Лечение ночного энуреза и учащенного мочеиспускания

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Лечение ночного энуреза и учащенного мочеиспускания


(по М. Эриксону)

Удельный вес психотерапии в лечении ночного энуреза занимает значительное место. Придавая большое значение психотерапии в лечении энуреза, каждый специалист решает эти вопросы по-своему: воспитательными мерами, внушением наяву или в гипнозе, самовнушением. Независимо от применяемого метода лечения энуреза — физиотерапия, электросон, медикаментозная терапия, иглоукалывание — лечение должно быть начато с психотерапевтического воздействия.

Надо заметить, что элементы внушения имеют место при любом методе лечения. Нельзя не согласиться с мнением М. В. Черноруцко-го о том, что «хочет врач или не хочет, психотерапия с ним неразлучна, и от врача зависит, какая это будет психотерапия». Врач воздействует на больного внушением не только сознательно, но иногда на подсознательном уровне. Его поведение, внутренняя уверенность в полезности избранного способа лечения передаются больному. Поэтому один и тот же метод, используемый различными врачами, часто приводит к различным, подчас противоположным результатам.

Разумеется, энурез не угрожает жизни больного, но причиняет больному большие страдания, влияет на состояние его нервной системы. Порой оно является источником тяжелых невротических осложнений. Болезнь накладывает отпечаток на характер и поведение ребенка, его успеваемость в школе.

Энурез — один из самых тщательно скрываемых секретов детей. Каждый из них убежден, что он — единственный человек на земле, который страдает этим ужасным и постыдным недугом, и в случае, если он будет раскрыт, последует жестокое наказание.

Создано много теорий, которые пытаются объяснить причину этого заболевания. Предложены сотни разнообразных методов лечения. И тем не менее, до сих пор в этой сложной проблеме еще много неясного. По этому поводу один специалист справедливо заметил, что «...много написано, но мало известно об этом заболевании, которые вызывает столько слез у детей, является горем матерей и выражением беспомощности врачей».

Лечение ночного недержания мочи у детей составляет проблему как для врачей, так и для больных, а также для их родителей. Это заболевание не опасно для жизни, но сколько беспокойства и неудобств оно доставляет самому больному и окружающим! Надо также учитывать тяжелые переживания детей, связанные с осознанием своей неполноценности. Все это влияет на нервно-психическое поведение ребенка дома, в школе, на улице.

Случай 1

В данном примере речь идет о восьмилетием мальчике, страдающем недержанием мочи, которого родители наполовину внесли, наполовину втащили в кабинет. Они уже обращались за помощью к соседям, и за него публично молились в церкви.

Теперь его привели к врачу «для психов», как к последнему средству, пообещав ему в награду обед в ресторане после беседы с врачом. Его отвращение и враждебное отношение ко всему этому носили явный характер. (Из книги «Семинар с М. Эриксоном» 1994.)

Эриксон начал с того, что заявил мальчику: «Ты сердишься и собираешься оставаться злым и дальше, и считаешь, что ничего не можешь поделать с этим, но на самом деле есть одна вещь, которая вполне в твоих силах. Тебе не хотелось встречаться с доктором для сумасшедших, но ты здесь, и тебе хочется что-нибудь сделать, но ты не знаешь что. Твои родители привели тебя сюда и заставили тебя. Но ты можешь заставить их уйти отсюда. Фактически, мы оба можем... Ну-ка, прикажи им уйти из кабинета». В этот момент родителям был незаметно дан сигнал уйти, чему они охотно подчинились, к явному удовольствию ребенка, хотя это и вызвало у него удивление.

Затем Эриксон продолжил так: «Ты все еще сердит, и я тоже, потому что они приказали мне вылечить тебя! С тем, чтобы ты больше не мочился в постель. Но они не могут отдавать мне приказы, как тебе. Но сначала мы с тобой договоримся насчет них...» И, сделав медленный, выразительный, приковывающий внимание жест,

Эриксон добавил: «Посмотри вон на тех щенков, — мне больше всего нравится коричневый, но я думаю, что тебе больше всего нравится черно-белый щенок, потому что у него передние лапки белые. Если ты хочешь быть вежливым, ты приласкаешь и моего щенка. Мне нравятся щенки, а тебе?»

