Лечение психических и неврологических нарушений ТКМ

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
БОЛЕЗНИ МОЖНО ИЗЛЕЧИТЬ, ПРИМЕНЯЯ РАЗНЫЕ МЕТОДЫ

В глазах больного самый приятный врач - тот, который понимает его чувства.

Ма Пэнжэнь и Дун Цзяньхуа. Практическая китайская психиатрия


Разница между китайским и западным подходами

Как китайские врачи могут лечить неврологические заболевания, если они мало знают об анатомии и физиологии мозга? Как они могут лечить психические расстройства, если они мало знают о биохимии и о теориях поведения? Эти вопросы, довольно неприятные, показывают, что мы часто смотрим на вещи с привычной точки зрения, вольно или невольно считая ее единственно правильной.

Если отнестись к этим вопросам объективно, то получается, поскольку китайские врачи успешно лечили эти недуги, значит, есть другие и, возможно, лучшие способы лечения психических и неврологических нарушений.

Китайцы знали анатомию и физиологию головного мозга задолго до того, как это стало известно на Западе. Они также были знакомы с биохимией и бихевиоральными теориями, хотя все это было описано совершенно по-другому и с использованием другой терминологии, чем на Западе. Правда, китайские врачи мало знают об анатомии мозга, физиологии, биохимии и поведенческие теории в западном понимании, тем не менее они лечат психические и неврологические заболевания более успешно, чем на Западе. Почему это возможно? Потому что китайцы используют другую парадигму.

Философская основа их понимания психических и неврологических проблем, которая формирует фундамент их диагностики и терапевтических методов, объяснялась в предыдущей главе. Она включает пять основных концепций и этиологию психических и неврологических заболеваний. Пять основных концепций следующие:

1. Единство сомы и психики.

2. Единство материи, энергии и духа.

3. Сердце - это вместилище сознания и эмоций.

4. Ответственность за поддержание здоровья лежит на сознании.

5. Значение добродетели в развитии сознания.

Этиология психических и неврологических нарушений предполагает наличие следующих патогенных причин:

1. «Семь эмоций»: радость, гнев, меланхолия,тревожность, печаль, страх и шок.

2. «Шесть зол»: ветер, холод, жар, сырость, сухость и огонь.

3. «Не внутренние-не внешние причины»: неподходящие пища и напитки, недостаток физических упражнений и отдыха, избыточный секс, травмы от ударов и падений.

Этими группами причин объясняются как психические, так и все другие виды заболеваний. Эти причины, так же как диагностические методы их обнаружения, объяснялись в предыдущих главах.

В то время как многое в западной психиатрической диагностике базируется на субъективных вопросах, ответах и их интерпретациях, китайская психиатрическая диагностика основывается на принципах и объективных оценках. Например, как было показано в предыдущей главе, чтобы решить, страдает ли пациент тревожностью, депрессивным неврозом или шизофренией, психиатр должен интерпретировать ответы больного на свои вопросы.

Для китайского врача такие термины, как депрессивный невроз и шизофрения, - не более чем эпитеты, удобные для описания состояний больных. Важно не просто лечить эти синдромы, а лечить пациента в целом, включая и его психосоматические болезни, которые зачастую сопровождают невротическое или психическое состояние.

Например, поставив диагноз, китайский врач обнаруживает, что у его пациента еще и застой энергии в селезенке и отсутствие аппетита. Это свидетельство того, что лациент, страдающий психическим заболеванием, испытывает состояние тревожности. Устранив застой энергии в селезенке, врач излечивает как психические, так и психосоматические нарушения.

Однако если врач обнаруживает блокировку энергии в легких и узнает, что пациент испытывает затруднения с освобождением кишечника, плохо спит ночью, он знает объективно больше, чем его западный коллега, зависящий от опроса больного, от его ответов, что тот страдает депрессивным неврозом, а также запорами и бессонницей. Устранив блокировку энергии и приняв другие необходимые терапевтические меры, китайский врач избавит больного от физических, психосоматических и нервных заболеваний.

Если он обнаружит, что энергия пациента ослабла, система почек пострадала, понимание у больного реальности искажено и у него эякуляции, то определяет болезнь как шизофрению. Возможно, у больного есть и сексуальные проблемы. Восстановление потока энергии и функции почек - вот два необходимых терапевтических метода лечения его расстройств.

В приведенном описании названы самые важные пункты диагностики. На практике диагноз был бы более тщательным с применением всех четырех основных диагностических методов: осмотра, опроса, прослушивания и исследования пульса.

Следует заметить, что врач не отделяет психические заболевания от других видов болезней как в диагностике, так и в лечении. Нужно обратить внимание на то, что врач лечит не болезни, он лечит больного в целом. Врач даже не называет болезнь; он устраняет патогенные условия и возвращает больного в нормальное состояние, и все нарушения, психические и остальные, излечиваются.


