстоятельствах анестезия не может быть обеспечена напрямую, а только как часть установки: повышенная болезненная чувствительность — анестезия. Это не единственный пример подобного типа поведения пациентов. Похожие случаи встречаются время от времени в терапевтической практике.

Комментарии М. Эриксона

Вероятно, у данного пациента была твердая психологическая установка, что лечение зубов связано с повышенной болевой чувствительностью. Когда это непреклонное убеждение пациента было одобрено и принято терапевтом, появилась возможность вызвать зубную анестезию. Этот пример сходен с тем, как расслабление одной мышцы вызывает сокращение другой.

История 2

Дантист и его коллега предприняли несколько повторных и безуспешных попыток применить гипноз при лечении зубов жене дантиста. Каждый раз во время сеанса гипноза она заявляла, что «одеревенела» от страха: «Я не могу двигаться, я начну кричать. Я не могу выполнить то, что меня просят. Я не могу расслабиться. Я не могу пошевелить рукой, я не могу закрыть глаза. Все, что я могу, это кричать и плакать от испуга».

Снова был приглашен М. Эриксон, который использовал натуралистический подход при наведении индукции, применяя синергизм (взаимное усиление действия).

Он описал состояние женщины так: «Вы хотите, чтобы при лечении зубов к вам применили гипноз. Ваш муж и его коллега тоже хотят этого, но каждый раз при попытке применить гипноз вам не удается войти в состояние транса. Вы «деревенеете» и кричите. Было бы достаточно ощущения одеревенелости без крика. Сейчас вы хотите, чтобы я оказал вам психиатрическую помощь, лечил вас психиатрически, если это необходимо. Но я не считаю, что вам это нужно. Вместо этого я просто введу вас в гипнотическое состояние транса, чтобы, пока вам будут лечить зубы, действовал гипноз».

Женщина ответила: «Но я только деревенею от страха и кричу». На что Эриксон заметил: «Нет, сначала вы одеревенеете. Это первое, что вам надо сделать, и сделать это прямо сейчас. Только ваши руки, ноги, тело, шея должны онеметь... онеметь полностью и еще сильнее... сильнее, чем в предыдущий раз... Теперь закройте глаза, и пусть ваши веки станут настолько тяжелыми, что вы не сможете их открыть...» Ее реакция была вполне адекватной внушениям.

«Теперь следующее, что вы должны сделать: вы должны стать глупой от страха, а потом — кричите. Конечно, вы не хотите этого делать, но вы должны, потому что вы этому научились, но не делайте этого пока. Вам будет намного легче глубоко дышать, расслабиться и уснуть глубоким сном. Почему бы вам не попытаться уснуть, вместо того чтобы все еще цепенеть от страха и кричать?» Женщина немедленно позитивно отреагировала на это альтернативное внушение.

Следующая установка была такой: «Конечно, вы можете продолжать спать глубоким сном в состоянии транса, быть расслабленной и чувствовать себя комфортно. Но в любое время, когда захотите, вы можете снова «оцепенеть» от страха и закричать. Но сейчас, когда вы знаете, как это делать, вы все же продолжаете чувствовать себя комфортно в состоянии транса, с тем чтобы можно было спокойно провести вам лечение зубов или другое медицинское лечение, в котором вы нуждаетесь».

Затем женщину спросили, заинтересует ли ее открытие, что она является очень способным объектом для терапии гипнозом. И с ее согласия удалось добиться глубокого сомнамбулического транса. В дальнейшем была дана простая постгипнотическая установка, позволяющая использовать индукцию транса в будущем.

После этого в течение года женщина являлась очень хорошим объектом для обезболивания гипнозом.

История 3

Во многих случаях сопротивление пациента является кажущимся. Он просто безотчетно хочет проверить, намерен ли врач считаться с ним или заставит беспрекословно поступать по-своему. Вот пример.

Одна испытуемая, у которой многие врачи безуспешно пытались вызвать состояние транса, вызвалась участвовать в демонстрационном сеансе. Когда ей дали на это согласие, она села перед аудиторией на стул в напряженной и вызывающий позе.

В ответ на это очевидно вызывающее поведение врач, как бы между прочим, обратил внимание аудитории на то, что для того, чтобы усыпить человека, последнему не обязательно нужно расслабляться или действовать как автомат, а требуется от него одно только желание быть загипнотизированным. А врачу нужно только пойти навстречу этому желанию.

Тогда испытуемая поднялась и спросила, смогут ли ее загипнотизировать, если она будет стоять. «А почему бы нам с вами не показать, что это возможно?» — был ответ.

Серией внушений она была погружена в глубокий гипноз. Из расспросов выяснилось, что она много читала о гипнозе и решительно возражала против часто встречавшихся утверждений, что загипнотизированный — всего лишь пассивно реагирующий автомат, не способный к самовыражению.

Она заявила, что следует уяснить себе, что непроизвольное поведение так же важно, как и сознательное, и признание этого факта позволит эффективно применять гипноз в жизни.

Следует заметить, что реплика: «А почему нам с вами не показать, что это возможно?» — означала, что ее поведение принимается целиком; она вызвала у нее готовность к тому, чтобы быть загипнотизированной, и настроила на полное сотрудничество, в результате которого будут достигнуты ее собственные цели и цели врача.

История 4

После общего разговора о гипнозе студентка выразила желание тут же испытать состояние транса. Ей предложили выбрать кресло и сесть в него в самой удобной позе. Когда она к своему удовольствию уселась в кресло, то сказала, что выкурила бы сигарету. Ей тут же дали сигарету, и она курила лениво, задумчиво наблюдая за тем, как дым тянется вверх.

Врач как бы случайно делал замечания о том, какое это удовольствие — курить, наблюдая за кольцами дыма, легко подносить сигарету ко рту и испытывать внутреннее удовольствие оттого, что можно целиком отдаться этому волшебному занятию и не обращать внимания на то, что говорится вокруг.

Вскоре врач стал упоминать о затяжках и выдохах, и эти его слова совпадали с ритмом ее дыхания. В других репликах говорилось о том, с какой легкостью, почти автоматически, она подносит сигарету ко рту и опускает руку на подлокотник кресла. Эти замечания также совпадали с действительными ее движениями.

Вскоре слова «вдох» и «выдох», «поднять» и «опустить» приобрели силу внушения, чего она даже не заметила, поскольку они сохраняли свой разговорный характер. Точно так же делались другие внушения, в которых слова «спать», «сонный»,«тяжелый» совпадали по времени с движениями ее век.

Она погрузилась в состояние легкого транса, еще не успев докурить сигареты. Теперь ей внушалось, что она может не отказывать себе в удовольствии курить, даже засыпая; что, когда ее сон станет глубоким, врач присмотрит за ее сигаретой; что и в глубоком сне она будет испытывать ощущение и удовольствие, будто курит.

В результате такого внушения она погрузилась в глубокий гипноз, и с ней был проведен тренировочный сеанс.

Комментарии М. Эриксона

Этот случай рассмотрен так подробно потому, что он очень хорошо иллюстрирует главный постулат индуцирования транса: гипнотерапевт, какой бы совершенной методикой ни владел, должен приспосабливать эту методику к поведению гипнотика.

Было бы ошибкой считать, что желание этой девушки выкурить сигарету говорит о ее внутреннем активном сопротивлении; наоборот, оно свидетельствует об ее искреннем намерении сотрудничать с врачом, но в манере, которая ей свойственна. Так к этому и надо относиться, а не стараться преодолеть это, как противодействие, или прибегать к запретам.
 
Сверху