Туту мальчика, охваченного чувством большого удивления, возникло состояние сомнамбулического транса. Он прошел по кабинету и сделал несколько движений, как бы лаская, гладя этих двух щенков, при этом одного больше, чем другого. Потом он взглянул на Эриксона, который сказал ему: «Я рад, что ты больше не сердишься на меня. И я думаю, что нам с тобой не следует рассказывать об этом твоим родителям. Может быть, им это послужит уроком за то, что они заставили тебя прийти сюда, и то, что ты ничего им не скажешь, пока не кончится этот учебный год. Но насчет одного события мы договоримся с тобой наверняка. Ты мне должен поверить, что, если в течение месяца постель у тебя будет оставаться сухой, они купят тебе щенка, похожего на нашего Спотти, даже в том случае, если ты им не скажешь ни слова об этом. Им придется это сделать. Теперь закрой глаза, глубоко вздохни, потом глубоко и крепко засни и проснись ужасно голодным».

Мальчик сделал все в соответствии с командами и был отпущен к родителям, которые были проинструктированы частным образом.

Через две недели он был использован в качестве демонстрационного субъекта для группы врачей. Никакого лечения не проводилось.

В течение последнего месяца учебного года мальчик каждое утро демонстративно вычеркивал в календаре по одному дню.

Когда до конца месяца осталось несколько дней, он, хитро улыбаясь, заметил матери: «Вам лучше подготовиться».

31 числа его мать сказала ему, что его ожидает сюрприз. Его ответом было: «Было бы здорово, если он будет черно-белым». В этот момент в комнату вошел отец со щенком в руках. Мальчик был так возбужден и доволен, что не задал никаких вопросов.

Спустя 18 месяцев постель у мальчика оставалась сухой.

Случай 2

На прием пришла пациентка и привела свою одиннадцатилетнюю дочь. Как только Эриксон услышал, что девочка мочится в кровать, он попросил мать подождать в другом помещении, надеясь, что девочка сможет сама рассказать ему свою историю.

«Она рассказала мне, что, когда она была совсем маленькой, у нее было воспаление мочевого пузыря, и что ее лечил уролог, но воспаление не проходило в течение пяти или шести лет, а может быть и дольше. Ей регулярно делали цистоскопию, делали сотни раз, пока, наконец, не обнаружили очаг инфекции в одной из почек.

Почку удалили, и у нее не было воспалений уже четыре года. Но из-за сотен осмотров мышцы мочевого пузыря и сфинктер растянулись так, что она каждую ночь мочилась в постель, как только мышцы расслаблялись во сне. В течение дня она могла усилием воли контролировать мышцы мочевого пузыря до тех пор, пока не начинала смеяться. Расслабление мышц, которым сопровождается смех, приводило к тому, что она мочилась в трусики...

Ее родители считали, что поскольку почка удалена и очаг инфекции ликвидирован уже несколько лет назад, то она должна учиться контролировать себя. У нее были три младшие сестры, которые всячески обзывали ее и высмеивали. Матери всех ее подруг знали, что она мочится в постель. И вся школа, две или три тысячи ребят, знали, что с ней происходит ночью и что у нее будут мокрые трусики, если она засмеется. Она стала предметов множества насмешек.

Она была высокой, очень хорошенькой, с длинными белокурыми волосами, доходившими до пояса. По-настоящему очаровательной. Ее отвергали, над ней смеялись; от нее требовали большего, чем она могла. Ее жалели соседи и высмеивали сестры и подруги. Она не могла пойти на вечеринку с ночевкой или остаться ночевать в гостях у родственников из-за того, что мочилась в постель. Я спросил, была ли она у других врачей. Она сказала, что была у многих и выпила уже огромное количество всяких лекарств, но ничего не помогло.

Я сказал ей, что мне нравятся все врачи, к которым она ходила. Я тоже не могу ей помочь. «Но ты знаешь кое-что, хотя сама не знаешь, что тебе это известно. Как только ты узнаешь, что это — что ты знаешь, не зная о том, что знаешь, ты станешь спать в сухой постели».

Потом я сказал ей: «Я хочу задать тебе очень простой вопрос и хочу получить очень простой ответ. А вопрос вот какой. Если бы ты сидела в туалете и мочилась, а в этот момент в дверь заглянул бы незнакомый человек, что бы ты стала делать?» — «Я бы обмерла!»