Терапевтические методы лечения сердечных заболеваний


В распоряжении китайского врача множество терапевтических приемов для лечения психических и неврологических заболеваний, которые китайцы не дифференцируют.

Что касается сердца, того, что на Западе называют сознанием, здесь имеются в виду психические и неврологические заболевания. Сердце рассматривается также как вместилище эмоций, а психические и неврологические нарушения часто называют «сердечная болезнь» или «эмоциональная болезнь». В Китае говорят, что «эмоциональная болезнь лучше всего лечится эмоцией».

Поэтому помимо обычных терапевтических методов, применяющихся в различных областях китайской медицины, таких как фитотерапия, внешняя медицина, акупунктура, массаж и цигун, у китайцев есть интересная методика лечения психических расстройств, в которой не используются ни лекарства, ни медицинские инструменты. Эти методы можно назвать приемами для лечения сердца, которые включают:

1) умиротворение сознания;

2) открывание сердца;

3) преодоление подозрительности;

4) перенос центра внимания;

5) убедительное объяснение;

6) циркуляцию энергии;

7) взаимодействие эмоций.

Умиротворение сознания относится к развитию сознания через медитацию, так что, обладая «расширенным» сознанием, больной сможет принимать душевные и эмоциональные проблемы, которые он не мог принять прежде.

Этот метод контрастирует с западным приемом, когда неприятную ситуацию стараются представить менее неприятной, чтобы больной ее принял. Здесь неприятная ситуация не меняется, но сознание пациента «расширяется», и та же самая ситуация больше не является неприятной. Умиротворение сознания более подробно объясняется в следующей главе.

Открывание сердца означает, что пациент становится веселым. Существует много китайских пословиц и поговорок, подтверждающих аксиому, что радость укрепляет здоровье: например: «Каждый раз, когда вы смеетесь, вы становитесь моложе; каждый раз, когда вы хмуритесь, вы становитесь старше», «Когда у человека радость, его душа парит, так же как после дождя небо становится высоким и чистым».

Поскольку сердце тесно связано со всеми другими органами, радость, влияя на сердце, усиливает поток жизненной энергии, идущий ко всем частям тела.

Люди с психическими или эмоциональными проблемами обычно подозрительны и лишены уверенности в себе. Ипохондрик подозревает, что его подстерегает коварная болезнь; больной, находящийся в депрессивном состоянии, сомневается в своих способностях; психически неуравновешенный человек сомневается в искренности и доброжелательности других людей. Устранение подозрительности и восстановление уверенности в себе помогают бороться с психическими и неврологическими расстройствами.

Некоторые больные чрезвычайно обеспокоены своим состоянием, тем самым еще больше усугубляя свое положение. Очень эффективен метод, использующийся великими мастерами: перенос центра внимания, например, с внутреннего страдания на внешний объект, с болезни внутренних органов на внешние раны, с мысли о том, что болезнь серьезная, на мысль о выздоровлении. Китайский афоризм учит: «Перенос сущности - изменение энергии». Это означает, что изменение психического состояния пациента поможет преодолеть болезнь.

В соответствии с китайской медицинской философией источником психических и неврологических заболеваний служит сердце, которое также связано с умственными способностями. Невежество пациента и непонимание им своей болезни часто усугубляют его состояние.

Убедительное объяснение - это позитивный шаг б преодолении этого причинного фактора. Оно проходит в четыре этапа: сначала больному сообщают о характере его заболевания, рассказывают о принципах лечения, чтобы он был уверен в выздоровлении, затем объясняют процедуру лечения, чтобы он взял на себя инициативу в деле выздоровления и просвещают его относительно специальных мер, которые смогут облегчить страдания.

В китайской медицинской философии жизненная энергия пациента - основной фактор выздоровления и укрепления здоровья. Циркуляция способствует укреплению этой жизненной энергии и улучшению ее гармонического потока для преодоления психических, неврологических и других нарушений. При этом методе используется цигун-терапия.

Взаимодействие эмоций - это умелое применение принципа пяти элементарных процессов для управления соответствующей эмоцией с целью преодоления психических, неврологических и психосоматических заболеваний без применения лекарственных средств, акупунктуры, массажа или других терапевтических приемов.

Применение «огня, преодолевающего металл» и «дерева, преодолевающего землю» при использовании радости для лечения слабых легких и гнева - для лечения странной болезни императора, о чем говорилось в главе 6, - это два примера такого взаимодействия эмоций.


Китайский подход к диагностике и лечению


Необходимо помнить, что в китайской медицине врач лечит пациента, а не болезнь. Его задача состоит в том, чтобы устранить патогенные условия и тем самым восстановить здоровье пациента, а не просто назначить ему обычное лекарство или процедуру в соответствии с названием его болезни.

