Краниосакральная терапия. Апледжер

Статьи

Краниосакральная терапия. Апледжер

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Краниосакральная терапия - это система диагностики и лечения, предметом воздействия в которой является недавно открытая краниосакральная система. Это полузакрытый гидравлический контур, в котором жидкость находится внутри герметичного резервуара. Приток и отток жидкости в резервуаре находится под контролем. В данном случае жидкостью является спинномозговая жидкость. Закрытый резервуар образован прочной и герметичной твердой мозговой оболочкой - самым наружным слоем из трех мозговых оболочек, окутывающим головной, спинной мозг, ряд важных проводящих нервных путей и связанную с ними систему кровеносных сосудов.

Имеет большое значение то, что твердая мозговая оболочка прочно соединена с внутренней поверхностью костей, образующих полость черепа. Примечательно также, что твердая мозговая оболочка обладает относительной свободой скольжения вверх и вниз в пределах спинномозгового канала. Есть только ограничивающие ее подвижность соединения в спинномозговом канале - в его передней части на уровне 2-го и 3-го шейных позвонков и в крестцовом отделе на уровне 2-го крестцового сегмента. Второй крестцовый сегмент находится примерно на 5 см ниже уровня окончания поясничного отдела позвоночника, в зависимости от роста пациента.

Указанные костные соединения твердой мозговой оболочки позволяют нам использовать кости черепа, верхние шейные позвонки и крестец в качестве рычагов для манипуляций на твердой мозговой оболочке и, тем самым, оказывать влияние на функцию краниосакральной системы.

Приток спинномозговой жидкости обеспечивается работой сосудистого сплетения, находящегося в стенках желудочковой системы головного мозга. Отток спинномозговой жидкости из полузакрытой гидравлической системы происходит через пахионовы тельца и арахноидальные грануляции. Они обнаруживаются в больших количествах в венозных синусах между слоями твердой мозговой оболочки, тем не менее, они отделены от системы венозного кровообращения.

Сосудистые сплетения продуцируют спинномозговую жидкость из крови, и отправляют ее в краниосакральную систему. Арахноидальные (пахионовы) грануляции и их тельца возвращают спинномозговую жидкость в систему кровообращения. Чтобы выполнять эти задачи, сосудистые сплетения и пахионовы грануляции с их тельцами должны быть обращены одной стороной к кровеносной системе, а другой - к краниосакральной, содержащей спинномозговую жидкость.

Установлено, что приток спинномозговой жидкости в краниосакральную систему - не постоянный процесс, и носит пульсирующий характер. У здорового человека приток происходит приблизительно в течение 3 секунд, затем он прекращается на 3 секунды и опять возобновляется. Полный цикл - это 3 секунды притока плюс 3 секунды покоя, что составляет в итоге 6 секунд полного цикла работы сосудистых сплетений. Таким образом, в среднем в минуту совершается около 10 циклов.

Что касается оттока СМЖ а венозную кровь, то этот процесс константный. Поэтому для поддержания постоянного объема жидкости, скорость возвращения СМЖ в кровеносную систему должна составлять примерно половину от притока за 3 секунды каждого цикла кранио- сакральной системы.

Контроль скорости притока в краниосакральную систему осуществляется нервными рефлекторными цепями, которые считывают величину растяжения и сжатия сагиттальных швов черепа между двумя теменными костями. Когда растяжение достигает порогового уровня, нервы "телеграфируют» сосудистым сплетениям о приостановке секреции спинномозговой жидкости. Поскольку отток жидкости - величина постоянная, при прерывании притока ее темп снижается. Уменьшение объема сопровождается сближением сагиттальных швов. По достижении порога уровня сжатия нервы отдают команду сосудистым сплетениям возобновить секрецию спинномозговой жидкости. Цикл повторяется ритмично.

Отток спинномозговой жидкости в кровеносную систему модулируется нервами, которые считывают натяжение в особых зонах твердой мозговой оболочки, образующей герметичный резервуар краниосакральной системы. Отток постоянный, но регулируется с учетом натяжений твердой мозговой оболочки.
В краниосакральной терапии используются руки терапевта, которые должны быть натренированы на чувствительность, позволяющую локализовать патологические ограничения или напряжения твердой мозговой оболочки при оценке пульсаций в краниосакральной системе. При обнаружении ограничений или патологических напряжений терапевт должен выбрать метод, благодаря которому пульсирующая активность системы может быть использована для самокоррекции нарушения. Это достигается только с помощью очень мягкого механического давления и прикосновений рук терапевта.
Тот же тип диагностики применяется для локализации ограничений или напряжений в костях и швах черепа. Гораздо чаще, чем считается, и в не очень тяжелых случаях причина краниосакральных дисфункций может быть обнаружена за пределами краниосакральной системы. В случае травмы головы или позвоночника причиной может быть нарушение в самой краниосакральной системе. В любом случае должно быть установлено происхождение дисфункции, а нарушение - устранено.

Чаще всего нарушения в краниосакральной системе связаны с травмой, произошедшей в самой системе, или травмой, имевшей место за ее предедами, но отразившейся на ней. В любом случае повреждение, как правило, содержит эмоциональный компонент. Травма может быть только эмоциональной или только физической, но чаще всего оба варианта сочетаются. Освобождение от травмы («релиз-) и устранение ее воздействий на краниосакральную систему обычно приводит к освобождению переживаний, связанных с данной травмой. Это освобождение, в свою очередь, может привести к вытеснению цепочки травматических переживаний, каждое из которых будет иметь как эмоциональный, так и физический компонент. Как правило, есть некая общая нить, проходящая через все эти связанные друг с другом травмы. Эта общая нить позволяет направлять терапевтический процесс к следующей проблеме, когда предыдущая устранена. Это как если бы у организма пациента имелся внутренний разум, который направляет процесс дальше, пока не будет достигнута точка насыщения для данного терапевтического сеанса. Такое освобождение (или релаксация) достигается с помощью мануально-постуральных манипуляций.

Терапевтическое воображение и диалог

Когда мы обращаемся к внутренним образам, а затем их анализируем, мы увеличиваем эффективность потенциала лечения и процесс самоизлечения с помощью, по крайней мере, одного или двух факторов. Во- первых, использование образа и его анализ может быть неприятным как для пациента, так и для врача. Но когда этот процесс удалось начать, продвижение всегда происходит гладко. Это не психотерапия и не психиатрия. Врач просто мягко способствует выходу наружу бессознательного, которое помогает пациенту понять, что творится под поверхностью. Терапевт облегчает пациенту вхождение в процесс самореализации и интеграции.

Я действительно наблюдал, какие происходят чудеса при адекватном применении этого тройственного лечения. Основная задача терапевта - избежать ведения, руководства, осуждения и направления. Терапевт просто находится рядом. Терапевт способствует тому, чтобы это произошло, но пациент не знает, что произойдет. Я часто рассказываю, что терапевт и пациент как бы ведут вместе машину. При этом нога терапевта находится на педали газа, а пациент держит за руль.

Kraniosakralnaya-terapiya-2.jpg
 
Сверху