«Правильно. Ты бы обмерла и — перестала бы писать. Теперь ты знаешь, что уже знала это, не зная того, что знаешь об этом. А именно, что ты можешь перестать писать в любой момент, в ответ на любой раздражитель, который сама можешь выбрать. На самом деле тебе не нужно, чтобы в туалет заходил кто-то посторонний. Достаточно просто представления об этом. И ты остановишься. Ты замрешь. А когда он уйдет, ты снова начнешь писать»».

Предлагаем общую модель проведения лечебного сеанса при ночном энурезе с использованием гипнотических техник эриксоновского гипноза. (Здесь частично использован материал из книги « Семинар с М. Эриксоном» 1994.)

Транс для лечения энуреза

«Ты рассказывал мне, что тебя лечили от этого... и другие врачи, которые утверждали, что знают как лечить... это... Так?.. (Да.)

Мне нравятся все врачи, к которым ты ходил... и мне нравятся их советы... Ну что же, я такой же, как и эти доктора, и я не смогу помочь тоже... но ты можешь, как только вспомнишь... что-то...

Я думаю... тебя это заинтересует, ...есть что-то, что ты знаешь, ...хотя сам не знаешь, ...что это тебе известно... И как только ты узнаешь, ...что это такое, ...что ты знаешь... не зная о том... что ты это знаешь... Твоя проблема исчезнет... и ты станешь просыпаться в сухой постели...

Посмотри на этот шарик (предмет)... смотри только на него... не шевелись, ...не разговаривай... просто слушай меня, ...а я буду с тобой говорить...

Когда ты... только пошел в школу... в 1 класс, ...тебе надо было выучить буквы алфавита... цифры в таблице умножения... Это задача казалась тебе... огромной и непреодолимой...

Но ты создал... некий мысленный образ, ...расположенный где-то в твоем мозгу... В ту пору... ты этого не знал...

И пока я говорю с тобой... изменился темп твоего дыхания,... изменился ритм сердцебиения, ...напряжение в мышцах изменилось... и ты выражаешь полную неподвижность...

И теперь... я собираюсь задать тебе один, очень простой вопрос, ...и хочу получить на него... очень простой ответ... А вопрос вот какой...

...Если бы ты... сидел в туалете... и мочился, ...ив этот момент в дверь... заглянул бы незнакомый человек, ...что бы ты... стал делать?.. (Ябы испугался...) Правильно... Ты бы испугался... и перестал бы писать...

Теперь ты знаешь, ...что знал это, ...не зная того, ...что знаешь об этом... А именно, ...что ты... можешь остановиться... перестать пи-сять в любой момент, ...когда захочешь... И теперь... ты знаешь, ...как остановиться...

Я не заставляю тебя верить мне... это твой выбор, ...твое решение.. . Но теперь... ты будешь нести ответственность за то,.. .что слышал когда-то это...

В то время... как ты находишься в этом кабинете, ...сидишь на этом стуле, ...смотришь на шарик... и продолжаешь внимательно слушать меня...

Ты чувствуешь... как твои ноги... упираются в пол, ...как твои руки... лежат на коленях... Ты чувствуешь... как ноги давят на пол... И ты наверное почувствуешь... давление своих рук на колени...

Почувствуй,.. .как отличается давление одной руки... от другой... Это действительно так... Потому что... это разные руки... И это правда... одна — левая рука, ...а другая — правая... Большинство детей ощущают, ...что одна рука... тяжелее другой...

Ты можешь прислушаться к своему дыханию... Почувствуй... как грудная клетка поднимается... и опускается в такт дыханию, ...вдох... и выдох... И это расслабляет мышцы лица... и твое лицо... делается спокойным... расслабленным...

Ты можешь почувствовать... тяжесть своих век... и очень скоро... они станут такими тяжелыми... тяжелыми... И может быть... тебе покажется... что твои веки потяжелели, ...и с каждым разом становится все тяжелее моргать... и удерживать их открытыми...

— И если твой внутренний разум поймет... что ты готов поработать... и исследовать эту проблему сейчас, ...то закроются ли твои глаза... сами по себе... чтобы сказать «да»...

Второй вариант

Ты можешь... глубоко вдохнуть... И еще раз глубоко вдохнул... и на выдохе закрыл глаза, ...чтобы прислушаться к ощущениям внутри себя... И когда ты обратишься внутрь себя... Ты будешь, к своему удивлению... окружен... большим количеством покоя... и темноты...

Если придумать хорошую сказку, ...тогда бывает хороший сон, ...а в хорошем сне... приходят хорошие сновидения, ...а хорошие сны... имеют возможность сбываться в жизни... Один мудрый человек... сказал однажды такую вещь:... есть ли реальность... он не знает, ...но сказка... мечта... надежда... живет в каждом из нас...

