Рефлексонормализующая гимнастика

Статьи

Рефлексонормализующая гимнастика

alekszen

Зенин Алексей
Команда форума
Независимо от возраста вашего ребенка – 1 год, 5, 10, 15 лет, внимательно изучите его движения. Если вы видите ярко выраженные тонические рефлексы или их элементы – начинать реабилитационные мероприятия нужно с их устранения. Это важно! Любая другая гимнастика, механотерапия или занятия на тренажерах, безусловно, будут способствовать развитию вашего ребенка и возможно он научится держать голову, сидеть, стоять, ходить, но он никогда не сможет делать это правильно! Тонические рефлексы и компенсаторные позы не позволят сформироваться правильным двигательным навыкам.

Упражнения для устранения лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР)
  • Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Хорошо иллюстрирует данное упражнение первая укладка по системе Бобат.
11bc6743c88a19254995fb7cef0_html_7ca2f8a6.jpg


Упражнение для подавления тонического лабиринтного рефлекса.

  • Исходное положение – лежа на животе на твердой горизонтальной поверхности с опорой на предплечья. Руки согнуты в предплечьях и прижаты к туловищу по бокам, ладошка открыта. Голова в разогнутом положении. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Сначала, под влиянием тонуса мышц, предплечья будут согнуты под острым углом. Сразу не пытайтесь увеличить угол. Постепенно по мере увеличения времени нахождения в данной позе увеличивайте и угол опоры на предплечья.
ltr.jpg

Упражнения для подавления лабиринтного тонического рефлекса.

  • Для выполнения следующего упражнения необходимо участие двух взрослых. Ребенка укладывают на прочную простынь, поднимают её за четыре конца и, создавая наклон, осторожно перекатывают со спины на живот и в обратном направлении. Это упражнение хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка, активизирует рецепторы, отвечающие за определение тела в пространстве, учат координации и чувству равновесия. Постепенно увеличивайте время и количество перекатов, от одного в каждую сторону, до многократных перекатов.
  • Самое приятное упражнение и для ребенка и для взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении на спине. Одна рука взрослого находится под головой ребенка, придавая ей изгиб. Вторая под коленями ребенка, согните ноги ребенка в коленях и прижмите их к животу. Постарайтесь руки ребенка согнуть и зафиксировать на груди. Покачайте его в таком положении. Именно качайте, а не трясите! В чем приятность? Вы можете выполнять это упражнение во время прогулок на улице. Сядьте на качели и качайте ребенка в указанной позе.
Упражнения для устранения шейного симметричного тонического рефлекса (ШСТР)
  • Первое упражнение то же, что используется для устранения ЛТР. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Поза эмбриона. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.
11bc6743c88a19254995fb7cef0_html_7ca2f8a6.jpg

Упражнение для подавления шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.
shstr.jpg

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову. Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.
shstr1.jpg

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз. Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении.Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.
shstr2.jpg

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

Упражнения для устранения асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР)
Давайте вспомним как проявляется шейный асимметричный тонический рефлекс. Поза фехтовальщика. Со стороны, в которую поворачивается голова ребенка рука автоматически выпрямляется, а с противоположной стороны сгибается. Если в рефлекс втянуты и нижние конечности, то тоже самое происходит и с ногами. Задача упражнений устранить автоматические движения конечностей в зависимости от поворота головы.

  • Исходное положение лежа на спине на горизонтальной поверхности. Попросите ребенка повернуть голову в сторону или стимулируйте этот поворот игрушкой, голосом, прикосновением. Осторожно удерживайте голову в повернутом состоянии и согните в локте руку ребенка со стороны, в которую повернута голова, а с затылочной стороны выпрямите. Т.е. придайте позу обратную позе фехтовальщика. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Затем повторите упражнение с поворотом головы в другую сторону и соответственно измените положения рук. Если в рефлексе задействованы и нижние конечности, значит в упражнении должны участвовать и ноги.
Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться не только ежедневно, а по несколько раз в день и до тех пор пока тонические рефлексы не будут устранены полностью. От этого будет зависеть степень и выраженность вашего диагноза, а так же дальнейший реабилитационный прогноз.

Если ваш ребёнок еще мал, времени на устранение рефлексов потребуется меньше, чем старше ребенок тем больше времени займут занятия. Сделать конкретный временной прогноз или установить конкретные временные рамки вряд ли возможно. Так как двух одинаковых ДЦП не бывает, все очень индивидуально.

Вполне возможно, что ваш ребенок не будет испытывать желания выполнять упражнения, мало того будет активно возражать. Терпения Вам!!! Проявите смекалку, уговорите, отвлеките, займите чем-то интересным во время нахождения ребенка в нужном положении.

Знаете, так бывает, видишь, слышишь какую либо информацию, но почему то не придаешь ей значения или не находишь времени... Так произошло и со мной, о влиянии задержавшихся тонических рефлексах знала, но не придала должного значения, кроме того мой ребенок настолько активно протестовал, что попросту не хватило сил. Потом мы к ним все равно вернулись, но время было безвозвратно потеряно и в результате на устранение влияния тонических рефлексов у нас ушло несколько лет. Поэтому я повторяю: Это важно! Начинать реабилитационные мероприятия нужно с устранения тонических рефлексов!
 
Сверху