Поэтому разным больным, страдающим, как сказали бы западные врачи, одной и той же болезнью, назначают различное лечение, потому что патогенные состояния больных могут быть разнообразными. Например,-у пациентов, страдающих шизофренией, могут быть похожие внешние симптомы или даже одинаковые ответы во время консультации. Но при тщательном установлении диагноза могут выявиться разные патогенные состояния. Например, застой энергии в печени у одного пациента или недостаток энергии в почках - у другого.

Следовательно, нужно будет проводить разное лечение, хотя кажется, что у этих больных симптомы одни и те же. У первого пациента внимание следует обратить на рассеивание застойной энергии в печени, а у второго - на усиление потока энергии в почках.

Даже если патогенные состояния похожи, скажем, оба пациента страдают от недостатка энергии в системе почек, причины этой проблемы, а также связанных с ней психосоматических нарушений могут быть разными. Например, причина недостаточности энергии в почках у первого пациента - заболевание легких, у второго - дисфункция селезенки. Поэтому у первого больного шизофренией будет астма, у второго - пептическая язва.

Каким образом китайский врач узнает обо всех этих кажущихся сложными проблемах? Путем тщательного диагностирования пациентов, исследуя каждого как единое целое. Даже если у них обнаруживаются симптомы шизофрении, китайский врач сумеет поставить правильный диагноз.

Поскольку патогенные состояния даже при одном и том же заболевании могут различаться у людей и поскольку устранение этих состояний - цель лечения, значит ли это, что назначение лекарственных средств или лечебных процедур случайно или зависит от произвольного выбора врача? Нет, поскольку многочисленные симптомы, собранные при диагностировании, классифицируются по типам синдромов, и пока существует такое разнообразие лекарств и методов, назначения и процедуры при различных синдромах будут обобщаться для удобства врача.

Богатый опыт мастеров прошлого в лечении типичных синдромов до сих пор служит основой лечения в практике современных врачей, разрабатывающих свои назначения и лечебные процедуры, исходя из диагноза своих пациентов.

Далее описываются причины и методы лечения некоторых психических и неврологических заболеваний, причем для каждого случая приводятся пример лечения методом фитотерапии, акупунктуры, массажа и цигун-терапии и два примера лечения «терапевтическими приемами».

Для простоты приводим только основной вид лечения; второстепенные виды лечения психосоматических и других заболеваний мы не включаем.

Если вы сочтете эти объяснения странными, пожалуйста, вспомните, что китайская медицина основывается на другой парадигме и что эти виды лечения доказали свою успешность при соответствующих нарушениях.

Может обнаружиться некоторое сходство между китайскими методами лечения и западными способами терапии психических заболеваний. Фитотерапия соответствует химиотерапии, или психофармакологии, за исключением того, что китайский подход лечит пациента в целом и при этом не возникает серьезных побочных эффектов.

Основной принцип акупунктуры, массажа и цигун-терапии сходен с принципом электроконвульсивной терапии, за исключением того, что китайцы используют естественную жизненную энергию, которая укрепляет здоровье пациента, в то время как Запад - электрические шоки, результаты которых могут быть ужасающими. «Терапевтические приемы для лечения сердца» соответствуют психо терапии и бихевиоральной терапии, за исключением того, что китайские методы более экстенсивны, но требуют меньше времени.


Фитотерапия при лечении маниакально-депрессивного психоза


Этот пример взят из известного труда Юй Чжэ-на «Заметки о древних и современных историях болезни», написанного в XVIII в. Одна молодая женщина страдала тяжелой меланхолией, она была очень худой и раздражительной. В результате у нее развился маниакально-депрессивный психоз, и она часто смеялась или плакала без всяких причин. Иногда она даже появлялась обнаженной и часто говорила вздор.

Врач У Цзяошань обнаружил, что у нее «плавающий» и неровный пульс. Он пришел к заключению, что сознание сместилось и больше не находится в сердце, поэтому попросил ее сварить цзы-хэ-чэ (человеческую плаценту), доведя ее до консистенции пасты, затем высушить, нарезать на кусочки и съесть. Затем он прописал ей «Отвар, умиротворяющий сознание», который следовало принимать днем, и курс лечения болюсами для успокоения души - для приема вечером. В результате женщина вылечилась, вышла замуж, на следующий год родила сына и стала пухленькой и здоровой.

Состав «Отвара, умиротворяющего сознание»:

юань-чжи (истод тонколистый, молочай); гань-цяо (корень солодки); женьшень (корень женьшеня);

дан-гуй (корень дудника); шао-яо (корень пиона); май-дун (корень ворсянки); да-цзао (плод унаби).

Состав «Болюса для успокоения души»:

юань-чжи (истод тонколистый, молочай);

женьшень (корень женьшеня);

гань-цяо (корень солодки);

дан-гуй (корень дудника);

гуй-синь (листовые почки коричника);

май-дун (корень ворсянки);

шао-яо (корень пиона);

фу-цинь (пория);

шэн-цзян (корневище имбиря);

да-цяо (плод унаби).
 
Сверху