Давай представим себе, ...как вернувшись в сказку... в детство... ты оказываешься в лесу... гуляешь по лесу и собираешь листья... а может быть, ...ты играешь с друзьями... и ловишь мяч, ...а может быть, ...ты срываешь цветы... или дуешь на одуванчик... и загадываешь желание...

Есть так много приятных воспоминаний,... о которых мы забываем... И среди этих воспоминаний... ты можешь выбрать то, ...которое тебе очень приятно, ...или вспомнить что-тосвое... Мои слова... как тропинки в лесу... ведут неизвестно куда... и неизвестно к чему...

Я хочу напомнить тебе (имя), ...что спать в сухой постели... это очень трудно. ..Ив первый раз — это может произойти через 1 или 2 недели... и постель окажется сухой у тебя...

Нужно будет много поработать... потренироваться... — начинать писать... и останавливаться... Будут дни, ...когда ты будешь забывать, ...что нужно начинать... и останавливаться... Это ничего... Твой организм.. . будет добр к тебе... Он всегда даст тебе новую возможность...

Будут дни, ...когда ты будешь забывать, ...что нужно начинать... и останавливаться... Это ничего... Твой организм... будет добр к тебе... Он всегда даст тебе новую возможность...

Будут дни, ...когда ты будешь слишком занят, ...чтобы тренироваться... начинать... и останавливаться... Это ничего... Твой организм... всегда даст тебе возможность... начинать... и останавливаться... Я буду очень удивлен, ...если в течение трех месяцев... твоя постель будет оставаться... постоянно сухой...

Я буду также очень удивлен, ...если твоя постель, ...не будет оставаться постоянно сухой... в течение 6 месяцев...

Первый раз... не помочиться в постель... остановиться... будет гораздо легче, ...чем спать в сухой постели... два дня подряд... А три дня подряд — еще труднее... А четыре дня подряд — это еще труднее... А потом... становится легче... и ты можешь просыпаться в сухой постели... пять раз... шесть... семь дней, ...целую неделю подряд...

И когда ты будешь знать, ...что можешь спать сухой... одну неделю, ...а потом еще неделю... и следующую неделю, ...тогда ты сможешь спать в сухой постели... один месяц, ...а потом еще один месяц, ...и так много месяцев подряд...

Я сказал тебе то, ...что ты уже хорошо знал, ...хотя и не знал о том, ...что ты знаешь это...

Все дети выросли с мыслью, ...что когда вы... опорожняете мочевой пузырь, ...вы опорожняете его непрерывно... И ты привык делать это так...

Важным моментом для успешного лечения является то, ...что каждый из нас... имел ситуацию в жизни, ...в которой был вынужден... резко прервать мочеиспускание, ...остановиться...

Опыт такого рода имеет каждый, ...но ты забыл его...

Я попрошу тебя... вернуться назад... в прошлое... перелистывая назад календарь своей жизни... и выбрать ту часть прошлого, ...когда в твоей жизни была ситуация, ...в которой ты был вынужден... резко прервать мочеиспускание... остановиться...

И когда всплывет воспоминание об этом... дай мне знать, ...кивнув головой... Запомни, как ты делал это... Одно дело знать, ...что нужно вести себя определенным образом... и контролировать свое мочеиспускание... И совершенно другое дело... иметь опыт такого контроля... и управлять мышцами мочевого пузыря...

Я сделал только одно — напомнил тебе еще раз о том,.. .что ты уже знал, и имел опыт, ...что ты можешь останавливаться... и прерывать мочеиспускание... Я думаю, ...что этот рассказ тебя заинтересует...

И ты позволяешь... своим мыслям течь так... как они текут...

Гипнотический транс — это состояние для осознания того,.. .чему ты уже научился... в течение своей жизни,.. .и то, чем ты пользовался автоматически,... внезапно... во время сеанса... становится каким-то образом доступным для тебя...

Например: твое тело знает... как надо сделать, ...чтобы покраснело лицо,.. .а ты этого не знаешь,.. .но твое тело знает и может это...

И ты знаешь об этом...

При необходимости, ...у тебя выделяется слюна во рту... Но ты не знаешь, ...как это происходит... и как ты этому научился... Но твой организм... умеет и может... через слюнные железы... выделять слюну,.. .которая необходима для переваривания пищи... И ты знаешь об этом...

Мы много знаем о том, ...о чем сами не осознаем... как это происходит...

Мы можем наблюдать, ...как у нас могут появиться «мурашки» на коже... или как появляются капельки пота... Хотя мы на самом деле... не знаем, как это делать сознательно,.. .но твое тело... знает и может... И ты знаешь об этом...

В то время... как твое сознание... обращает свое внимание... на звуки моего голоса,.. .тогда как... твое подсознание... обращает внимание на ощущения... возникающие в твоем теле...

И по мере того... как твой сознательный ум... анализирует мои слова и все то, ...что я тебе говорю, ...тогда как... твой внутренний разум... может начать отмечать изменения... возникающие в теле... по контролю над тонусом мышц...

Твой внутренний разум и тело... проделывают свою работу для тебя, тогда... когда ты и не думаешь об этом... спишь... ходишь... разговариваешь... Примерно то же самое... начинает происходить и сейчас...

Это твое подсознание и тело... приступают к поиску решения проблемы... усиливая контроль... и тонус мышц мочевого пузыря... в ночное время...

Тебе приятно... и хорошо... и ты блуждаешь в своих воспоминаниях... Проходящие секунды... могут тянуться очень медленно... казаться длинными периодами времени,.. .во время которых... происходит много разных событий... Ты остаешься в своих воспоминаниях... и не обращаешь на меня внимания...

Я хочу... очень легко (имя...) прикоснуться к твоей правой руке... Я начинаю легко приподымать... твою правую руку вверх... очень легко... как будто... она является воздушным шариком... И с каждым дыханием... этот шарик подымается вверх... выше и выше... очень хорошо... (и застывает...)

— Ия задаю себе вопрос... Застынет ли теперь... твоя рука в воздухе... сама по себе... в знак того, ...что твой внутренний разум... или твое тело... готово контролировать тонус мышц...

Ты можешь продолжать находиться где-то там... в своих воспоминаниях, ...а рука может жить своей жизнью... здесь...

И может возникнуть впечатление, ...что, как будто эта рука... не принадлежит тебе... Но все это неважно, ...и не имеет значения...

Ты продолжаешь исследовать свои воспоминания, ...а в то же время... твое тело и внутренний разум... проделывает свою работу... по контролю над тонусом мышц...

- И я задаю себе следующий вопрос...

...Сожмутся ли твои пальцы... сами по себе... в плотный и сильный кулак, ...в знак того, ...что твое тело... готово контролировать... тонус мышц мочевого пузыря ночью...

Вот я смотрю и вижу... как некоторые пальцы на руке... начинают шевелиться... двигаться... сжиматься в кулак... сами по себе... указательный... средний... большой...

Точно также, ...как сейчас, ...твои пальцы сжимались... в плотный и сильный кулак, ...через который... ни одна капля воды не капнет... Точно так, ...плотно и сильно... сжимаются мышцы ночью у (имя...) на выходе из твоего мочевого пузыря, ...и теперь... ни одна капля мочи ночью в постель... из тебя не капнет...

Твой организм... будет добр к тебе... Он всегда даст тебе новую возможность... останавливаться... и просыпаться ночью, ...а утром вставать в сухой постели...

— Начнет ли теперь... очень медленно эта рука опускаться вниз... в то время... как внутренний разум... исследует все возможности решения этой проблемы, настолько успешно, ...насколько это возможно сейчас...

Ощути какую-то связь... между движением руки... и каким-то процессом в глубине тебя... позволяй этим изменениям происходить...

Я хочу, чтобы ровно одну минуту... ты сидел спокойно и удобно... прислушивался или нет... вспоминал или нет... и уходил в себя глубоко, глубоко... Просто ощущая... это приятное чувство...

Одна минута... и я скажу, когда она закончится... Это время ты можешь использовать, как тебе захочется...

Одна минута подходит к концу. Но эта внутренняя работа по излечению... будет продолжаться и за пределами кабинета, ...когда ты ходишь... разговариваешь... спишь... Эта работа... будет продолжаться дни... недели... столько, сколько надо...

А теперь — ты можешь приготовиться к тому, ...чтобы выйти из этого транса... вернуться в этот кабинет, ...в этот день... взяв с собой все то, ...чему ты научился... в своем темпе...»

После проведенного сеанса врач подробно объясняет детям и родителям, что нужно теперь делать дома для закрепления лечения. Следующий сеанс гипноза назначается через 1—2 недели. На следующий сеанс дети приходят с дневником.

Рекомендации

1. Родителям нельзя расспрашивать детей об их ощущениях во время сеанса (спали они или нет).

2. Вводится строгий режим дня, с обязательным сном — отдыхом в течение 1 часа днем, а вечером — отбой в 10 часов.

3. В первую половину дня можно пить жидкости сколько хочется, а после 18 часов прием жидкости - соков, молока, воды -ограничивается.

4. Надо повысить тонус или силу мышц мочевого пузыря. Для этого ребенок должен научиться задерживать днем мочу как можно дольше после первого позыва помочиться.

5. Надо научиться управлять мышцами, ответственными за «отпирание» и «закрывание» мочевого пузыря (мышцы сфинктера). Для этого ребенок должен прерывать мочеиспускание в середине процесса 3—6 раз.

6. За 30 минут перед сном дать ребенку бутерброд; черный хлеб с кусочком соленой рыбы и маслом.

7. Перед сном обязательно сходить в туалет, чтобы мочевой пузырь был пустой.

8. Перед сном, лежа в постели, ребенок должен дать себе установку: «Ночью, как захочу в туалет, я проснусь! Встану и схожу в туалет сам».

9. Ночью родителям ребенка в туалет не будить!

Терапевтические стратегии при лечении ночного энуреза

1. Терапевт должен для себя определить, какие изменения с его точки зрения, были бы наиболее полезны для пациента.

2. Создайте ситуацию, которая естественным образом поможет человеку усвоить эту новую точку зрения.

1) В состоянии транса, поддерживая рапорт, помогите вашему пациенту получить доступ к этому опыту. Важно дать понять пациенту, что это разные вещи — знать, что нужно вести себя определенным образом (контролировать свое мочеиспускание), и иметь практический опыт такого действия (чувствовать смыкание сфинктера мочевого пузыря).

2) В состоянии транса, помогите пациенту вспомнить необходимую ситуацию, в которой содержится нужный для пациента опыт по контрою над сфинктером мочевого пузыря.

Частые позывы на мочеиспускание (М. Эриксон)

Вы знаете... нам нужно подумать о том, ...чтобы опорожнять ваш мочевой пузырь... не один раз за полчаса, ...а каждые 15 минут... Нетрудно об этом... Часы идут медленно... или быстро... могут ошибаться даже на минуту... или даже на две,.. .на 5 минут... или думать о мочевом пузыре, каждые полчаса... как вы делали это и раньше...

Может быть, ...это было каждые 35, ...40 минут иногда,... хорошо бы... это был целый час... какая разница... 35... 36 минут, ...41... 42... 45 минут... небольшая разница, ...незаметная разница... 45, ...46... 47 минут... одно и то же... пропасть времени...

Вам, может быть, ...приходилось ждать, ...когда пройдет одна секунда или две... а казалось, что это час или два... и вы делали... и вы снова можете... 47 минут... 50 минут... какая разница...

Перестаньте думать,.. .нет большой разницы... ничто не имеет большого значения... просто как и 50 минут, ...60 минут, просто минут...

Всякий, кто может ждать полчаса,.. .может ждать и час... я знаю это... вы учитесь... неплохо учитесь... фактически, хорошо... давайте подумаем об этом...

Вам приходилось ждать, ... когда кто-нибудь входил туда, ...в туалет, раньше вас... вы свободно справлялись и с этим... и снова можете... и снова... все, что вам нужно, так это... час и 5 минут, ...час и 5,5 минут, никакой разницы... или даже 6,5 минут... пусть это будет 10,5 минут, ...всего час и 10,5 минут, ...одна минута, две минуты, ...один час, ...два часа, ...какая разница... у вас уже позади полчаса практики ожидания... вы можете использовать все это...

Почему бы не применить это... и вы можете сделать это... Я вероятно... вас очень удивляю... не думайте об этом... почему бы вам не удивиться дома... хорошая идея... нет ничего лучше удивления... неожиданного, приятного удивления... как долго вы можете сдерживаться...

Вот это удивление... больше, чем вы даже думали... гораздо дольше... можно было бы начать продолжать...

Скажите, почему бы вам... просто не забыться, ...что я говорил об этом и просто держать все это, ...в вашей голове, ...вашем подсознании. .. Хорошее место для этого — не сможете потерять это...

И когда вы будете засыпать сегодня вечером... вы так хорошо поработали со своей проблемой... ваши сны позаботятся о том,.. .чтобы прошлое осталось в прошлом... позади... И часть этого... можно оставить прямо «здесь и сейчас»,.. .и вы можете сделать это, оставаясь в контакте со мной... наслаждаясь этим комфортом... и покоем... Потому что завтра... все будет по-другому...

И сны могут вас унести... и сны могут многое вам подарить... И мой голос может вас увести вас увести далеко... далеко... и подарить вам... И твоя собственная мудрость может тебя увести... и подарить тебе... И эта внутренняя работа... будет продолжаться за пределами этого кабинета, ...когда вы входите... разговариваете, работаете, спите...

Важно то, что случилось с вашим мочевым пузырем,...очень хорошее, ...прекрасно — ощущать прекрасное, ...хорошее... прекрасное удивление... Скажем так, ...почему бы вам... не начать чувствовать себя отдохнувшим, посвежевшим... прямо сейчас, проснуться в лучшем состоянии, чем сегодня утром...

И вы можете начать очень медленно... в своем темпе возвращаться в сознание полного сознания... в этот день... в этот час... осознавая, ...что вы слышали, не слушая... и понимали, не зная... И возвращаетесь теперь к полному сознанию... вот так... Оставляя позади все то, ...что нужно оставить, и чувствовать себя отдохнувшим и бодрым... Почему бы вам сейчас... не предпринять хорошую, ...приятную, ...спокойную прогулку домой, ...не думая ни о чем...

Случай 3

На прием мама привела девочку 8 лет с жалобами на частое мочеиспускание. В 7,5 лет у девочки появились жалобы на частое мочеиспускание. Со слов родителей, при обследовании в поликлинике, признаков цистита не наблюдалось, тогда было сделано дополнительно УЗИ мочевого пузыря, где обнаружили песок. С лечебной целью были назначены мочегонные травы. После их приема ситуация не улучшилась, а только ухудшилась до тридцати мочеиспусканий в сутки.

Девочке стало трудно посещать школу и сидеть на уроке. Она стала очень сильно переживать, что не сможет добежать до туалета. Появились страх и раздражительность. Тогда ее направили на дополнительное обследование и лечение в детское урологическое отделение. Рентгенологическое обследование показало, что имеется провисание нижней стенки мочевого пузыря. Был поставлен диагноз — «гиперрефлекторный мочевой пузырь», и объяснили, что из-за частых мочеиспусканий нижняя стенка пузыря приняла такую форму.

В анализе мочи наблюдалось повышенное содержание солей (оксалатов) — 63 при норме 42—20.Остальные показатели были в пределах нормы.

Был расписан комплекс мероприятий по выведению солей с помощью мочегонных средств. В результате проводимой терапии частота мочеиспусканий не уменьшилась, у девочки стали проявляться психологические проблемы в поведении. Страх, что не успеет добежать до туалета из столовой, с прогулки, как она будет ходить в школу, ездить в транспорте.

Тогда родители решили обратиться за помощью к психотерапевту, так как количество мочеиспусканий продолжало оставаться 30 раз в сутки. После первого лечебного сеанса гипнозом количество мочеиспусканий снизилось до 25 раз. Лечебные сеансы проводились 1 раз в неделю. После каждого сеанса количество мочеиспусканий уменьшалось на пять.

Ребенок становился более спокойным, уравновешенным. После третьего сеанса родители смогли вместе с девочкой посетить магазин. Еще оставались признаки страха, но уже слово «потерпи», сказанное родителями, оказывало свое воздействие на ребенка.

В процессе проводимой терапии девочка стала легко отвлекаться и забывать о своей проблеме, заигрывалась с девочками на улице, зачитывалась книгой, стала охотно ходить в школу. В итоге удалось добиться не более 10 мочеиспусканий в день, и это держится так уже на протяжении 7 месяцев.

При лечении гипнозом у девочки учащенного мочеиспускания использовался подход, который рекомендует Милтон Эриксон для уменьшения непереносимой боли или для коррекции других невротических проблем, в частности — при учащенном мочеиспускании.

Сам метод преследует единственную цель: закрепить и фиксировать внимание пациента, создав в нем воспринимающее и саморегулирующее душевное состояние. Тем самым дав ему возможность использовать нереализованные или только частично реализованные потенциалы нового поведения.
 
Сверху